Короткие поучительные рассказы для детей.
В дошкольные годы ребенок является активным слушателем. В это время у него формируется очень важное качество - умение слушать. Путь ребенка к книге лежит через взрослых. От того, что и как взрослые будут читать детям, как часто, будет зависеть каким вырастит ребенок.
В своей практике я часто использую короткие поучительные рассказы Евгения Пермяка. Они расширяют представление детей об окружающем мире, формируют нравственные ценности ребенка. Герои рассказов Евгения Пермяка совершают различные поступки, попадают в разные жизненные ситуации, схожие с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои этих рассказов, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие. Через них ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут ему пригодиться в жизни.
Кроме того, короткие рассказы Е. Пермяка несут в себе большую ценность в развитии речи: расширяют словарный запас ребенка, формируют грамматический строй и связную речь. Ведь эти рассказы можно пересказывать! Ребенок учится правильно составлять предложения, развивает память, логическое мышление и воображение.
Например, при пересказе рассказа «Про нос и язык» детям трудно согласовать числительные один и два с существительными, запомнить последовательность называния частей тела, да еще при этом постараться изменить голос внучки, бабушки и автора. Для этого мы с ребятами сначала отрабатываем отдельно эти категории, тренируемся пересказывать по ролям, что им очень нравится, а потом соединяем в целый рассказ.
Очень важно при чтении рассказов спрашивать у ребенка какие слова ему были непонятны и объяснять значение этих слов; совместно обсуждать поступки героев («А как бы ты поступил?», «А я бы сделала так…»); спрашивать какое настроение было у героев, почему; что тебе больше понравилось или наоборот; помочь ребенку понять смысл прочитанного рассказа.
Предлагаю вашему вниманию два рассказа Е. Пермяка в моем прочтении: 1."Как Маша стала большой".
2. "Как Миша хотел маму перехитрить".
Почитайте детям: "Ах!", "Надина ласточка", "Как Тата голос выплакала", "Самое страшное", "Для чего руки нужны", "Кто?", "Хитрый коврик".