Найти тему
Дизайн Иваныч

Вкусно и точка. Разбор открытия импортозамещенного макдака и крутой вариант брендинга

Новый Макдак называется «Вкусно и точка». Я ждал открытия этого заведения с большим энтузиазмом. Но 12 июня был весьма разочарован. Поговорим о том, что меня так расстроило и поразмышляем, как можно это исправить.

По моему глубокому убеждению, закрытие Макдональдса – это довольно-таки большая утрата. При этом нет, я не горюю по «американской жрачке» (она-то как раз сохранилась и тут изменений не прослеживается) – меня беспокоит культурный аспект. В России очевиден наметившийся тренд на постепенный отказ от всего западного, который подаётся под соусом отказа от «тлетворного влияния». Такой подход не станет подвергаться мной критике, потому его формальное восприятие отражает абсолютно логичное желание здравого человека. Но меня не может не беспокоить тот факт, что разного рода чиновники, взяв под козырёк, начинают видеть «тлетворное» абсолютно во всём иностранном, из-за чего (в дополнение к зачастую нелогичным санкциям) с российского рынка уходят очень важные иностранные игроки.

Так россияне провожают Мак, ист.: https://mc.bk55.ru/news/article/25422/
Так россияне провожают Мак, ист.: https://mc.bk55.ru/news/article/25422/

«Макдональдс» – один из таких. Став в начале известных событий (так называю в попытке избежать пессимизации от Яндекса) олицетворением кампании западных предприятий по уходу с отечественного рынка, «макдак» подвергся настоящей травле со стороны россиян. Что в значительной мере трансформировало «временную приостановку деятельности» в окончательный уход. И вот встречаем «Вкусно и точка» (позвольте, дальшея буду сокращать ВИТ).

Касса ВИТ на Пушкинской в новых цветах бренда
Касса ВИТ на Пушкинской в новых цветах бренда

Когда я прочитал новость о том, что сеть Макдака выкупил человек, владевший сетью ресторанов по оригинальной франшизе, я порадовался, потому что предполагал, что он полностью знаком с особенностями ведения бизнеса и привычное место лишь изменит бренд и оформление, оставив внутри простую, но гениальную суть – дёшево, быстро, вкусно. Сейчас удручает тот факт, что, кажется, я сильно ошибался.

К открытию «новой» сети было приковано много внимания, а днём открытия был выбран государственный праздник – 12 июня. Каково же было удивление, когда стало понятно, что руководство новой сети не придало это никакого значения! Судите сами. На втором фото мы уже можем видеть логотип ВИТ – стилизованная буква «М». Я в ней вижу булочку и два ломтика картошки фри на зелёном фоне. Безусловно, аналогия ясна. Но! Вот фото девушек с открытия «главного» предприятия на Пушкинской:

девушки с шариками и масками от ВИТ, ист.: https://snob.ru/society/burgery-vozvrashayutsya-kak-proshlo-otkrytie-restorana-seti-vkusno-i-tochka-na-meste-makdonaldsa-na-pushkinskoj-ploshadi/
девушки с шариками и масками от ВИТ, ист.: https://snob.ru/society/burgery-vozvrashayutsya-kak-proshlo-otkrytie-restorana-seti-vkusno-i-tochka-na-meste-makdonaldsa-na-pushkinskoj-ploshadi/

На лицах у них «очки» в виде бургеров, а в руках с картошкой и рожком мороженого. Чего главного мы не видим на этих промо элементах? Правильно – логотипа. За несколько месяцев подготовки, новый владелец сети не смог обеспечить открытие (которое, кстати, посетили такие лица как Сергей Собянин!) своего флагманского ресторана промо атрибутикой?!

Идём далее. Поговорим об уже упомянутом логотипе. На картинке ниже есть три лого. Угадайте, какое из них принадлежит ВИТ?

Загадочка
Загадочка

Ответ – первое. Но проблема в том, что два других появились на свет раньше. Второй вышел из-под пера португальского дизайнера в апреле 2021 года, а третий принадлежит португальской же компании, занимающейся производством кормов для животных «Matosmix», как минимум с января текущего года (тогда он уже присутствовал на их официальном сайте). Не берусь никого обвинять в плагиате, как это уже успели сделать многие СМИ, но всё-таки подозрительно. Да и к самому логотипу есть вопросы! Где в названии «Вкусно и точка» дизайнер увидел букву «м»?

Теперь к оформлению и брендингу. В пору, видимо, поговорить о причинах отказа ресторана от первого названия «Весело и вкусно». Потому что, как я упомянул выше, это по-прежнему вкусно, но совсем не весело!

"Топ-брендинг", источники: msk1.ru, mgazeta.com, kazanfirst.ru
"Топ-брендинг", источники: msk1.ru, mgazeta.com, kazanfirst.ru

Интерьеры новых ресторанов выглядят удручающе. На первый взгляд всё вроде хорошо, но если начать присматриваться к деталям, то тут начинается ад…

  • на входных группах отодраны старые логотипы, а прикрепить новые времени и сил не хватило;
  • на подносах вместо лого макдака красуются пустые места со следами внимание! наждачки! То есть логотипы просто оттирали наждачкой! О приобретении новых подносов не позаботились даже во флагманском ресторане на Пушкинской!
  • логотипы Мака на соусах – просто замазаны маркером!
  • вместо брендированных стаканов, коробочек для бургеров и упаковок для картошки – безликие белые (то есть подписи, что за продукты лежат внутри есть, а вот позаботиться о брендинге и нанести на коробки хотя бы вышеупомянутый логотип – не додумались)!
  • сайтом чуть ли не крупнейшее предприятие общепита в стране не обзавелось до сих пор!

И всё это – только то, что бросается в глаза с первого взгляда.

Но ведь на просторах интернета уже есть очень достойные варианты айдентики для нового предприятия. Я ни за что не поверю, что у нового владельца сети не нашлось средств, чтобы привлечь вот этого автора к работе над брендом.

Инфа не закрытая – концепция пролетела по всем дизайнерским пабликам ещё больше месяца назад! Но нет. Почему?

Часть вопросов – отпадает, когда углубляешься в биографию нового владельца, имеющуюся на «Википедии». Александр Говор - шахтёр, нефтяник, ресторатор и девелопер, владелец молокозавода и колбасной фабрики. Депутат законодательного собрания Кемеровской области от «Единой России» (и, по данным «Форбс» - самый богатый депутат Кузбасса), на свадьбе дочери которого выступали Алла Пугачёва и Boney M. Человек и пароход, короче говоря.

Александр Говор, ист.: aif.ru/money/market/novyy_vladelec_rossiyskih_restoranov_mcdonald_s_aleksandr_govor_dose
Александр Говор, ист.: aif.ru/money/market/novyy_vladelec_rossiyskih_restoranov_mcdonald_s_aleksandr_govor_dose

Понятное дело, что бизнесмен такого уровня зачастую не вникает персонально в дела всех фирм, которыми владеет. Но данный случай – исключение. Фактически после приобретения бизнеса «Макдональдса» он стал крупнейшим (ну одним из крупнейших - точно) бизнесменом России в сфере общепита. Владельцем культовой сети! Поэтому и управляющего стоило подобрать компетентного!

Если честно, во всём этом прослеживается некоторое издевательство над людьми. Мы оставляем вам еда, она вкусная. И точка. Без остального перебьётесь. Неумение обернуть в нормальную форму уже готовый баснословно прибыльный бизнес – это особое умение. Нефтяник, одним словом. Если таким будет и всё остальное импортозамещение, то скоро нам всем будет очень грустно. И точка.