Зрительная система ребенка с самого рождения имеет зрительные рефлексы— прямую и содружественную реакцию зрачков на свет, кратковременное рефлексирование поворота глаз и головы в сторону источника света, попытка проследить за движущимся предметом. В дальнейшем, по мере взросления ребенка постепенно развиваются и совершенствуются все остальные зрительные функции организма.
Световая чувствительность
Чувствительность к свету появляется сразу после рождения. С самого рождения ребенка свет оказывает стимулирующее влияние на развитие зрительной системы и служит основой для формирования всех ее функций.
Под действием света зрительный образ у новорожденного не возникает, а вызываются зачастую неадекватные защитные реакции.
Сетчатка – это нервная ткань, развитие функций которой происходит постепенно. У младенцев чувствительность сетчатки к свету еще очень низкая. Для того, чтобы ребенок смог почувствовать присутствие света, его интенсивность должна быть в сотни раз выше, чем у взрослого человека.
Уже ближе к 6 месяцам чувствительность к свету заметно возрастает, а к году возрастает пятикратно. Снижение чувствительности к свету у новорожденных объясняется недостаточным развитием зрительной системы. Расширение зрачков в темноте происходит медленнее, чем их сужение на свету. Начиная со 2-3 недели жизни малыша, начинает формироваться деятельная связь зрительной системы, что способствует развитию функций предметного, цветового и пространственного зрения.
Центральное зрение
Появление центрального зрения происходит уже на 2-3 месяце жизни. У малыша начинает развиваться форменное зрение, когда различные предметы приобретают контуры, есть уже понимание длины и ширины. Скоординированное движение глазных яблок помогает проследить за перемещением объектов. Например, перемещение мамы, животных, движение игрушек. В этом возрасте малыш уже способен различать цвета: красный, желтый, и зеленый. С 4 до 6 месяцев ребенок способен реагировать на появление лиц, более в раннем возрасте, примерно в 3 месяца, уже может заметить грудь матери. Ближе году улучшается развитие форменного зрения и появляется способность распознавать геометрические фигуры.
Цветовосприятие
Параллельно с развитием остроты зрения происходит формирование цветового восприятия. Способность к распознаванию цветов появляется в период с 2 до 6 месяцев.
Почти с самого рождения малыш способен распознавать цвета, начиная с красного, желтого, зеленого и синего. Очень важно начинать показывать однотонные игрушки, либо карточки. Можно заметить один момент, если ребенку показать сначала картинку одного цвета, а потом другого, то дольше малыш будет смотреть и фокусировать свой взгляд на второй картинке, так как с этого момента происходит развитие зрительной памяти.
Для созревания зрительной системы ребёнку необходимы:
- поиск объекта, на котором я буду останавливать внимание;
- фокусировка глаз;
- сканирование объекта.
Я увидел картинку, сфокусировался на ней и начал рассматривать, изучать. Чтобы зрение у ребёнка развивалось правильно, ему необходимо расширять поле зрения. Малыш первые месяцы всё время лежит. И зрение у него не очень хорошее. Он видит маму размыто.
Для развития внимания и тренировки глаз уже с 1 месяца полезно ставить в кроватке то с одной стороны, то с другой яркие контрастные картинки, на которых малыш будет учиться фокусировать внимание. Чёрный и белый - это те цвета, которые ребёнок может различать с самого рождения. Когда малыш смотрит на подобные картинки, он учится фокусировать взгляд. А фокусировка взгляда в свою очередь активизирует работу мозга.
В результате занятий с черно-белыми картинками у новорожденного улучшаются зрительные функции: острота зрения, цветоощущение, контрастная чувствительность, расширяется поле зрения.
Новорожденные легче воспринимают контрастные черно-белые узоры. Потому что их "палочки" - клетки в сетчатке глаза, чувствительные к слабому свету и различающие только черный и белый, - работают лучше, чем "колбочки" - клетки, которые видят цвета на ярком свету. В этот период малыши предпочитают простые геометрические фигуры, клетку, полоску, точки, прямые и ломаные линии.
Уже в 10 дней малыш может удерживать в поле зрения движущийся предмет - ступенчатое слежение. А в 20 дней - сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и на лице говорящего с ним взрослого. К концу месяца он пытается следить за медленно перемещающимся черно-белым предметом или лицом взрослого на расстоянии 20-30 см. Замечает объекты, недолго рассматривает их.
Тренировка от 0 до 1 месяца:
Фиксация взгляда
1️. Положите кроху на животик. Разместите картинки перед малышом. В следующий раз поставьте картинки справа от ребёнка. Затем - слева. Чтобы кроха расширял своё после зрения.
Прослеживание.
1️. На расстоянии примерно в 30 см от глаз покажите малышу картинку. Ребёнок заметит и зафиксирует на ней взгляд. Медленно переместите картинку вправо, потом медленно - влево - горизонтальное прослеживание.
2️. Приближайте картинку к малышу на 20 см и снова удаляйте до 1 метра - вертикальное прослеживание.
В наборе Смотрелки КузяТут вы найдёте 6 книжек-гармошек удобного формата! Каждая книжка состоит из трёх картинок с одной стороны и трёх картинок с другой стороны. Картинки предусмотрены со специальными отверстиями - поэтому вы можете повесить книжку и в коляску, и в кроватку в качестве мобиля.
С черно- белыми книжками-гармошками "Животные" и "Узоры" знакомим кроху с 1 до 5 месяцев. После 5 месяцев будет актуальны цветные книжки-гармошки "Предметы", в которых представлены основные цвета, доступные детям до 1 года. ⠀
⠀