Найти тему

Богатые тоже плачут. Готическое безумие Кельхов

Ни один из тех, кому довелось увидеть эту исключительную роскошь не остался равнодушным! Готическое безумие было увидено вживую и адские деревянные элементы резного оформления столовой в особняке станцевали свой бешеный танец! Стоя в кабинете перед гидом в ожидании, когда распахнутся двери слышатся, как наваждение, заветные слова: "А сейчас мы зайдем в Святая Святых, в которую так жаждут попасть тысячи людей, а удается это единицам"! Ноги окаменели, сердце бешено стучало - в узком дверном проеме виднелись стрельчатые окна и огромный резной камин! Сделав вдох, войдем же в зал - сердце замерло, в голове пустота. Мечта тяжело рухнула к ногам, недоступный "Форт-Нокс" пал с молчаливым тяжелым грохотом и сдался! Про телефон и съемку забываешь моментально! Руки как вата, слезы наполняют глаза, застилая свет, нисходящий из подлинных витражей XIX века...

Но так ли хороша и прекрасна была жизнь хозяина особняка - самого Александра Кельха? Трудоголик, идущий вперед ради семьи или нерешительный клерк? Как так вышло, что богатейший меценат России стал обычным продавцом папирос?! Как такое возможно? Победитель по жизни или всего лишь альфонс, которому повезло в браке? Давайте приоткроем завесу этой необычной семьи!

Особняк Кельхов дом под номером 28 располагается в Санкт- Петербурге на улице Чайковского, которая ранее именовалась Сергиевская. А началась эта история с семьи Базановых – богатейших золотопромышленников Восточной Сибири, имевшая в конце XIX века капитал в десятки миллионов рублей. После смерти главы рода – Петра Ивановича всё это достались его жене Юлии Базановой и дочери Варваре( будущей хозяйке особняка). В Москве купчиха Базанова познакомилась с Фердинандом Кельхом, который занимался народным образованием. Делал он это так успешно, что получил множество орденов и баронский титул. Бизнес всегда тянулся к аристократии, вот и Юлия Базанова решила обзавестись для династии дворянским титулом. Ну а почему бы и нет? Для этого она организовала свадьбу Николая Кельха, старшего сына барона со своей дочерью Варварой. Но счастье молодожёнов было недолгим, спустя два года Николай скоропостижно умирает. Сразу после похорон Александр Кельх, средний сын барона, делает предложение Варваре, и та, представьте себе, соглашается на свадьбу! Так внезапно молодой корнет стал управляющим огромного состояния своей жены, сам не имеющий почти ни гроша за душой. На тот момент состояние уже числилось не малым - не только несколько золотых приисков, но и заводов и большого пароходства. Вот вам и брак по расчету, но все ли расчеты были верны?

Через пару лет после свадьбы, в 1896 году, семья Кельхов решила обзавестись собственным жильём и приобрела двухэтажный особняк у греческого консула. Дом на Сергиевской (Чайковского) улице, 28 был выкуплен за 300 тыс. рублей и записан на имя Варвары Петровны. И вот тут уже и пойдет речь о нашем главном герое - особняке!

Александр Кельх сразу затевает перестройку двухэтажного особняка в стиле необарокко, хотя он был достаточно новый. На масштабную реконструкцию приглашаются два молодых архитектора, которым была дана полная финансовая свобода, а в оформлении интерьеров дан приказ использовать только натуральные и дорогие материалы. Яркие замыслы архитекторов были воплощены в стены особняка и как раз кстати начиналась новая эпоха - эпоха модерна! Александра Кельха можно смело назвать побеителем по жизни, он не смотрел на счета – он их только подписывал. В целом, особняк Кельха стал достоянием русской культуры и одной из архитектурных жемчужин Петербурга в стиле поздней эклектики. Здание представляет собой уникальную композицию, сочетающую стили готического замка, рококо, французского ренессанса, барокко и ар-деко. Это касается и внешнего облика, и интерьерных решений. Ну что же, давайте погуляем по особняку как когда то это делали его хозяева.

Каждый из интерьеров удивляет своим великолепием и, что бы убедиться в этом, мы должны попасть через парадную на главную лестницу особняка.

Вид на парадную лестницу снизу при входе
Вид на парадную лестницу снизу при входе

И первое, что мы чувствуем это потрясение от богатого убранства! Возникает ощущение, будто открылись двери в волшебный мир аристократического Петербурга начала двадцатого века! Потолок вестибюля оформлен яркими арабесками, в средней части лепнина, обрамляющая живописное полотно, на котором две прекрасные женщины. Одна из красавиц держит ленту с надписью "salve" на латинском это означает приветствие. У другой в руке ветка цветущего шиповника - символ здоровья, счастья и благополучия.

Потолок при входе
Потолок при входе
Плафон на переходе на лестницу
Плафон на переходе на лестницу

Поднимаемся наверх.

Вид сверху
Вид сверху

Стены украшены четырьмя полотнами с романтическими пейзажами. На одном из них неаполитанский залив и дымящийся вдали вулкан Везувий.

-6

Между полотен естественно искусный лепной декор - куда же без него, что бы глаза разбегались еще больше! И действительно, практически все пространство стен богато декорировано лепниной! Вестибюль завершается аркой, которая опирается на пилястры боковых стен. В верхней части каждой из них можно увидеть изображение мужского профиля. Согласно легенде, это портреты братьев Кельх - Николая и Александра.

Александр Кельх
Александр Кельх

Рано ушедший из жизни Николай изображен с покрывалом на голове. Лестница с шикарным драконом, который несет смысл защитника от завистников, вошедших в дом, лестница отличается богатством и причудливостью форм мраморных перил, которые украшены крылатыми драконами и львиными масками. Сказочные звери всегда на страже особняка хозяев и до сих пор служат ему верой и правдой.

Зеркало на втором этаже
Зеркало на втором этаже
Оформление ножек зеркала на втором этаже лестницы
Оформление ножек зеркала на втором этаже лестницы
Дракон при входе
Дракон при входе

Лестница имеет несколько пьедесталов, на которых установлены скульптуры и вазы. На нижнем пьедестале можно увидеть подпись изготовителя известной камнерезной мастерской "Георгий Лист. Москва". Когда лестница была готова, то ее в разобранном виде из Москвы доставили в Петербург по железной дороге в специальном вагоне. В то время это было очень дорогое удовольствие, но Варвара Кельх не поскупилась на затраты, мол в Петербурге не нашлось столь искусных мастеров и мрамора, который пришелся по вкусу капризной хозяйке. Мраморные скульптуры в нишах - копии работ известного итальянского скульптора Антонио Кановы - "Пробуждение" и "Венера Италийская".

-11
-12
-13

На потолке искусная роспись, которая значительно увеличивает объем пространства. Огромная люстра из бронзы завершает пышное оформление парадной лестницы.

-14
-15

Весьма динамичное решение с расширением пространства создает ощущение, что над тобой этажей семь, а не всего лишь два. С восточной стороны лестницы аркада, огромный глубокий потолок, смотришь и голова идет кругом.

Вход в остальные комнаты на первом этаже с аркой
Вход в остальные комнаты на первом этаже с аркой
-17
Восточный вход в холл
Восточный вход в холл

Верхняя часть оформлена бронзовой решеткой с причудливыми масками и сложными композициями из листьев. Так же удалось увидеть коридор, ведущий в подвалы( как раз мыли полы и повезло лицезреть таинство).

-19
-20

Но самое запоминающееся помещение особняка - готическая столовая! Это огромный зал, который занимает почти весь второй этаж. Тут все выдержано в стиле готики, где каждая деталь отличается совершенством исполнения и изощренностью фантазий художника, придумавшего все это роскошество! В центре огромный темный резной камин, который сверху украшен геральдической композицией в виде щита с монограммой хозяев особняка под рыцарской маской.

Камин
Камин

Рыцарский щит поддерживают олень и конь, которые в эпоху средневековья считались символами верности, силы и выносливости. При виде такого камина сразу представляешь, что находишься в настоящем замке, где льется рекою вино, слышен смех и истории мужчин о подвигах и где камины топили целыми древесными бревнами!

Фигура мужчины на левой стороне камина
Фигура мужчины на левой стороне камина
Фигура женщины на правой стороне камина
Фигура женщины на правой стороне камина

Когда то по обеим сторонам камина располагались два шелковых гобелена, на них были изображены рыцарские сцены.

Геральдический Щит
Геральдический Щит

Вся мебель, обрамление дверных проемов, и выходы на эркер выполнены из темного орехового дерева.

-25
Эркер с витражами
Эркер с витражами

Множество резных элементов и скульптур создают атмосферу таинственности и загадочности.

Боковые двери
Боковые двери

В готической столовой есть неприметная винтовая лестница, которая ведет на антресоли.

Винтовушка
Винтовушка

Когда то тут находился концертный орган, но он был утрачен. Зато сверху можно рассмотреть люстры, сделанные в виде ажурного обода.

Вид на люстру
Вид на люстру

Потолок представляет собой композицию из пяти килевидных арок и по форме они напоминают опрокинутое днище корабля.

-30
-31

Консоли декорированы фигурками химер, которые трубят в рог. Химера это мифическое чудовище, оно олицетворяет праздные и пустые фантазии, а так же несбыточные мечты. Кроме химер, чередующихся в шахматном порядке с хихикающими гномами, столовая украшена птицами, грифонами и драконами.

-32

Еще одним интересным элементом является щит, их тут огромное количество.

Входные двери в готическую столовую
Входные двери в готическую столовую

Но самым ценным элементом особняка считаются восемь прекрасно сохранившихся витражей, выполненных в одной из самых престижных мастерских живописи по стеклу Эрнста Тоддэ. Витражи эпохи модерна отличаются причудливо вырезанными цветными стеклами, которые соединялись в единое целое при помощи спаянных между собой свинцовых жилок.

Четыре витража эркера
Четыре витража эркера
-35

Стекло при таком креплении играло красками в световых лучах солнца на всю столовую! Витраж это очень хрупкое искусство, которое мы, к сожалению, потеряли с периода ХIХ века в большом количестве. В двух средних окнах расположены витражи с изображениями рыцаря в плаще с мечом в руке, а рядом прекрасная дама с прялкой. По легенде, это стилизованные портреты хозяина и хозяйки дома.

-36
-37

Два других витража тоже изображают женщину и мужчину, но кто это узнать не удалось. Возможно тоже хозяева дома, но в другом обличии.

-38
-39

На южной стене столовой большое панно. Этот витраж - картина "Вакханалия".

Витраж "Вакханалия"
Витраж "Вакханалия"

Интересна техника его исполнения, которая только входила в моду в то время. Это стекольная живопись, при которой витраж собирался из фрагментов стекла, окрашенного изнутри. Мастер наносил рисунок на стекло, затем шел обжиг, в результате которого краска вплавлялась в расписанное стекло и составляла с ним единое целое. Даже представить трудно, как мастера до такого додумались!

Резные элементы декора стен
Резные элементы декора стен

В особняке Кельхов, рядом с готической столовой, находится верхний кабинет с камином.

-42

Выполнен он в стиле барокко, для которого характерны использование нарядного и разнообразного декора, без каких либо готических элементов. Вся отделка в кабинете из орехового дерева. Двери и центральное окно украшены колоннами, на стенах когда то были красочные гобелены.

-43
Двери ведут в музыкальный белый зал
Двери ведут в музыкальный белый зал
-45
-46

Большой интерес представляет оформление потолка. В крестообразных филенках размещены резные композиции в виде цветов, листьев, гирлянд и розеток. Но среди них есть и необычные элементы в стиле эклектики это рабочие инструменты садовника и строителя. Изображение всех этих предметов можно найти в масонской символике, почему такого типа символика появилась тут это остается еще одной тайной особняка.

-47
-48

Верхний кабинет украшает монументальный камин из лабрадорита. Образцом для камина послужил другой камин в одном из залов ратуши бельгийского города Брюгге, выполненным известным мастером XVI века Ланселотом Бланделем. Камин украшен геральдической композицией. Это щит с буквами "А.К.", что обозначает имя хозяина.

Навершие камина слева
Навершие камина слева
-50
-51
Навершие камина справа
Навершие камина справа

Так же рядом находится курительная комната с диваном и даже на нем есть инициалы Кельха!

-53
Вид на потолок над диванчиком
Вид на потолок над диванчиком
Кожа дивана с инициалами
Кожа дивана с инициалами

Вид из кабинета с камином. Ранее в готической нише стояла статуя девушки.

-56
Задний двор в стиле готика
Задний двор в стиле готика

На втором этаже особняка располагается белый или концертный зал. Под потолком помещены скульптурные композиции с играющими путси. Их еще называют амурами и купидонами. Все пространство стен украшено различными лепными композициями, которые состоят из букетов цветов и музыкальных инструментов.

-58

Зал освещается люстрой из золоченой бронзы.

-59
-60

Неповторимость интерьеру придает огромный камин из светло-серого итальянского мрамора. Любопытная деталь, что топка камина выполнена в виде морской раковины. Автор этого шедевра - первая в России женщина, ставшая профессиональным скульптором Мария Львовна Диллон.

-61

Для четы Кельхов она сделала камин, украсив его пятиметровым изваянием "Пробуждение весны". На нем юноша приподнимает покрывало и любуется прекрасной спящей девушкой. Вся композиция это талантливое воплощение свадебного пожелания, полного любви и блаженства.

-62
-63
-64

К сожалению, в семейной жизни Кельхов это пожелание не исполнилось. Над этой скульптурной композицией Мария Диллон работала во Флоренции в течении целых трех лет, позднее в своей автобиографии скульптор писала: "Жаль, что такая красота будет находится в частном доме и никто ее не увидит". Торжественность залу придает паркет, собранный из разных пород дерева. От камина просто невозможно было отойти - настолько работа кажется живой.

-65

Рядом с белым залом расположена гостиная.

Эркер гостиной
Эркер гостиной
-67
Лепнина, изображающая Варвару и Александра
Лепнина, изображающая Варвару и Александра

Весь потолок занимает огромный живописный плафон, а рамой для него служит позолоченный карниз. Название полотна "Истина, Слава, Миролюбие и Правосудие, изгоняющие Зависть". В средней части две фигуры - одна из них это Правосудие, она изображена с весами, другая Истина - с зеркалом и оливковой веточкой. Справа от них на ступенях античного храма коленопреклоненный Марс, сложивший свое оружие, а над ним трубящая в золотой рог Слава.

-69

В особняке много внутренних винтовых лестниц, тайников и сейфов. Возможно, хозяева хранили в них свои драгоценности и коллекцию пасхальных яиц фабрики Фаберже. Чета Кельхов обладала семью великолепными пасхальными яйцами, которые были созданы ведущим мастером Фаберже. В России заказывать дорогие яйца в мастерской Фаберже, кроме царской семьи, имели возможность только два человека. Нефтяной магнат Нобель и Барон Кельх. Сам Карл Фаберже лично отбирал для Александра Кельха редкие драгоценные изделия. Семь лет подряд Кельх заказывал для своей жены в качестве подарка эти яйца. Кроме яиц у четы Кельхов были и другие предметы от фирмы Фаберже. Среди них бриллиантовое колье стоимостью 35.000 рублей и серебряный сервиз для готической столовой на 32 персоны, но все эти богатства счастья им так и не принесли.

В 1905 году, всего через два года после завершения реконструкции дома, Варвара Кельх неожиданно снимает деньги со счетов, бросает мужа и дочь, и уезжает в Париж вместе с коллекцией из семи яиц Фаберже. Александр продолжил заниматься делами жены и по её доверенности заложил особняк за 700 тыс. рублей. Через два года Кельх уже не в состоянии выплатить долг и в марте 1908 года, после отсрочки, теряет собственность.

Александр Кельх пытался в последующие годы восполнить материальные потери с помощью военной карьеры. В 1915 году, после 10 лет полностью раздельного проживания, согласно православной традиции, Кельхи разводятся. А 30 августа 1916 года, немец Александр Фердинандович принимает православие и становится Фёдоровичем, видимо, дела его стали совсем плохи, как и многих в то время. После февральской революции Александр Кельх уезжает в поисках работы на Дальний Восток. К этому времени он женится второй раз на портнихе, которая моложе его на 20 лет и имеет десятилетнюю дочь. Работы практически не было, и после скитаний семья возвращается в 1923 году в Петроград. Здесь он не смог найти себе никакого применения, а семью содержат жена и падчерица, поступившие чернорабочими на завод. Жизнь его стала совсем не той, что была прежде в сиянии бриллиантовой Варвары Петровны.

Бывшая жена, узнав о бедственном положении Александра, раз в 2-3 месяца начала посылать ему деньги. Она продала в 1920 году шесть яиц Фаберже парижской галерее «A La Vieile Russie» и имела с этого небольшой капитал. Варвара даже предлагала Кельху эмигрировать, но тот отказался. Он считал себя ни на что не годным, кроме того, чтобы продавать папиросы. Это была единственная работа, которую он смог найти через Биржу труда. Последнее место жительства Кельха – коммунальная квартира. Оттуда его репрессировали в лагеря в 1930 году, дальнейшая его судьба неизвестна. Варвара Кельх умерла в Париже в 1959 году.

Уникальный особняк был национализирован Советской властью. В 1919 году в нём открылась Школа экранного искусства – первое в мире кинематографическое учебное заведение. Здесь обучали актёрскому мастерству и режиссуре. С 1922 года учебное заведение получило статус института.

В период с 2009 по 2012 годы проводились масштабные работы по реконструкции обветшалых интерьеров и сейчас внутри всё выглядит, как раньше. Попасть в особняк можно только с экскурсией.