Найти тему
Кезлинг шарит

Валаамский архипелаг белой июньской ночью

Валаамский архипелаг состоит из примерно полусотни островов. Крупнейший из них — Валаам. Это — одно из известнейших мест России, правда ассоциируется оно у большинства жителей нашей страны исключительно с расположенной здесь одноимённой обителью. Но Валаам интересен, конечно, не этим: в первую очередь, этот расположенный посреди неспокойного Ладожского озера умиротворяющий кусочек суши — очень красив, недаром он вместе со всеми окружающими его островами имеет статус природного парка, и лишь потом идёт всё остальное: монастырь, скиты, церкви...

Я собирался сюда почти десять лет. Валаамский архипелаг был одной из первых целей на заре моих путешествий. Ещё в 2011 году, бороздя просторы Ладожских шхер на снегоходе, я решил: на следующий сезон надо дойти и на Валаам. В феврале 2012 года впервые за много лет лёд между материком и архипелагом так и не встал: там где до этого почти каждую зиму накатывался стихийный зимник из Сортавалы, по которому местные умудрялись ездить туда-сюда чуть ли не на обычных жигулях, теперь стояла открытая вода. В последующие годы традиционно морозные русские зимы на Ладоге сменились нетрадиционно тёплыми европейскими, и крупнейшее озеро Европы перестало замерзать даже у берегов. Мечту о посещении зимнего Валаама пришлось отложить до лучших времён...

Зато я открыл для себя Ладожские шхеры и стал выбираться туда с завидной регулярностью. Периодически я нет-нет да и предлагал друзьям: а давайте сходим как-нибудь на Валаам — вон же он на горизонте виднеется, рукой подать. Но, как водится, что-то шло не так: то кокос не рос (читай: погоды не было), то крокодил не ловился (читай: было банально лень). Во время последнего рекреационного набега на Северное Приладожье я решил — доколе?! Гештальт-то пора бы уже и закрыть!

И в один из тёплых июньских вечеров мы обогнули остров Пуутсаари и взяли прямой курс на Валаам. По прямой до него было ровно девятнадцать километров — минут сорок на моторной лодке, не больше. Короче — рукой подать.

На фото: вид на Валаам от Пуутсаари. Примерно по центру острова видна белоснежная колокольня Валаамского монастыря.

Крупнейшее озеро Европы было на удивление спокойным, а прогноз — стабильным: синоптики обещали, что штиль продлится ещё как минимум пару-тройку дней.

Примерно на полпути на горизонте появилось что-то непонятное. Издалека казалось, что там неожиданно разыгрывается какой-то свирепый шторм. Сразу же вспомнились древние легенды: про злых ладожских духов, насылавших волны-убийцы на проходящие мимо суда, да про местного Кракена — страшного подводного монстра, якобы неоднократно виденного местными жителями.

Действительность, конечно, оказалась прозаичнее: «волны» были всего-лишь оптическим эффектом, связанным с испарением верхнего слоя воды на закате дня, хотя, признаюсь, в первые мгновения, когда я их увидел, на моей голове успела появиться пара новых седых волосков: выглядели они очень натурально.

-2

К слову, север Ладожского озера находится в сейсмоопасной зоне: здесь встречаются Фенноскандинавский кристаллический щит и Русская плита, и в прошлом эта территория нередко сотрясалась мощными землетрясениями (их последствия можно увидеть, например, у скал Айно и Тервамяки, в проливе Аактонсалми и на острове Хепосалонсаари, а также ряде других мест Карелии). И хотя c 1920-х годов более-менее заметных подземных толчков в этом районе не наблюдалось, вероятность неожиданного колебания ладожского дна, а значит и появления внезапных волн на поверхности озера всё-таки существует.

Интересно, что одно из землетрясений на Ладоге было описано Александром Дюма, совершившим путешествие на Валаам в 1858 году:

Едва мы прошли четыре или пять миль, как оказались окутанными таким туманом, что перестали что-либо различать вокруг. Среди этого тумана раскатился гром, и озеро стало колебаться, как вода в котле над костром. Можно сказать, что буря была не в атмосфере, а в глубинах вод, которые, казалось, утратили охоту удерживать нас на своей поверхности.Как только капитан почувствовал удары яростных волн, то вместо отдачи распоряжений, позволяющих побороть опасность, если опасность была, он принялся бегать из конца в конец судна, крича: «Мы пропали!» Слыша капитана, испускавшего вопли отчаяния, все пассажиры, паломники и паломницы, бросились ничком, стукая лбами по доскам палубы и крича: «Смилуйся над нами, Господи!»Озеро продолжало колыхаться, не столько от волн, сколько от некоего внутреннего кипения. Я видел пять-шесть бурь, но ни одна не напоминала эту. Быть может, это старый Вяйнямёйнен проходил из океана в Ладогу. Нечего было и думать остановиться: судно двигалось само по себе и направлялось куда хотело.

Долго ли, коротко ли, но мы всё же добрались.

-3

Главная бухта острова — Монастырская. Именно на её берегу расположена центральная усадьба Валаамского монастыря и именно сюда приходят «Метеоры» из Сортавалы и Приозерска.

-4

Слева от входа в Монастырскую бухту находится Никольский остров, названный так в честь Николая Чудотворца — покровителя всех путешественников и мореплавателей. На острове располагаются одноимённые скит и церковь.

Вот описание церкви авторства Александра Дюма:

Тотчас на самой выдвинутой точке берега, которая по мере нашего приближения как бы подходила к нам, мы заметили маленькую церковь, всю в золоте и серебре, столь новенькую, что она казалась только что вынутой из бархатного футляра драгоценностью. Она возвышалась среди деревьев на газоне, который вызвал бы зависть у газонов Брайтона и Гайд-парка. Эта церковь — истинное сокровище как по искусству, так и по богатству — создание лучшего, на мой взгляд, архитектора России — Горностаева. Мы прошли почти у её подножия: по мере приближения нам открывались детали восхитительного вкуса. И странно, золото и серебро были, хотя и рассыпанные в изобилии, столь хорошо и умело распределены, что не вредили прекрасному облику этого маленького архитектурного шедевра. Это было первое за время моего пребывания в России сооружение, которое меня совершенно удовлетворило.

Что скажу, церковь действительно очень красива.

На обращённом в сторону материка мысу стоит маяк (вероятно, сохранившийся с финских времён). Ночью он работает.

-5

В дореволюционные времена здесь была устроена таможня: на Валаам запрещалось провозить алкоголь, табак и оружие, и все заходящие в Монастырскую бухту суда в обязательном порядке досматривались монахами Никольского скита. Найденный табак развеивался по ветру, спиртное выливалось, оружие изымалось.

-6

До наших дней на Никольском острове сохранилась маленькая таможенная избушка, в которой когда-то производилось оформление документов.

К слову, сегодня ходить далеко не надо: алкоголь свободно продаётся в магазине прямо на острове. Среди прочего в ассортименте — бальзам «Валаамский монастырь. Аптекарский сад», производимый из произрастающих на территории обители трав, крепостью 43%.

-7

В прошлом нетрезвых паломников, если такие обнаруживались, отправляли на одинокий остров, расположенный у противоположного входа в бухту. Посетить монастырь им разрешалось лишь на следующий день. Остров, использовавшийся в качестве вытрезвителя, в то время назывался Пьяным.

-8

В наши дни у него новое название — Светлый.

-9

Здесь живут павлины.

-10

Да, да, вначале мы тоже не поверили своим глазам: специально даже подплыли поближе. Оказалось, что на Светлом острове действительно проживает аж два десятка этих экзотических птиц, и их ни с чём несравнимые вопли то и дело разносятся над тихой Монастырской бухтой.

-11

На одной из местных скал находится футшток, высеченный в 1858 году с целью ведения наблюдений за колебаниями уровня воды в Ладожском озере.

Справа — памятный знак о съёмке Монастырской бухты великим князем Константином Николаевичем, совершённой им в 1844 году.

-12

Сердце обители — центральная усадьба с возвышающимися над ней Спасо-Преображенским собором и монастырской колокольней. Высота последней — свыше семидесяти метров, и её отлично видно за пару десятков километров.

-13

Вечерний Валаам — это какой-то сюрреализм: параллельный мир, прекрасный будто сон.

Здесь царит какой-то умиротворяющий покой. Из лесу доносится ласкающее слух щебетание птиц. В тон ему над бухтой неспешно разливается какая-то чудесная мелодия — незримый музыкант играет на свирели. Периодически кричат павлины.

Казалось, что мы — в какой-то сказке.

-14

В то же время современный Валаам — крайне противоречив.

С одной стороны, это — одна из главных духовных святынь нашей страны. Её очень любят нынешние президент с патриархом, и для каждого из них на архипелаге возведено по шикарной резиденции. К слову, в прошлом Валаам не был обделён и вниманием российских императоров: в 1819 году сюда приезжал Александр I, а в 1858 — Александр II. Правда, прежние монархи были заметно скромнее нынешних и во время своих визитов довольствовались обычными кельями в центральной усадьбе.

C другой стороны, Валаамский монастырь — фигурант ряда громких скандалов, известнейшие из которых связаны с насильственным выселением с острова на материк всех мирян (с 1950-х годов и до последнего времени на Валааме существовал одноимённый посёлок, в котором проживало почти шестьсот человек, и действовали больница, библиотека, школа и детский сад) и со строительством на заповедных островах архипелага роскошных резиденций (формально называемых скитами).

-15

При всём при этом Валаамский монастырь — наверное богатейшая обитель сегодняшней России. Только по официальным данным в его инфраструктуру за последние пару десятилетий вложены миллиарды рублей.

-16

Монастырь способен обеспечить себя всем необходимым: здесь есть своя пекарня, молочная ферма с сыроварней, рыбное хозяйство, где разводятся сиг и форель, растениеводческий комплекс, на базе которого выращиваются не только банальные картофель с капустой, но и клубника, и даже ананасы. Кстати, в дореволюционные времена валаамские монахи умудрялись выращивать в монастырских теплицах дыни с арбузами.

С материка на архипелаг проложен подводный кабель, обеспечивающий бесперебойную подачу электроэнергии, а неподалёку от центральной усадьбы возвышается несколько мобильных вышек, обеспечивающих стабильную мобильную связь с интернетом в радиусе десятка километров.

-17

Посетить Валаам самостоятельно — непросто: приветствуются только посещения, официально заказанные через местную паломническую службу (которой, к слову, принадлежат все «Метеоры», курсирующие между островом и материком). В течение короткого летнего сезона архипелаг посещает свыше сотни тысяч организованных паломников и туристов.

-18

Правда, куда не пойди — всюду скиты, скиты, скиты, старинные и новые, растущие по всему архипелагу как грибы после дождя.

-19

На Валааме есть два внутренних озера, которые в XIX веке были соединены с Ладогой системой каналов.

-20

На берегу двое рыбаков ловили рыбу. Один из них, в тёмном монашеском одеянии, был явно нам не рад и никак не хотел вытаскивать свой поплавок из воды, так что мы чуть не зацепились за него лодкой, проходя мимо.

-21

Живописный Владимирский мост, построенный из гранитных блоков в 1861 году, ведёт на остров Скитский, на котором расположен древнейший из валаамских скитов — Всех Святых.

Высеченная на мосту надпись гласит: «Возобновлена сiя канава 1860 г.». Пусть вас не смущает слово «канава». Это — всего лишь калька с финского kanava (в переводе — «канал»).

-22

Над одним из заливов плыл аромат свежеприготовленного шашлыка и слышался женский смех: у монахов был пикник.

-23

На фото — церковь Александра Невского, на удивление приятный образец современной религиозной архитектуры. Её построили в 2015 году. Церковь относится к одноимённому скиту.

-24

Рядом скрытый от любопытных глаз за лесом расположен Свято-Владимирский скит, основанный в 2006 году. На его территории находится резиденция, где во время визитов на Валаам останавливается Владимир Путин.

-25

Смоленский скит. Воздвигнутая на его территории в 1917 году одноимённая церковь посвящена всем павшим русским войнам. На мой взгляд, этот храм, построенный в стиле традиционного псковского зодчества, — красивейший на всём Валааме.

-26

Монастырская ферма. Здесь на итальянском оборудовании производятся твёрдые сыры (по рассказам местных — отличного качества).

Вечером над фермой разносится классическая музыка, под звуки которой производится дойка коров. Изумительное место.

-27

Природа на Валааме — очень красива. Не скажу, что здесь лучше чем на Ладожских шхерах, но точно не хуже.

-28

В конце мая у чаек на Ладоге обычно вылупляются птенцы (мы как-то даже наблюдали за этим процессом). К середине июня они уже довольно крупны, но летать пока не умеют, поэтому всего боятся и громко вопят, неуклюже ковыляя по своему родному островку.

-29

Особо отчаянные туристы приходят на Валаам на байдарках.

-30

Июнь — дивное время: хоть солнце и прячется ненадолго в ладожской пучине, но темнее от этого не становится.

-31

Авраамиевский скит.

-32

Остров Келисаари (Kelisaari), в наши дни он называется Оборонным. Этот остров известен тем, что на его территории сохранились остатки финских оборонительных сооружений: во время Зимней войны здесь располагался ключевой узел Валаамского укрепрайона, инспектировать который приезжал лично Карл Маннергейм, бывший в то время верховным главнокомандующим финской армии. По некоторым данным это — наиболее сохранившаяся финская фортификация на всём Ладожском озере, и некоторые туристы специально приезжают на Валаам только для того, что посетить именно эти укрепления.

На Оборонном за всю его историю никогда не было никаких религиозных построек. Но летом 2015 года здесь началось масштабное строительство. Теперь на Оборонном расположен Андреевский скит.

-33

Строительство всё ещё продолжается, но уже сейчас можно разглядеть силуэт храма и очередной монастырский корпус с большими панорамными окнами и просторной террасой.

-34

На краю острова, прямо рядом с траншеями времён Второй мировой войны, устроена вертолётная площадка.

-35

Самый внушительный из фортификационных объектов на Оборонном — финский наблюдательный пункт. Это сооружение — не уникально, я уже встречал подобные постройки на Лавуатсаари и на Хейнясенмаа. Но именно наблюдательный пункт на Оборонном — самый крупный. Его высота — около 22 метров.

-36

Так как у меня не было ни грамма уверенности, что этот объект не будет снесён в ближайшее время, я решил под покровом ночи глянуть одним глазком что там и как.

-37

Внутри обнаружилась свежая деревянная лестница, ведущая через все пять ярусов на самый верх.

Наверху — смотровая щель и круглый бетонный стол, немного обгрызенный с одного из краёв.

-38

С  наблюдательного пункта открывается чарующий вид на укрытое ночной пеленой Ладожское озеро.

-39

Вдалеке виднеется маленький островок Ханхипааси (Hanhipaasi; в переводе с финского: «hanhi» — гусь, «paasi» — камень или плита).

-40

Этот кусочек суши и островом-то назвать язык не поворачивается: так, гранитный бараний лоб, на пару метров возвышающийся над водой. Но в 1879 году финны построили на нём каменный маяк. Он неплохо сохранился до наших дней и даже работает.

Позади Ханхипааси — бесконечная и немного мрачная ночная Ладога. В июньских сумерках эта синюшная бесконечность выглядит несколько жутковато.

-41

Стоит только подойти к острову, как в небо взмоют сотни чаек. Со стороны их стая выглядит словно рой огромных карельских комаров.

-42

Правда, в отличие от последних, чайки довольно метко гадят — если не на голову, то просто на лодку, что, конечно, не так неприятно, но всё равно обидно. Отчасти по этой причине, а отчасти из-за бродящей по интернету информации об использовавшемся на маяке в советские времена радиоизотопном источнике энергии, и как следствие — повышенном радиационном фоне, мы решили не сходить на берег, а просто обойти вокруг острова на лодке.

Про Ханхипааси есть старая байка.

Лет десять, а может и двадцать назад, когда мобильной связи на Валааме ещё не было, а посёлок наоборот — существовал, там гуляла какая-то свадьба. Ради забавы решили они вечером сходить на Ханхипааси: пришвартовались, высадились, выпили, как положено, шампанского, потом догнались чем покрепче, а когда пришло время возвращаться обратно, выяснилось, что их катер унесло волнами в Ладогу. Ночь молодожёнам с гостями пришлось провести на холодных гранитных плитах — без укрытия и еды. Утром, когда мимо Ханхипааси на Валаам потянулись туристические теплоходы, робинзоны начали махать им руками, мол, спасите наши души! Но толку от этого было мало: туристы видели свадебную фату, развивающуюся на ветру, махали руками в ответ и кричали «Горько!», про себя восхищаясь тем, как красиво умеют отдыхать местные. Но самое удивительное, что на Валааме пропавшей свадьбы хватились лишь на третий день, — и только после второй проведённой на необитаемом островке ночи всю окончательно озверевшую к этому моменту компанию спасли.

Сейчас на Ханхипааси — стабильный скоростной мобильный интернет, долетающий сюда с Валаама: можно хоть стримы в прямом эфире вести.

-43

Наше первое знакомство с Валаамом подошло к концу. На тёмно-синем полотне Ладоги приветливыми огоньками заиграли линзы маяков, и мы устремились к материку.

На обратном пути звонница Валаамского монастыря, в солнечный день видимая за два десятка километров, спряталась от нас в ночной дымке. И сколько я не вглядывался в непроглядную ладожскую мглу, постепенно поглощавшую отдалявшийся от нас остров, так и не мог разглядеть её белоснежный силуэт.

Небо играло предрассветными красками, а я размышлял, какое же всё-таки удивительное место Валаам: с одной стороны — красивое и умиротворяющее, с другой — совершенно оторванное от реальности, будто какой-то «Град небесный», где тем не менее кипят нешуточные земные страсти и иногда, кажется, нет вообще ничего святого. И ещё толком не покинув остров, я твёрдо решил, что при первой возможности вернусь сюда, чтобы прогуляться по его дорогам и тропам, посетить сам монастырь, побеседовать с монахами и побывать на закрытых для рядового туриста скитах.

Не переключайтесь!

-44