Найти тему

Цель образования: диплом ВУЗа или самореализация ребенка?

Оглавление

Какую конечную цель мы преследуем, когда представляем себе окончание образовательного пути нашего ребенка? Получение диплома об образовании – и все? Или, быть может, полная реализация способностей ребенка, ведущая к полной и счастливой жизни, где получение диплома – всего лишь промежуточный этап?

В этой статье немного поразмышляем, как мы привыкли ставить ключевые образовательные цели для наших детей и как можно взглянуть на постановку целей с точки зрения менеджмента и психологии.

Часть 1. Анализируем цель по «умной» методике из менеджмента.

Предположим, что у нас самая стандартная цель: сдать ОГЭ, затем ЕГЭ и поступить в ВУЗ.

В среде менеджеров всех ипостасей широко известна и применяется методика «умной» постановки целей или постановка целей по SMART (англ. «умный»). Применим методику постановки цели по SMART к выбранной цели для нашего ребенка:

Specific – Конкретный: да, цель конкретная и всем понятная;

Measurable – Измеримый: да, ЕГЭ оценивается в баллах, которые принимаются в ВУЗах;

Achievable – Достижимый: да, в нашей цели нет ничего сверхъестественного, нужно только методично прикладывать соответствующие усилия для ее достижения;

Relevant – Значимый: да, предполагается, что цель значима не только для родителей, но и для ребенка, во многом выбирающего вместе с ВУЗом дальнейший жизненный путь, хотя этот аспект, пожалуй, наиболее спорный среди прочих;

Time-bound – Ограниченный во времени: да, есть понятный всем временные рамки и сроки сдачи ЕГЭ и последующего зачисления.

С одной стороны, все ясно и прозрачно: мы идем с ребенком от одной цели к другой цели по понятному маршруту, определяя во многом его дальнейший жизненный путь.

Однако, нам следует четко осознавать, что данный путь – это то, что в некоторой степени навязано всем и каждому обществом извне, это готовый шаблон устоявшейся общественной системы. Это «проверенная» и «проторенная дорожка», дающая определенность и ясность жизненного планирования.

С другой стороны, как мы относимся к факту неповторимости личности нашего ребенка, к уникальности его жизненного пути, к свободе выбора его судьбы? Мы ведь догадываемся, что вынуждены идти на определенный компромисс между индивидуальной особенностями личности и жесткостью, штампованностью «конвейерной» образовательной системы.

«Вот когда получит диплом о высшем образовании, пусть дальше сам и решает, чем заниматься, ищет призвание и выбирает жизненный путь!» - весьма распространенный ответ, якобы фиксирующий трезвую, реалистичную позицию родителя, умудренного жизненным опытом.
Можно и так. Но можно немного подумать над этим и задаться вопросом: как ребенку научиться ориентироваться в жизни, отталкиваясь от собственных уникальных особенностей, если его двадцать лет этому не только не учили, но наоборот – учили идти по «проторенной дорожке», усваивать понятные и одобряемые социальной системой шаблоны?

Далее предлагаю на один шаг продвинуться в понимании нашего целеполагания для ребенка.

Часть 2. Какие потребности мы удовлетворим, продвигаясь к цели и нужна ли нам самореализация?

Применим к нашей цели другой известный инструмент, предложенный популярным психологом с русскими корнями Абрахамом Маслоу: иерархию потребностей или «пирамиду потребностей», как мы больше привыкли из учебников по менеджменту.

Мы предполагаем, что наш ребенок, идя к своей цели, и достигнув ее, затем гарантированно сможет удовлетворить все базовые потребности:

- физиологические – сможет себя «прокормить» и обеспечить себя жилплощадью;

- потребности в безопасности – сможет наладить комфорт, относительное постоянство условий жизни;

- потребность в любви и принадлежности – в общении, привязанности, дружбе, заботе о других и в ответной заботе, в совместной деятельности, в любовных отношениях – конечно, где же как не в студенческой среде наиболее интенсивно удовлетворяются эти потребности?

потребность в признании и уважении – самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успехов и высокой оценки, служебный рост, престижная работа и социальное положение – явления, путь к которым мы представляем главным образом через получение высшего образования;

- потребность в самореализации (или самоактуализации)…? Вот теперь может возникнуть обоснованное сомнение: предполагает ли наша цель возможность самореализации для ребенка и если да, то в какой степени?

Что такое самореализация простыми словами? – это процесс раскрытия всего внутреннего потенциала личности, причем личности как уникального и неповторимого целого.
Большой ошибкой будет полагать, что для успешной самореализации будет достаточно развивать склонности ребенка к каким-то определенным предметам – развивать способности необходимо, но вероятно недостаточно. Более того, уже на данном этапе нередко возникают сложности и недопонимание в том, к чему действительно способен ребенок. Зачастую родители с разной степенью осознанности сами «подталкивают» его в том направлении, которое им видится или кажется приоритетным, исходя из собственных стереотипов, нереализованных желаний, предрассудков и т.д.

Другими словами, мы чаще наблюдаем в лучшем случае интуитивный подход, не подкрепленный анализом действительных способностей ребенка. Профессиональный подход в данном случае может быть реализован с помощью профориентационных консультаций, в ходе которых, используя тесты и научный подход, будут выявлены реальные особенности и склонности личности, повышающие вероятность успеха в дальнейшей самореализации. Методы профориентационного тестирования позволяют если не избежать, то существенно снизить вероятность многочисленных «проб и ошибок», долгих мучений от того, что «я занимаюсь чем-то не тем», которые могут растянуться на многие годы, смены ВУЗов и других сопутствующих стрессов.

Самореализация является одновременно сложным, комплексным процессом, и труднодостижимым состоянием (согласно Маслоу очень немногие люди достигают полной самореализации). Существующая образовательная система не настроена на то, чтобы наши дети развивали в себе то лучшее, что заложено в них природой, перед системой просто не стоит такой задачи. Создание условий для самореализации личности, для полного раскрытия потенций ребенка, ложится главным образом на родителей, искренне заинтересованных в том, чтобы ребенок жил полноценной счастливой жизнью, а не ограничивался тем примитивным набором эмоциональных состояний, которые обеспечивает сегодняшний «стандарт комфортного существования».

Стремление к самоактуализации – это процесс, ориентирующийся на ценность, ценность определенного качества жизни, стоящего на вершине иерархии потребностей по Маслоу. Если мы хотим, чтобы наш ребенок в будущем самореализовался, нам уже сейчас придется поставить более амбициозную цель, нежели ту, которую общество предлагает всем нам в качестве готового стандарта.

#лучшеучиться #луч #анолуч #studywell #цель учебы #самореализация ребенка #поступление в ВУЗ #маслоу амоактуализация #профориентация #smart