Найти тему

Вторая Мировая война и кинематограф (часть первая)

Уже четвёртое поколение в мире не знает, что такое Мировая война. Оставшихся в живых ветеранов, подаривших нам мирное небо над головой, становится всё меньше. Но мы должны в веках свято помнить и чтить их Великий Подвиг и не допускать повторения Мировой трагедии! Вечная Память и Слава Воинам, победившим фашизм!

В феврале 1938 года из-за угрозы военного нападения нацистской Германии на Австрию её канцлер Карл Шушниг прибыл в Берхтесгаден (Бавария), где под давлением Адольфа Гитлера подписал ультиматум, в соответствии с которым власть в Австрии должна быть передана нацистам, а член нацистской партии венский адвокат Артур Зейсс-Инкварт назначен министром внутренних дел. Шушниг попытался восстановить контроль над ситуацией и объявил плебисцит о сохранении Австрией независимости на 13 марта. Во второй половине дня 11 марта Шушниг согласился на отмену плебисцита, а вечером Гитлер добился его согласия на отставку и передачу власти Зейсс-Инкварту. Шушниг объявил о своей отставке по радио и приказал австрийской армии в случае вступления немецких войск в Австрию отступать, не вступая в боевые действия. Президент Австрии Вильгельм Миклас в 23 часа 15 минут 11 марта 1938 года капитулировал и поручил Зейссу-Инкварту сформировать новое австрийское правительство.

Жители Австрии приветствуют Адольфа Гитлера.
Жители Австрии приветствуют Адольфа Гитлера.

13 марта Президент Австрии подал в отставку. В ночь на 12 марта на территорию Австрии вступили германские войска. 13 марта в столицу Австрии, Вену, прибыл руководитель Германии Адольф Гитлер, провозглашённый "протектором короны Карла Великого" и был опубликован Закон "О воссоединении Австрии с Германией". 11-13 марта 1938 года австрийское государство пало под давлением нацистской Германии и австрийских национал-социалистов. Абсолютное большинство австрийцев искренне приветствовали присоединение к Германии; сохранились лишь единичные свидетельства публичного неприятия аншлюса или хотя бы равнодушной реакции на него, в основном в сельской местности. В столице около полумиллиона человек (170 тысяч евреев, 80 тысяч "полукровок", коммунисты, социал-демократы, сторонники режима Дольфуса-Шушнига и так далее) имели основания опасаться гитлеровских репрессий, но активного противодействия аншлюсу они не оказали.

     15 марта 1938 года. Жители Вены приветствуют Гитлера на Хельденплац.                          В послевоенной Австрии подобные свидетельства отвергались как геббельсовская пропаганда: идеологи Второй республики утверждали, что никакой массовой поддержки аншлюса не было, все без исключения австрийцы стали "жертвами нацистской оккупации".
15 марта 1938 года. Жители Вены приветствуют Гитлера на Хельденплац. В послевоенной Австрии подобные свидетельства отвергались как геббельсовская пропаганда: идеологи Второй республики утверждали, что никакой массовой поддержки аншлюса не было, все без исключения австрийцы стали "жертвами нацистской оккупации".

Почти все австрийские немцы поддержали не столько объединение с северным соседом, сколько рассчитывали, что новый режим твёрдой рукой быстро восстановит докризисный уровень жизни; значительная часть населения - на то, что он "решит" ненавистный "Еврейский вопрос" (антисемитизм - одна из черт национального характера австрийских немцев, процветал в Австрии больше, чем в любой иной немецкоязычной земле; с 1920 года страной управляли партии с открыто антисемитскими программами). В мае 1938 года стихийные еврейские погромы сменились организованной "аризацией" - планомерной конфискацией еврейских активов в пользу Рейха и германских промышленников. Главной целью гитлеровцев на этом этапе было не физическое уничтожение австрийского еврейства, но принуждение его к эмиграции за пределы Рейха. В 1938-1941 годы из Австрии бежали около 130 тысяч евреев; около 15 тысяч из них вскоре погибли в странах, оккупированных Германией. С этой волной эмиграции Австрия навсегда потеряла научные школы физиков, юристов, экономистов, архитекторов, венскую школу психоанализа.

     Концентрационный лагерь и лагерь смерти "Освенцим" (концентрационный лагерь и лагерь смерти "Аушвиц" - Konzentrationslager "Auschwitz"),располагавшийся в 1940-1945 годах в гау (области) Верхняя Силезия (Gau Oberschlesien) к западу от Генерал-губернаторства, около польского города Освенцим, который в 1939 году указом Гитлера был присоединён к территории Третьего рейха, в 60 км к западу от Кракова. Ворота лагеря с надписью "Труд освобождает" ("Arbeit macht frei"). Эта немецкая фраза была обманом. Всего за время войны в лагере было умерщвлено более 1,6 миллионов человек, в том числе 1,1 миллион евреев, 146 тысяч поляков, 21 тысяча цыган, 15 тысяч советских военнопленных.                                                                                                                                  В настоящее время в Польше используется только название "Аушвиц", чтобы провести максимально четкое разграничение между нацистским концлагерем и древним польским городом Освенцим.
Концентрационный лагерь и лагерь смерти "Освенцим" (концентрационный лагерь и лагерь смерти "Аушвиц" - Konzentrationslager "Auschwitz"),располагавшийся в 1940-1945 годах в гау (области) Верхняя Силезия (Gau Oberschlesien) к западу от Генерал-губернаторства, около польского города Освенцим, который в 1939 году указом Гитлера был присоединён к территории Третьего рейха, в 60 км к западу от Кракова. Ворота лагеря с надписью "Труд освобождает" ("Arbeit macht frei"). Эта немецкая фраза была обманом. Всего за время войны в лагере было умерщвлено более 1,6 миллионов человек, в том числе 1,1 миллион евреев, 146 тысяч поляков, 21 тысяча цыган, 15 тысяч советских военнопленных. В настоящее время в Польше используется только название "Аушвиц", чтобы провести максимально четкое разграничение между нацистским концлагерем и древним польским городом Освенцим.

Всего за семь лет с 1938 по 1945 год погибло около 65 тысяч австрийский евреев. Практически полностью истреблены жившие в Австрии цыгане. Общее число погибших от гитлеровских репрессий в Австрии оценивается в 120 тысяч человек. Наиболее сильное сопротивление нацистскому режиму оказали коммунисты (около 2700 были казнены за активное сопротивление и около 500 погибли с оружием в руках). Ещё сто тысяч человек подверглись аресту по политическим мотивам. Сопротивление австрийских немцев нацистскому режиму было малочисленно и не принесло результата; подавляющее большинство австрийцев до самого конца активно поддерживали режим. Свыше 1,2 миллиона австрийцев воевали на стороне Рейха. Военные потери за годы войны составили 247 тысяч убитых военнослужащих и от 25 до 30 тысяч гражданских лиц, погибших от союзных бомбардировок и в ходе наступления Красной армии в 1945 году.
Несмотря на то, что Австрия не была ещё аннексирована Германией до 12 марта 1938 года, лицам еврейской национальности было запрещено работать в австрийской киноиндустрии с 1936 года из-за давления со стороны нацистской Германии, где евреям было запрещено работать в кино в течение нескольких месяцев после прихода нацистов к власти. Германия была самым важным экспортным рынком для австрийских фильмов, и Германия пригрозила полным запретом на импорт австрийских фильмов, если австрийцы не выполнят их требования. Большинство еврейских австрийских режиссеров, актеров и других работников киноиндустрии, наряду со многими нееврейскими противниками нацистов, эмигрировали в последующие годы во Францию, Чехословакию, Великобританию и США. Крупнейшие кинорежиссёры, уроженцы Австро- Венгерской империи были вынуждены покинуть Родину.
Успешную карьеру в Соединенных Штатах сделали режиссёры: Билли Уайлдер (22.06.1906, Суха, Австро-Венгрия - 27.03.2002, Беверли-Хиллз, США), Фриц Ланг (05.12.1890, Вена, Австро-Венгрия - 02.08.1976, Беверли Хиллз, США), Йозеф фон Штернберг (29.05.1894, Вена, Австро-Венгрия - 22.12.1969, Голливуд, США), Фред Циннеман (29.04.1907, Вена - 14.03.1997, Лондон), Отто Людвиг Премингер (05.12.1905, Вижница, Австро-Венгрия - 23.04.1986, Нью-Йорк, США), Вальтер Райш (23.05.1903, Вена, Австро-Венгрия - 28.03.1983, Лос-Анжелес, США), Майкл Кёртис (24.12.1886, Будапешт, Австро-Венгрия - 11.04.1962, Голливуд, США),
в Англии работали выходцы из Венгрии братья Александр Корда (16.09.1893,Туркеве, Венгрия, Австро-Венгрия - 23.01.1956, Лондон, Великобритания), Золтан Корда (03.06.1895,Туркене - 13.10.1961, Голливуд, США) и Винсент Корда (22.06.1896, Туркене - 04.01.1979, Лондон).

     Луиза Кольм-Флек и Якоб Флек.                                                                                                 В Шанхае (Китай, под японским марионеточным правительством) пережили нацистскую оккупацию родной страны патриархи австрийского кинематографа женщина-режиссёр Луиза Кольм-Флек (01.08.1873, Вена - 15.03.1950, Вена) со своим вторым мужем Якобом Флеком (08.11.1881, Вена - 19.09.1953, Вена) и с сыном от первого брака Вальтером Кольм-Вельте (27.12.1910, Вена - 08.03.1999, Вена), где совместно с китайским режиссёром Фей Му создали исторический художественный фильм "Сыновья и дочери мира" ("Söhne und Töchter der Welt" - "世界 兒女 ", 1941, единственный докоммунистический китайский совместный фильм, Китай-Австрия, с участием популярных китайских актёров Инцай Сыма, Инь Ин, Йи Чжан).                                                                                                                                Луиза Велте ещё в детстве помогала отцу в его бизнесе, работая на кассе. В январе 1910 года она и ее первый муж Антон Кольм вместе с оператором Якобом Флеком и своим братом Клаудиусом Велте создали "Erste österreichische Kinofilms-Industrie", самую первую крупную производственную кинокомпанию в Австрии, получившую финансовую поддержку из ряда источников, включая отца Луизы. Год спустя она была переименована в "Österreichisch-Ungarische Kinoindustrie GmbH", а в конце 1911 года, после серьезной финансовой реконструкции, была переименована в "Wiener Kunstfilm-Industrie". В качестве режиссёра и продюсера Луиза дебютировала в 1911 году коротким фильмом "Die Glückspuppe" ("Кукла удачи"). В отличие от стандартных постановок других киностудий того времени, Луиза ставила социально критические драмы, затрагивающие вопросы классового конфликта и идеологические вопросы. Актер Эдуард Секлер, работавший в "Wiener Kunstfilm", описал ее так: "Луиза Кольм обладала блестящим разносторонним талантом, а её муж Антон Кольм просто заботился о деньгах - она ​​всё делала, резала и склеивала фильмы, писала сценарии, интертитры, и помогала брату в лаборатории. Без ее энтузиазма и инициативы вряд ли фирма могла бы существовать". Во времена немого кино это были в основном короткометражные фильмы социальной направленности.                        Всего Луиза Кольм-Флек создала не менее 129 картин. Основными постановками Луизы {как правило, совместно с Якобом Флеком и с продюсированием Антона Кольма (12.10.1965, Вена - 11.11.1922, Вена)} были: "Кукла удачи" (1911), "Сказки Хоффмана" (1911, режиссёры Антон Кольм, Луиза Кольм-Вельте, Якоб Флек, Клаудиус Вельте, по мотивам сказок Э.Т.А. Хоффмана на музыку Жака Оффенбаха), "Деревенский дурачок" (1911), "Трагедия фабричной девушки" (1911), "Просто бедный парень" (1911),   "Незнакомец" (1912), "Шляпа" (1912), "Двухместная кровать" (1912), "Психиатр" (1913), "Сердце пролетариата" (1913), "Лжефермер" (1915, по пьесе Людвига Анценгрубера), "Сердцем и рукой за Отечество" (1915, патриотический фильм, призывающий офицерский резерв тирольских стрелков сражаться на итальянском фронте во время Первой Мировой войны. Музыкальную партитуру для сопровождения показов немого фильма написал Франц Легар), "На высотах" (1916), "Трагедия замка Роттерсхайм" (1916), "Бродяги" (1916, по одноимённой оперетте Карла Михаэля Цирера по либретто Леопольда Крена и Пауля Линдау), "Летняя идиллия" (1916), "С Богом за Императора и Отечество" (1916, патриотический фильм, снятый для поддержки действий Австро-Венгерской Империи в Первой Мировой войне, музыку написал Карл Михаэль Цирер), "Пятно стыда" (1917, 1930, по роману Людвига Анценгрубера), "Волны жизни" (1917), "Рыжий принц" (по пьесе Фрица Лёнера-Беды), "Под чарами долга" (1917, по роману Людвига Анценгрубера), "Чёрная рука" (1917, криминальная драма), "При исполнении служебных обязанностей" ("В оперативном порядке", 1917), "Расточительство" (1917, по одноимённой пьесе Фердинанда Раймунда), "Я не могу насытиться" (1917), "Риголетто" ("Король развлекается", 1918, по роману Виктора Гюго "Королевская забава"), "Двойное самоубийство" ("Пакт о самоубийстве", 1918, по одноименной пьесе Людвига Анценгрубера), "Заложник человечества" (1918, по роману Эжена Брие), "Жидовка" (1918, по роману Эжена Скриба), "Бесплатный сервис" (1918), "Дон Сесар, граф Ирун" (1918, по комической пьесе "Дон Сезар де Базан" Филиппа Дюмануара и Адольфа д'Эннери, по сюжету Виктора Гюго), "Предок" (1919, по одноимённой пьесе Франца Серафикуса Грильпарцера), "Праматерь" (1919, по роману Франца Грильпарцер), "Волшебница на камне" (1919, по сценарию актёра Франца Нисселя), "Повелитель жизни" (1920), "Ева, грех" (1920), "Пусть маленькие приходят ко мне" (1920), "Доктор Руланд" (1920), "Транс" (1920), "Танцующая смерть" (1920), "Голос совести" (1920), "Анита" (1920), "Наслаждайся жизнью" (1920), "Ольга Фроггемут" (1922, по роману Феликса Зальтена), "Весенние пробуждение" (1924, по одноимённой пьесе Бенджамина Франклина Ведекинда), "Дочь жены Ларсака" (1924, по роману Ганса Мюллера), "Орловы" (1927, по либретто Бруно Бернхарда Граничштадтена, Эрнста Маришки и Альфреда Широкауэра), "Девушка из народа" (1927, по пьесе Вальтера Райша), "Ребёнок принца" (1927, по роману Эдмона О "Король гор"), "Флирт" (1927, "Игра в любовь", по пьесе Артура Шницлера), "Когда люди взрослеют для любви" (1927, по пьесе Эрнста фон Вильденбруха),"Нищий студент" (1927, экранизация оперетты Карла Миллёкера, по либретто Камилло Вальцеля и Франца Фридриха Рихарда Жене), "Весёлый виноградник" (1927, по пьесе Карла Цукмайера), "Доктор Шефер" (1928), "Возлюбленная Его Высочества" (1928, экранизация оперетты Жана Гильберта, по либретто Рудольфа Бернауэра, Рудольфа Остеррайхера), "Яхта семи грехов" (1928, по роману Пауля Розенхайна), "Маленькая рабыня" (1928, по роману Хайнца Гольдберга, Ганса Рехфиша), "Самая красивая женщина Парижа" (1928, по роману Эрнста Кляйна), "Лейтенант Его Величества" (1929), "Счастливые бродяги"(1929), "Цесаревич" (1929, по одноимённой оперетте Франца Легара, основанной на пьесе Габриэлы Запольской, вдохновленной непростыми отношениями между Петром Великим и его сыном Цесаревичем Алексеем), "Распятая девушка" (1929), "Право на любовь" (1929, по сценарию, написанному в соавторстве с врачём-сексологом Веймарской эпохи Магнусом Хиршфельдом. Это просвещенная драма рассказывает о солдатах Первой мировой войны, которые стали импотентами из-за ран, но всё ещё хотят жениться), "Варшавская цитадель" (1930, по пьесе Габриэлы Запольской), "Баронесса Чикос" (1930, экранизация оперетты композитора и либреттиста Георга Джарно), "Спад в банке Рейхенбах" (1930, криминальная драма по роману Артур Ландсбергера), "Когда солдаты..." (1931, по комедийной пьесе Карла Фаркаса и Иды Йенбах), "Машина и нет денег" (1932, по роману Вильгельма Лихтенберга), "Наш император" (1933), "Чардаш" (1935), "Священник из Кирхфельда" (1937, по одноимённой пьесе Людвиг Анценгрубер), Во многих фильмах супругов Луизы Кольм-Флек и Якоба Флека снималась молодая актриса и певица Джулиана (Лиана) Хайд (16.08.1895, Вена- 22.11.2000, Берн, Швейцария), ставшая "звездой" австрийского кино.
Луиза Кольм-Флек и Якоб Флек. В Шанхае (Китай, под японским марионеточным правительством) пережили нацистскую оккупацию родной страны патриархи австрийского кинематографа женщина-режиссёр Луиза Кольм-Флек (01.08.1873, Вена - 15.03.1950, Вена) со своим вторым мужем Якобом Флеком (08.11.1881, Вена - 19.09.1953, Вена) и с сыном от первого брака Вальтером Кольм-Вельте (27.12.1910, Вена - 08.03.1999, Вена), где совместно с китайским режиссёром Фей Му создали исторический художественный фильм "Сыновья и дочери мира" ("Söhne und Töchter der Welt" - "世界 兒女 ", 1941, единственный докоммунистический китайский совместный фильм, Китай-Австрия, с участием популярных китайских актёров Инцай Сыма, Инь Ин, Йи Чжан). Луиза Велте ещё в детстве помогала отцу в его бизнесе, работая на кассе. В январе 1910 года она и ее первый муж Антон Кольм вместе с оператором Якобом Флеком и своим братом Клаудиусом Велте создали "Erste österreichische Kinofilms-Industrie", самую первую крупную производственную кинокомпанию в Австрии, получившую финансовую поддержку из ряда источников, включая отца Луизы. Год спустя она была переименована в "Österreichisch-Ungarische Kinoindustrie GmbH", а в конце 1911 года, после серьезной финансовой реконструкции, была переименована в "Wiener Kunstfilm-Industrie". В качестве режиссёра и продюсера Луиза дебютировала в 1911 году коротким фильмом "Die Glückspuppe" ("Кукла удачи"). В отличие от стандартных постановок других киностудий того времени, Луиза ставила социально критические драмы, затрагивающие вопросы классового конфликта и идеологические вопросы. Актер Эдуард Секлер, работавший в "Wiener Kunstfilm", описал ее так: "Луиза Кольм обладала блестящим разносторонним талантом, а её муж Антон Кольм просто заботился о деньгах - она ​​всё делала, резала и склеивала фильмы, писала сценарии, интертитры, и помогала брату в лаборатории. Без ее энтузиазма и инициативы вряд ли фирма могла бы существовать". Во времена немого кино это были в основном короткометражные фильмы социальной направленности. Всего Луиза Кольм-Флек создала не менее 129 картин. Основными постановками Луизы {как правило, совместно с Якобом Флеком и с продюсированием Антона Кольма (12.10.1965, Вена - 11.11.1922, Вена)} были: "Кукла удачи" (1911), "Сказки Хоффмана" (1911, режиссёры Антон Кольм, Луиза Кольм-Вельте, Якоб Флек, Клаудиус Вельте, по мотивам сказок Э.Т.А. Хоффмана на музыку Жака Оффенбаха), "Деревенский дурачок" (1911), "Трагедия фабричной девушки" (1911), "Просто бедный парень" (1911), "Незнакомец" (1912), "Шляпа" (1912), "Двухместная кровать" (1912), "Психиатр" (1913), "Сердце пролетариата" (1913), "Лжефермер" (1915, по пьесе Людвига Анценгрубера), "Сердцем и рукой за Отечество" (1915, патриотический фильм, призывающий офицерский резерв тирольских стрелков сражаться на итальянском фронте во время Первой Мировой войны. Музыкальную партитуру для сопровождения показов немого фильма написал Франц Легар), "На высотах" (1916), "Трагедия замка Роттерсхайм" (1916), "Бродяги" (1916, по одноимённой оперетте Карла Михаэля Цирера по либретто Леопольда Крена и Пауля Линдау), "Летняя идиллия" (1916), "С Богом за Императора и Отечество" (1916, патриотический фильм, снятый для поддержки действий Австро-Венгерской Империи в Первой Мировой войне, музыку написал Карл Михаэль Цирер), "Пятно стыда" (1917, 1930, по роману Людвига Анценгрубера), "Волны жизни" (1917), "Рыжий принц" (по пьесе Фрица Лёнера-Беды), "Под чарами долга" (1917, по роману Людвига Анценгрубера), "Чёрная рука" (1917, криминальная драма), "При исполнении служебных обязанностей" ("В оперативном порядке", 1917), "Расточительство" (1917, по одноимённой пьесе Фердинанда Раймунда), "Я не могу насытиться" (1917), "Риголетто" ("Король развлекается", 1918, по роману Виктора Гюго "Королевская забава"), "Двойное самоубийство" ("Пакт о самоубийстве", 1918, по одноименной пьесе Людвига Анценгрубера), "Заложник человечества" (1918, по роману Эжена Брие), "Жидовка" (1918, по роману Эжена Скриба), "Бесплатный сервис" (1918), "Дон Сесар, граф Ирун" (1918, по комической пьесе "Дон Сезар де Базан" Филиппа Дюмануара и Адольфа д'Эннери, по сюжету Виктора Гюго), "Предок" (1919, по одноимённой пьесе Франца Серафикуса Грильпарцера), "Праматерь" (1919, по роману Франца Грильпарцер), "Волшебница на камне" (1919, по сценарию актёра Франца Нисселя), "Повелитель жизни" (1920), "Ева, грех" (1920), "Пусть маленькие приходят ко мне" (1920), "Доктор Руланд" (1920), "Транс" (1920), "Танцующая смерть" (1920), "Голос совести" (1920), "Анита" (1920), "Наслаждайся жизнью" (1920), "Ольга Фроггемут" (1922, по роману Феликса Зальтена), "Весенние пробуждение" (1924, по одноимённой пьесе Бенджамина Франклина Ведекинда), "Дочь жены Ларсака" (1924, по роману Ганса Мюллера), "Орловы" (1927, по либретто Бруно Бернхарда Граничштадтена, Эрнста Маришки и Альфреда Широкауэра), "Девушка из народа" (1927, по пьесе Вальтера Райша), "Ребёнок принца" (1927, по роману Эдмона О "Король гор"), "Флирт" (1927, "Игра в любовь", по пьесе Артура Шницлера), "Когда люди взрослеют для любви" (1927, по пьесе Эрнста фон Вильденбруха),"Нищий студент" (1927, экранизация оперетты Карла Миллёкера, по либретто Камилло Вальцеля и Франца Фридриха Рихарда Жене), "Весёлый виноградник" (1927, по пьесе Карла Цукмайера), "Доктор Шефер" (1928), "Возлюбленная Его Высочества" (1928, экранизация оперетты Жана Гильберта, по либретто Рудольфа Бернауэра, Рудольфа Остеррайхера), "Яхта семи грехов" (1928, по роману Пауля Розенхайна), "Маленькая рабыня" (1928, по роману Хайнца Гольдберга, Ганса Рехфиша), "Самая красивая женщина Парижа" (1928, по роману Эрнста Кляйна), "Лейтенант Его Величества" (1929), "Счастливые бродяги"(1929), "Цесаревич" (1929, по одноимённой оперетте Франца Легара, основанной на пьесе Габриэлы Запольской, вдохновленной непростыми отношениями между Петром Великим и его сыном Цесаревичем Алексеем), "Распятая девушка" (1929), "Право на любовь" (1929, по сценарию, написанному в соавторстве с врачём-сексологом Веймарской эпохи Магнусом Хиршфельдом. Это просвещенная драма рассказывает о солдатах Первой мировой войны, которые стали импотентами из-за ран, но всё ещё хотят жениться), "Варшавская цитадель" (1930, по пьесе Габриэлы Запольской), "Баронесса Чикос" (1930, экранизация оперетты композитора и либреттиста Георга Джарно), "Спад в банке Рейхенбах" (1930, криминальная драма по роману Артур Ландсбергера), "Когда солдаты..." (1931, по комедийной пьесе Карла Фаркаса и Иды Йенбах), "Машина и нет денег" (1932, по роману Вильгельма Лихтенберга), "Наш император" (1933), "Чардаш" (1935), "Священник из Кирхфельда" (1937, по одноимённой пьесе Людвиг Анценгрубер), Во многих фильмах супругов Луизы Кольм-Флек и Якоба Флека снималась молодая актриса и певица Джулиана (Лиана) Хайд (16.08.1895, Вена- 22.11.2000, Берн, Швейцария), ставшая "звездой" австрийского кино.
       Кадр из фильма "Дон Кихот" режиссёра Георга Вильгельма Пабста.                              Джордж Роуби в роли Санча Пансы,  Фёдор Шаляпин в роли Дон Кихота.                                                          Австрийский и немецкий кинорежиссёр Георг Вильгельм Пабст (27.08.1885, Раудниц, Богемия, Австро-Венгрия - 29.05.1967, Вена) после долгих скитаний, работы в Голливуде и во Франции, так и не смог приспособиться к американским методам производства и вернулся в нацистскую Германию, за что позднее был осуждён многими коллегами, историками и критиками за оппортунизм. Выдающийся кинорежиссёр Веймарской Республики, создавший за свою жизнь 37 художественных фильмов, постановщик, в частности, таких фильмов, как "Безрадостный переулок" ("Die freudlose Gasse", 1925, по роману Гуго Беттауэра),"Любовь  Жанны Ней" ("Die Liebe der Jeanne Ney", 1927, по одноимённому роману Ильи Эренбурга), "Ящик Пандоры" ("Die Büchse der Pandora", 1929), "Белый ад Пиц Палю" ("Die weiße Hölle vom Piz Palü",1929, совместно с Арнольдом Франком, с участием актрисы Лени Рифеншталь), "Западный фронт 1918. Четверо пехотинцев" ("Westfront 1918. Vier von der Infanterie", по роману Эрнста Иогансена "Четверо пехотинцев", 1930), "Солидарность" ("Kameradschaft", 1931, Германия-Франция), "Трёхгрошовая опера" ("Die Dreigroschenoper", 1931, по одноимённой пьесе Бертольда Брехта на музыку Курта Вайля, Германия-США), "Владычица Антарктиды" ("Die Herrin von Atlantis", 1932, по научно-фантастическому роману Пьера Бенуа "Атлантида"), "Дон Кихот" ("Don Quichotte", 1933, киноопера по сюжету Мигеля де Сервантеса на музыку Жака Ибера, с участием народного артиста РСФСР Фёдора Ивановича Шаляпина в заглавной роли, Франция-Великобритания), "Современный герой" ("A Modern Hero", 1934, США). Художник социальной и антивоенной направленности, явный оппозиционер пришедшему к власти нацистскому режиму, но вынужденный работать в Германии, отошёл от современной политической тематики и снял на киностудии "Бавария" в Мюнхене масштабные исторические фильмы "Комедианты" ["Komödianten",1941, по роману "Филин" Олли Бёхайма,  посвящён театральной актрисе Фредерике Каролине Нойбер (09.03.1697-30.10.1760) и историческому развитию театра. Золотая медаль Биеннале за лучшую режиссуру на 9-м Венецианском кинофестивале в 1941году], "Парацельс" ["Paracelsus", 1943, посвящён жизненному пути великого швейцарского естествоиспытателя, философа и врача Филиппа Ауреола Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма, известного под именем Парацельс (1493 - 24.09.1541)] (оба фильма были классифицированы как "особо ценные в государственно-политическом и художественном отношениях"),   "Дело Моландера" ("Der Fall Molander", 1945, фильм снимался в Праге на студии "Терра-фильм", по детективному роману "Die Sternegeige" Альфреда Карраша о краже скрипки Страдивари). После войны Г.В. Пабст в Вене поставил фильм "Процесс" ("Der Prozeß", 1948, режиссёр обратился к теме антисемитизма на основе подлинного судебного процесса конца XIX  века,  вызвавшему антисемитскую агитацию в Австро-Венгрии в 1882 и 1883 годах, когда  после исчезновения в венгерской деревеньке Тисаэслар местной девушки Эстер Солимози евреев обвинили в ритуальном убийстве и обезглавливании. После того, как через некоторое время ее тело было найдено в реке, и стало очевидно, что она утонула, утверждалось, что тело не принадлежало Эстер, а было одето в ее одежду. Последовал длительный судебный процесс, в результате которого все обвиняемые были оправданы). В 1955 году Г.В. Пабст снял в ФРГ два фильма, посвящённых периоду нацизма: "Последний акт" ("Der letzte Akt",1955, об агонии Третьего Рейха) и "Это произошло 20 июля" ("Es geschah am 20. Juli", 1955, о попытке государственного переворота в Германии в 1944 году).
Кадр из фильма "Дон Кихот" режиссёра Георга Вильгельма Пабста. Джордж Роуби в роли Санча Пансы, Фёдор Шаляпин в роли Дон Кихота. Австрийский и немецкий кинорежиссёр Георг Вильгельм Пабст (27.08.1885, Раудниц, Богемия, Австро-Венгрия - 29.05.1967, Вена) после долгих скитаний, работы в Голливуде и во Франции, так и не смог приспособиться к американским методам производства и вернулся в нацистскую Германию, за что позднее был осуждён многими коллегами, историками и критиками за оппортунизм. Выдающийся кинорежиссёр Веймарской Республики, создавший за свою жизнь 37 художественных фильмов, постановщик, в частности, таких фильмов, как "Безрадостный переулок" ("Die freudlose Gasse", 1925, по роману Гуго Беттауэра),"Любовь Жанны Ней" ("Die Liebe der Jeanne Ney", 1927, по одноимённому роману Ильи Эренбурга), "Ящик Пандоры" ("Die Büchse der Pandora", 1929), "Белый ад Пиц Палю" ("Die weiße Hölle vom Piz Palü",1929, совместно с Арнольдом Франком, с участием актрисы Лени Рифеншталь), "Западный фронт 1918. Четверо пехотинцев" ("Westfront 1918. Vier von der Infanterie", по роману Эрнста Иогансена "Четверо пехотинцев", 1930), "Солидарность" ("Kameradschaft", 1931, Германия-Франция), "Трёхгрошовая опера" ("Die Dreigroschenoper", 1931, по одноимённой пьесе Бертольда Брехта на музыку Курта Вайля, Германия-США), "Владычица Антарктиды" ("Die Herrin von Atlantis", 1932, по научно-фантастическому роману Пьера Бенуа "Атлантида"), "Дон Кихот" ("Don Quichotte", 1933, киноопера по сюжету Мигеля де Сервантеса на музыку Жака Ибера, с участием народного артиста РСФСР Фёдора Ивановича Шаляпина в заглавной роли, Франция-Великобритания), "Современный герой" ("A Modern Hero", 1934, США). Художник социальной и антивоенной направленности, явный оппозиционер пришедшему к власти нацистскому режиму, но вынужденный работать в Германии, отошёл от современной политической тематики и снял на киностудии "Бавария" в Мюнхене масштабные исторические фильмы "Комедианты" ["Komödianten",1941, по роману "Филин" Олли Бёхайма, посвящён театральной актрисе Фредерике Каролине Нойбер (09.03.1697-30.10.1760) и историческому развитию театра. Золотая медаль Биеннале за лучшую режиссуру на 9-м Венецианском кинофестивале в 1941году], "Парацельс" ["Paracelsus", 1943, посвящён жизненному пути великого швейцарского естествоиспытателя, философа и врача Филиппа Ауреола Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма, известного под именем Парацельс (1493 - 24.09.1541)] (оба фильма были классифицированы как "особо ценные в государственно-политическом и художественном отношениях"), "Дело Моландера" ("Der Fall Molander", 1945, фильм снимался в Праге на студии "Терра-фильм", по детективному роману "Die Sternegeige" Альфреда Карраша о краже скрипки Страдивари). После войны Г.В. Пабст в Вене поставил фильм "Процесс" ("Der Prozeß", 1948, режиссёр обратился к теме антисемитизма на основе подлинного судебного процесса конца XIX века, вызвавшему антисемитскую агитацию в Австро-Венгрии в 1882 и 1883 годах, когда после исчезновения в венгерской деревеньке Тисаэслар местной девушки Эстер Солимози евреев обвинили в ритуальном убийстве и обезглавливании. После того, как через некоторое время ее тело было найдено в реке, и стало очевидно, что она утонула, утверждалось, что тело не принадлежало Эстер, а было одето в ее одежду. Последовал длительный судебный процесс, в результате которого все обвиняемые были оправданы). В 1955 году Г.В. Пабст снял в ФРГ два фильма, посвящённых периоду нацизма: "Последний акт" ("Der letzte Akt",1955, об агонии Третьего Рейха) и "Это произошло 20 июля" ("Es geschah am 20. Juli", 1955, о попытке государственного переворота в Германии в 1944 году).


Аншлюс (присоединение) Австрии к Германии 12 марта 1938 года положил конец национальному кинопроизводству. Немецко-австрийская компания "Tobis-Sascha-Filmindustrie AG", которая уже была продана под давлением компании "Cautio Trust", 16 декабря 1938 года была преобразована в "Wien-Film GmbH" ("Вена-фильм лимитед"), которая стала крупнейшей австрийской кинокомпанией и просуществовала до 1985 года. Новой компании было официально представлено новое заявление о миссии, подписанное доктором Йозефом Геббельсом: "В соревновании с другими искусствами цель фильма - дать форму тому, что удовлетворяет человеческие сердца и заставляет их содрогаться, и посредством откровения вечного переносит их в лучшие миры". Таким образом, предполагаемая пропагандистская функция компании была безошибочно прояснена. Евреям запретили работать в австрийской киноиндустрии с 1935 года, поскольку немецкая "Reichsfilmkammer" пригрозила запретить импорт австрийских фильмов, если индустрия не будет придерживаться немецких условий.
Основной продукцией кинокомпании были, как и прежде, музыкальные фильмы (богатые костюмные романтические комедии, оперетты, биографические картины о музыкантах), откровенно пропагандистских фильмов практически не было. В штате компании были те же люди, что работали до аншлюса, кроме, конечно, отстранённых от работы и в большинстве своём покинувших Родину евреев. Почти всю австрийскую кинопродукцию в 1938-1945 годах производила "Wien-Film GmbH", дочерняя компания германской Reichsfilmkammer, которая кроме производства картин управляла 14-ю кинотеатрами, находящимися на австрийской территории. В венских кинозалах "Скала", "Аполлон", "Буш" и "УФА-Тон" проводились премьеры.
С 1939 по 1945 года австрийская кинематография выпустила шесть десятков лент. Также был ряд делегированных постановок, произведённых под марками Форст-фильм, Эмо-фильм и Штирия-Фильм.
"Всегда, когда я счастлив!" ("Immer wenn ich glücklich bin ..!" -"Мелодии вальса",1938, музыкальная комедия с участием Марты Эггерт, Люси Энглиш, Филипа Дорн в главных ролях, режиссёр Карл Ламак, композитор Франц Гроте),
"Зеркало жизни" ("Spiegel des Lebens", 1938, мелодрама с участием Питера Петерсена, Паулы Вессели и Аттилы Хёрбигера. Студентка-медик разрывается между рациональной наукой своего профессора-любовника и мистической лженаукой своего отца-доктора-любителя, который говорит, что можно поставить диагноз пациенту, просто взглянув ему в глаза. По произведению Юлиуса Зандмайера, режиссёр Геза фон Болвари, композитор Ганс Ланг),
"Концерт в Тироле" ("Konzert in Tirol", 1938, музыкальная мелодрама по сценарию Герхарда Т. Бухгольца и Эрвина Крекера с участием актёров Хели Финкенцеллер, Фердинанда Майерхофера и Ганса Хольта, режиссёр Карл Хайнц Мартин, композитор Вилли Шмидт-Гентнер),
"Марионетка" ("Der Hampelmann",1938, драма по роману Отто Билена и сценарию Юлиуса Зандмайера, Герхарда Т. Бухгольца, Вильгельма Круга, с участием актёров Хильде Краль, Вольфа Альбаха-Ретти, Лотты Ланг, Филипа Дорна, Антона Эдтофера и Ании Розар, режиссёр Карл Хайнц Мартин, композиторы Ганс Ланг и Йозеф Петрак),
"Оптимист" {"Der Optimist"1938, комедия по пьесе Джека Ларрика "Эльрауш", с участием актёров Виктора де Кова, Густи Хубер, Хенни Портен. Молодой человек покупает участок непригодной земли, который мошенники продают ему как нефтяное месторождение, совершенно бесполезно. Режиссёр Эмерих Вальтер Эмо (Э.В.Эмо), композитор Нико Досталь},
"Рокси и Чудо-команда" ("Roxy und das Wunderteam",1938, музыкальная спортивная комедия, основанная на музыке композитора Пола Абрахама на либретто Альфреда Грюнвальда и Юлиуса Ганса Вангеля, с участием актёров Рози Барсони,Фрица Имхоффа, Ганса Хольта, режиссёр Йоганн фон Вассари, Венгрия-Австрия),
"Тринадцать стульев" (1938, музыкальная комедия на основе романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова "Двенадцать стульев", с участием актёров Хайнца Рюманна, Ганца Мозера, Энни Розар, режиссёр Э. В. Эмо, композитор Нико Досталь),
"Финал" ("Das unruhige Mädchen" - "Неугомонные девчонки", 1938, комедия о судьбе четырёх девушек-подружек, оставшихся сиротами, с участием актёров Кете фон Надь, Эльфриды Дациг, Люси Энглиш, Эльзе Вернер, Ганса Мозера, Ганса Холта, по произведению Эрнста Маришки, режиссёр Геза фон Болвари, композитор Франц Доэль. Последний фильм, вышедший на экраны родной Австрии, ещё не аннексированной нацистской Германией - 10 февраля 1938 года),
"Антон Последний" ("Anton, der Letzte", 1939, комедия о конфликте устоявшихся традиций, которых придерживается старый верный камердинер Антон с новыми веяниями его хозяев, с участием актёров Ганса Мозера, Эльфриды Датциг, Шарлотты Андер, Отто Вильгельма Фишера. Сценарий Фрица Козельки, режиссёр Э.В. Эмо, композитор Хайнц Зандауэр, Австрия-Германия),
"Бельё из Ирландии" {"Leinen aus Irland",1939, антисемитская (антиеврейская) и, одновременно, антибританская социальная драма, по пьесе Стефана фон Камаре, с участием актёров Отто Треслера, Ирен фон Мейендорф, Фридл Херлин, режиссёр Хайнц Хельбиг, композитор Антон Профес, Австрия-Германия},
"Бессмертный вальс" ("Unsterblicher Walzer", 1939, музыкальный биографический фильм о жизни Иогана Штрауса-старшего и его семьи, в главной роли снялся Пауль Хербигер, режиссёр Э. В. Эмо, композитор Алоиз Меличар),
"Женщина в реке" ("Frau im Strom",1939, детектив по роману Герхарда Менцеля, с участием актёров Герты Фейлер, Атиллы Хёрбигера, Оскара Симы, режиссёр Герхард Ламберт, композитор Джузеппе Бечче),
"Материнская любовь" ("Mutterliebe", 1939, драма по роману Ганса Флемминга. В фильме рассказывается о различных жертвах матерей ради своих детей. С участием актёров Кете Дорш, Пауля Хербигера, Вольфа Альбах-Ретти, режиссёр Густав Учицки, композитор Вилли Шмидт-Гентнер),
"Оперный бал" {"Opernball",1939, великолепная комедия на музыку австрийского композитора и дирижёра Рихарда Хойбергера (18.06.1850-28.10.1914), либретто Виктора Леона и Генриха фон Вальдберга, сценарий Эрснта Маришки о жизни венского высшего общества на рубеже XIX-XX веков, с участием актёров Хели Финкенцеллер, Пауля Хербигера, Фиты Бенкофф, режиссёр Геза фон Болвари, композитор Питер Пауль Кройдер},
"Отель "Захер" ("Hotel Sacher",1939, шпионский детектив по рассказу Е. Г. Зеелигера и Марилуизы Фюринг участием актёров Сибиллы Смитц, Вилли Биргеля, Вольфа Альбах-Реттис. О жизни австрийского элитного общества незадолго до начала Первой Мировой войны, напряжённое действие происходит в престижном венском отеле "Захер" 1 января 1914 года. Режиссёр Эрих Энгель*, композитор Вилли Шмидт-Гентнер),

  *Эрих Густав Отто  Энгель (Erich Gustav Otto Engel; 14.02.1891, Гамбург - 10.05.1966, Западный Берлин) - крупнейший немецкий театральный и кинорежиссёр, близкий друг и соратник Бертольда Брехта, один из ведущих режиссёров Веймарской Республики, один из лучших интерпретаторов драматургии Брехта на немецкой сцене, как до прихода Адольфа Гитлера к власти, так и в послевоенные годы. После прихода к власти нацистов Энгель остался в Германии, однако ставил в театре исключительно классические пьесы, в основном Уильяма Шекспира, который не подвергался цензуре, в кино же, стараясь избегать всякую идеологию, Эрих Энгель работал над популярными в народе комедиями и мелодрамами -"Инге и миллионы" (1933), "Средняя школа" (1934), "Пешмари" (1934), "...просто комик" (1935, Австрия), "Пигмалион" (по пьесе Джорджа Бернарда Шоу, 1935), "Девичество королевы" (1935), "Ночь с императором" (1936), "Морда" (1938), "Безнадёжный случай" (1939), "Отель "Захер" (1939, Германия-Австрия), "Нанетта" (1940), "Наша фройляйн доктор" (1940), "Дорога к Изабели" (1940), "Я больше не выхожу замуж" (совместно с Джузеппе Амато, Италия), "Летняя любовь" (1942, Германия-Австрия), "Много шума из-за Ники" (1942), "Старое сердце снова молодо" (1943), "Не говори мне о любви" (1943), "Да здравствует любовь!" (1944), "Где господин Берлинг" (1945). После войны Эрих Энгель остался в Восточной Германии, где в театре продолжил сотрудничать с вернувшимся из эмиграции Бертольдом Брехтом. За своё творчество Эрих Энгель в Германской Демократической Республике был награждён Орденами "За заслуги перед Отечеством " и "Знамя труда", а также удостоен двух Национальных премий ГДР.*
*Эрих Густав Отто Энгель (Erich Gustav Otto Engel; 14.02.1891, Гамбург - 10.05.1966, Западный Берлин) - крупнейший немецкий театральный и кинорежиссёр, близкий друг и соратник Бертольда Брехта, один из ведущих режиссёров Веймарской Республики, один из лучших интерпретаторов драматургии Брехта на немецкой сцене, как до прихода Адольфа Гитлера к власти, так и в послевоенные годы. После прихода к власти нацистов Энгель остался в Германии, однако ставил в театре исключительно классические пьесы, в основном Уильяма Шекспира, который не подвергался цензуре, в кино же, стараясь избегать всякую идеологию, Эрих Энгель работал над популярными в народе комедиями и мелодрамами -"Инге и миллионы" (1933), "Средняя школа" (1934), "Пешмари" (1934), "...просто комик" (1935, Австрия), "Пигмалион" (по пьесе Джорджа Бернарда Шоу, 1935), "Девичество королевы" (1935), "Ночь с императором" (1936), "Морда" (1938), "Безнадёжный случай" (1939), "Отель "Захер" (1939, Германия-Австрия), "Нанетта" (1940), "Наша фройляйн доктор" (1940), "Дорога к Изабели" (1940), "Я больше не выхожу замуж" (совместно с Джузеппе Амато, Италия), "Летняя любовь" (1942, Германия-Австрия), "Много шума из-за Ники" (1942), "Старое сердце снова молодо" (1943), "Не говори мне о любви" (1943), "Да здравствует любовь!" (1944), "Где господин Берлинг" (1945). После войны Эрих Энгель остался в Восточной Германии, где в театре продолжил сотрудничать с вернувшимся из эмиграции Бертольдом Брехтом. За своё творчество Эрих Энгель в Германской Демократической Республике был награждён Орденами "За заслуги перед Отечеством " и "Знамя труда", а также удостоен двух Национальных премий ГДР.*

"Принцесса Сисси" {"Prinzessin Sissy",1939, комедия о любимице австрийского народа - маленькой принцессе, будущей герцогине Амалии Евгении Елизавете Баварской (Императрице Елизавете Австрийской, 24.12.1837-10.09.1898, убита итальянским анархистом Луиджи Лукени), супруге Императора Австро-Венгрии Франца Иосифа I (18.08.1830-21.11.1916). Заглавную роль в фильме сыграла 8-милетняя Траудль Старк, по сценарию Фридриха Форстер-Бургграфа и Рудольфа Бреттшнейдера, режиссёр Фриц Тири, композитор Вилли Шмидт-Гентнер},
"Беспошлинная любовь" {"Liebe ist zollfrei",1940, нацистская пропагандистская комедия о работе австрийской таможни, издевательски показывающая демократическое правление Первой Австрийской Республики (1919-1938), с участием актёров Ганса Мозера, Теодора Данеггера, Марии Айс, по произведению Франца Коселки, режиссёр Э. В. Эмо, композиторы Ганс Элин, Макс Нидербергер, Германия-Австрия},
"Венские сказки" ("Wiener G'schichten",1940, музыкальная комедия по роману Ханса Густла Кернмайра, ностальгическая комедия о жизни Вены начала ХХ века с участием актёров Марте Харелл, Олли Хольцманн, Ганса Мозера, режиссёр Геза фон Болвари, композитор Бруно Уэр),
"Возлюбленный Августин" {"Der liebe Augustin",1940, комедия на историческую тему по роману Хорста Вольфрама Гейсслера (30.06.1893-20.04.1983) "Милый Августин. История лёгкой жизни". В основе романа лежит переработанная псевдобиография жившего в XVII веке популярного венского балладиста Маркса Августина (скончался 11.03.1685 года от отравления алкоголем в возрасте 35 лет), предположительно, автора любимой до сих пор австрийским народом песни "O du lieber Augustin "("О, дорогой Августин"), написанной в 1679 году. Главный герой Август Зумзер - веселый, обаятельный человек, сочиняющий песни, мастерящий скрипки и музыкальные шкатулки. Он влюбляется в юную аббатису Фридерике и женится на ней. Далее следует успешная политическая карьера на фоне наполеоновских завоеваний и проведения новых границ Баварии, благоприятных для нее. В главных ролях Пауль Хербигер, Майкл Бонен, Хильде Вайснер, режиссёр Э.В. Эмо, композитор Вилли Шмидт-Гентнер}
"Дунайские лодочники" {"Donauschiffer", 1940, производственная драма с элементами комедии о работе дунайских моряков. На произведении оказали влияние национал-социалистические идеи - венгерские (?), русские, сербские моряки и даже австрийский (?) машинист показаны, как контрабандисты, немецкий моряк изображён очень самоуверенным и весёлым. С участием актёров Хильде Краль, Атиллы Хёрбигера, Пала Явора, сценаристы Ханс Густл Керниайр, Филип Лотар Майринг, Вернер Хохбаум, режиссёр Роберт Стеммле, композитор Антон Профес, Германия-Австрия},
"Крамбамбули. История одного пса" {"Krambambuli. Die Geschichte eines Hundes", 1940, драма по рассказу Мари фон Эбнер-Эшенбах (13.09.1830-12.03.1916) и сценарию Фридриха Перконига, Рудо Риттера, с участием актёров Рудольфа Прака, Зеппа Риста, Элизы Аурингер, Виктории фон Балласко. Браконьер Паклер за несколько бутылок шнапса продает свою собаку новому лесничему. Новый хозяин очень жестоко обращается с верным и преданным псом. Когда же жена лесничего становится любовницей Паклера, мужчины начинают сводить счеты. И жертвой этой борьбы оказывается ни в чем не повинный пёс... Режиссёр Карл Кёштлин, композитор Вилли Шмидт-Гентнер. Австрия-Германия},
"Моя дочь живёт в Вене" ("Meine Tochter lebt in Wien",1940, комедия об австрийской жизни, о взаимоотношениях дочери и отца по сценарию Курта Брауна, Фрица Козельки и Фрица Розеллы, с участием актёров Эльфриды Датциг, Ганса Мозера, Отто Вильгельма Фишера, режиссёр
Э.В. Эмо, композитор Генрих Штрекер),
"На всю жизнь" ( "Ein Leben lang",1940, драма об австрийской жизни начала ХХ века с Паулой Вессели, Иоахима Готтшалка и Марии Андергаст в главных ролях, сценарист Герхард Менцель, режиссёр Густав Учицки, композитор Вилли Шмидт-Гентнер),
"Оперетта" {"Operetta",1940, музыкальный биографический фильм о жизни австрийского театрального драматического и оперного режиссёра Франца Риттера фон Яунера (14.11.1831, Вена - 23.02.1900, Вена), первый фильм из "Венской трилогии" Вилли Форста - следующие "Венская кровь" (1942) и "Венские девушки" (1945), режиссёры Вилли Форст (он же исполнитель главной роли) и Карл Хартль, композитор Вилли Шмидт-Гентнер, Австрия-Германия},
"Почтмейстер" ("Der Postmeister",1940, по мотивам повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель", в главных ролях снялись Генрих Георге, Хильде Краль и Зигфрид Бройер, режиссёр Густав Учицки, композитор Вилли Шмидт-Гентнер. Австрия-Германия. На Венецианском кинофестивале 1940 года картина награждена "Кубком Муссолини" за лучший зарубежный фильм". 22 июня 1941 года в связи с нападением на СССР фильм был снят с экрана),
"Семь лет неудач" ("Sieben Jahre Pech", 1940, мелодраматическая комедия с участием Ганса Мозера, Иды Вюст и Олли Хольцман в главных ролях, сценарист и режиссёр Эрнст Маришка, композиторы Карл Фёдерль, Оскар Вагнер, Австрия-Германия),
"Страшный суд" ("Das jüngste Gericht", 1940, мелодрама по произведению Уолтера Райххардта с участием Ганса Холта, Олли Хольцман и Сьюзи Николетти в главных ролях, режиссёр Франц Зейтц-старший, композитор Ханс Ланг, Австрия -Германия),
"Ты мне нравишься такой" ("So gefällst Du mir", 1940, комедия по сценарию Фридриха Перконига, Рудо Риттера, с участием актёров Густи Хубер, Вольфа Альбах-Ретти, Оскара Симы. В Санкт-Иоганне царит ажиотаж, когда приезжает юрист и нотариус доктор Юнникель из Вены и приносит предложение от таинственного бразильца: На обложке журнала молодая девушка, явно из деревни, а на заднем плане видна деревня, пейзаж Святого Иоганна. Бразилец влюбился в картину и хочет жениться на девушке. В обмен на ее нахождение деревня получит пожертвование в размере 5000 ринггитов. О, парень! Мэр, сапожник и окружной клерк отправляются на поиски девушки! В фотоателье им совершенно не везет, потому что фотограф говорит, что считает нечестными намерениями, и советует им отправиться в поход. Тем не менее, они находят адрес девушки. Модель Кристл Валлнер не деревенская девушка, а балерина, которая позировала для фото, чтобы заработать немного дополнительных денег. Режиссёры Ханс Тимиг, Рудольф Шаад, композитор Антон Профес),
"Вена 1910" {"Wien 1910", 1941. Исторический биографический фильм об австрийском политике начала ХХ века, мэре австрийской столицы Карле Люгере (24.10.1844-10.03.1910), который помог модернизировать Вену, но руководимая им Христианско-социальная партия, поддерживающая антисемитизм, вдохновила молодого Адольфа Гитлера. С участием актёров Рудольфа Форстера, Генриха Джорджа, Лил Даговер, сценарий Герхарда Менцеля, режиссёр Э.В. Эмо, композитор Вилли Шмидт-Гентнер. По окончании Второй Мировой войны оккупационными властями фильм был запрещён за её антисемитскую направленность},
"Возвращение"
("Heimkehr", 1941, пропагандистский антипольский фильм, в карикатурной форме изображающий преследование и истребление этнических немцев на польских землях накануне Второй Мировой войны и доказывающий, что избежать смерти и вернуться домой можно только благодаря немецкому вторжению в Польшу. Режиссёр Густав Учицки, сценаристы Герхард Менцель, Карл Ханс Штробль, композитор Вилли Шмидт-Гентнер, с участием актёров Паулы Вессели, Петера Петерсона, Аттилы Хёргибера. Австрия-Германия. После войны фильм был запрещён к показу за клевету на Польское государство и за разжигание этнической розни), "Мы приглашаем Вас на танец" ("Wir bitten zum Tanz", 1941, музыкальная комедия режиссёра Губерта Маришки по сценарию Фрица Козельки, композитор Антон Профес, песни на стихи Йозефа Петрака. Развлекательная комедия о соревновании двух танцевальных школ, руководимых бывшими друзьями. С участием актёров Ханса Мозера, Пауля Хёрбигера, Эльфи Майерхофер. Австрия-Германия),
"Тройная свадьба" {"Dreimal Hochzeit", 1941, по одноимённому роману Ганса Густла Кернмайра. О жизни и человеческих отношениях в высшем дворянском обществе в Императорской России, а позже в Берлине, в эмиграции. Режиссёр Геза фон Болвари, сценарист Эрнст Маришка, композитор Вилли Шмидт- Гентнер, с участием актёров Марте Харелл, Вилли Фрича, Тео Лингена. Вскоре после выхода на экран фильм был запрещён для показа в Германии (показывался только в некоторых оккупированных странах) за прорусскую направленность и в связи с нападением Германии на СССР, после войны фильм был запрещён оккупационными властями из-за антисоветских (антирусских) и антиамериканских (???) сцен},
"У меня всё хорошо" ("Brüderiein fein" - "Братишка в порядке", 1941, сюжет основан на романе Эдуарда Пауля Дански "Там я поставил свой самолёт..." В фильме повествуется о жизни и любовных похождениях любимца публики, австрийского актёра, театрального режиссёра и драматурга Фердинанда Раймунда (Фердинанд Якоб Райман, 01.06.1790, Вена - 05.09.1836, Поттенштайн, Австрия). Режиссёр Ганс Тимиг, сценаристы Эдуард Пауль Дански, Эммерих Гро, Ганс Тимиг, композиторы Вилли Шмидт-Гентнер и Александр Штейнбрехер, с участием актёров Ханса Хольта, Германа Тимига, Марты Харелль),
"Венская кровь"("Wiener Blut", 1942, экранизация оперетты Иоганна Штрауса-младшего на либретто Виктора Леона и Лео Штейна. Дипломат Георг Волькерсхайм едет на Венский конгресс, чтобы представлять там маленькое княжество со звучным названием Ройсс-Шляйц-Грайц. Прибыв в Вену, он не желает даже думать о чём-либо, кроме работы. А вот его жена Мелания считает, что гораздо важнее примерить новое платье и шляпку, а главное - научиться танцевать вальс, который пока известен только в Вене, а весь остальной мир пребывает в счастливом неведении. Режиссёр Вилли Форст, сценаристы Аксель Эггебрехт, Вилли Форст, Эрнст Маришка, Губерт Маришка, с участием актёров Вилли Фрича, Марии Хольст, Ханса Мозера. Австрия-Германия).
"Два счастливых человека" ("Zwei glückliche Menschen", 1942, комедия по сценарию Курта Вессе. Сильная приверженность двух адвокатов по бракоразводным процессам к своей работе почти приводит к краху их собственных брак. Режиссёр В.Э.Эмо, композитор Хайнц Сандауэр. С участием актёров Магды Шнайдер, Вольфа Альбах-Ретти, Оскара Сима),
"Кого любят боги" {"Wen die Götter lieben", 1942, биографический фильм о жизни и творчестве великого немецкого композитора Вольфганга Амадея Моцарта (Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт (25.01.1756, Зальцбург - 05.12.1791, Вена). Сценарий Эдуард фон Борсоди написал на основе романа Ричарда Биллингера и Э. Стшиговского, режиссер Карл Хартл, с участием актёров Ганса Холта, Ирены фон Мейендорф, Винни Маркуса, Пола Хербигера. Австрия-Германия},
"Летняя любовь" ("Sommerliebe", 1942, мелодрама по роману Отто Эриха Хартлебена (03.06.1864-11.02.1905). Режиссёр Эрих Энгель, сценаристы Ганс Адлер и Вальтер Зуппер, композитор Антон Профес. С участием актёров: Винни Маркус, Отто Вильгельм Фишер, Зигфрид Бройер. Австрия-Германия),
"Семь лет счастья" ("Sieben Jahre Glück", 1942, продолжение мелодраматической комедии "Семь лет неудач". Сценарист и режиссёр Эрнст Маришка, композитор Оскар Вагнер, с участием актёров Ханса Мозера, Вольфа Альбах-Ретти, Тео Лингена),
"Тайная графиня" ("Die heimliche Gräfin", 1942, развлекательная комедия по одноимённому роману Хьюго Мария Крица (1905-1988). Режиссёр Геза фон Болвари, сценаристы Хьюго Мария Криц, Геза фон Сиффра, композитор Антон Профес, с участием актёров Марты Харрель, Вольфа Альбах-Ретти, Эльфриды Датциг),
"Судьба" ("Schicksal", 1942. Историческая мелодрама по сценарию Герхарда Менцеля. Хозяин замка в Болгарии убит в бою и его управляющий берёт на воспитание двоих его детей. Режиссёр Геза фон Болвари, композитор Антон Профес, с участием актёров Георге Генриха
, Вернера Хинца, Кристиана Кайслера), "Агдам, столица Хорватии" ("Загреб, главный град Хрватске", "Agram, die Hauptstadt Kroatiens",1943, режиссёр Октавиян Милетич*, Агдам - старинное название Загреба, документальный, Хорватия-Германия-Австрия) *{в 1944 году хорватский режиссёр Октавиан Милетич создал у себя на родине первый хорватский звуковой фильм "Лисински", посвящённый жизни и творчеству Ватрослава Лисинского (Игнац Фукс, 08.07.1819, Загреб - 31.05.1854, Загреб), хорватского композитора XIX века и автора первой хорватской оперы. В заглавной роли снялся Бранко Споляр}*,
"Венский квартет" ("Schrammeln"- "Бренчание", 1943, по рассказу Ганса Густла Кернмайра. Скрипач Шраммель пишет венские песни, но оставляет их пыльными в своем ящике. Его брат, тоже музыкант, обнаруживает их и хочет тайно обнародовать. Режиссёр Геза фон Болвари, сценарист Эрнст Маришка, с участием актёров Марте Харелл, Ганса Холта, Ганс Мозера),
"Женщины - не ангелы" ("Frauen sind keine Engel",1943, комедия по сценарию Гезы фон Чиффры, режиссёр Вилли Форст, композитор Тео Маккебен. Режиссер Ричард Анден и его сценарист отправляются в круиз на роскошном лайнере, избегая всех женских попыток получить контракт в кино, в том числе и корабельной певицы. Когда он неожиданно обнаруживает, что красивая пассажирка замешана в тайне убийства и преследуется полицией, он попытается спасти ее из тюрьмы. Но у каждого есть свой секрет в этой австрийской музыкальной комедии. В ролях снимались актёры Марте Харелл, Аксель фон Амбессер, Марго Фильшер),
"На краю света" ("Am Ende der Welt", 1943, драма по сценарию Герхарда Менцеля. Старый Белл, владелец лесопилки и окрестных лесов в уединенном месте "на краю света", умер двадцать лет назад. С тех пор управляющим лесопилкой является практичный и любящий природу Майкл Марч. Тогда к нему приходит дочь Белла Роберта и требует из состояния крупную сумму, на которую она хочет открыть в городе кабаре и сама выступать певицей. Майкл не видит возможности извлечь активы из лесопилки, однако, по настоянию советника Роберты по финансам, он закладывает и без того сильно загрязненные леса. Майкла сажают в тюрьму. Роберта разрывает связи со своими плохими советниками и теперь работает в кабаре только для того, чтобы накопить денег, чтобы вызволить Майкла из тюрьмы против его воли. Отныне Роберта не оставит своего отца Майкла. Режиссёр Густав Учицки, композитор Вилли Шмидт-Гентнер, с участием актёров Бриджит Хорни, Атиллы Хёрбигера, Богуслава Самборского),
"Поздняя любовь" ("Späte Liebe", 1943, историческая мелодрама по сценарию Герхарда Менцеля. Режиссёр Густав Учицки, композитор Вилли Шмидт-Гентнер. С участием актёров Паулы Вессели, Атиллы Хёрбиргера, Энге Лист
),
"Попутчики" ("Reisebekanntschaft", 1943, драма по одноимённой пьесе Фрица Готтвальда, сценаристы Курт Вессе, режиссёр Э.В. Эмо, композитор Хайнц Зандауэр, с участием актёров Ганса Мозера, Эльфриды Датциг, Вольфа Альбах-Ретти),
"Праздник ребёнка" ("Das Ferienkind", 1943, комедия по сценарию Эрнста Хенталера, Фрица Косельки, Карла Лейтера, режиссёр Карл Лейтер, композитор Антон Профес. С участием актёров Ханс Мозера, Лицци Хольцшух, Гизы Вюрма),
"Приключения в "Гранд-Отеле" ("Abenteuer im Grandhotel", 1943, мелодраматическая комедия, сценарист и режиссёр Эрнст Маришка, композитор Тео Макебен, с участием актёров Каролы Хён, Марии Андергаст, Вольфа Альбах-Ретти),
"Романтическое свадебное путешествие" ("Romantische Brautfahrt", 1943, комедия по сценарию Эльсбета Карсторффа и Стефона фон Камаре, режиссёр Леопольд Хайниш, композитор Антон Профес, сс участием актёров Марты Харелль, Вольфа Альбах-Ретти, Кристл Мардайн),
"Снежная фантазия" ("Der weiße Traum" - Белая мечта", 1943, Музыкальная спортивная комедия. Фигуристка по ошибке попала на роль в новом ревю Венского дворца. Роль предназначалась для бездарной подруги владельца театра, которая потом закрывает театр. Конькобежная труппа должна найти решение и новое место. Режиссёр и сценарист Геза фон Чиффра, композитор Антон Профес. С участием актёром Олли Хольцманн, Эльфриде Датциг, Вольф Альбах-Ретти),
"Умная Марианна" ("Die kluge Marianne", 1943, по повести Хуго Мария Крица. Писатель Питер живет жизнью беззаботного холостяка, но вскоре во время путешествия знакомится с очаровательной девушкой, влюбляется в нее и тут же женится на ней. Только вернувшись в свою элегантную квартиру в Вене, он начинает задумываться, впишется ли Марианна в круг его избалованных знакомых. Его благонамеренный совет о том, как ей следует себя вести, делает Марианну настолько неуверенной, что в конечном итоге она ведет себя довольно неуклюже и отпугивает его друзей. Питер злится, а Марианна так расстроена, что хочет вернуться к родителям. По пути домой, она понимает, что совершила ошибку и возвращается, и теперь стремится стать элегантной светской дамой. Режиссёр Ганс Тимиг, сценаристы Ганс Тимиг, Гульельмо Дзорци, с участием актёров Росль Дорены, Карла Бахманна, Теодора Данеггера),
"Успех у дам" ("Glück bei Frauen", 1943, драма по сценарию Шоха и Георга Зоха. Знаменитый актер и певец Стефан Хелл, любимец женщин, хотел бы играть более серьезные роли и поэтому поссорился со своим театральным режиссером. Так что его вполне устраивает то, что он считается погибшим после несчастного случая в море. Он отращивает бороду и живет простым рыбаком на даче. Единственный, кто знает, что он жив, это его сценарист Боргер. Тем временем безработная актриса Нина Мартини изображает из себя вдову Ада и получает главную женскую роль в новой пьесе театра. Когда она встречает Боргера, она знакомится с предполагаемым мальчиком-рыбаком, влюбляется в него и даже дает ему главную мужскую роль в новой пьесе. Ад раскрывается только на премьере и на сцене признается Нине в любви. Режиссёр Питер Пауль Пауэр, композитор Нико Досталь, с участием актёров Джона Хистерса, Герты Майен, Альфреда Нойгебауэра),
"Черный на белом" ("Schwarz auf weiß", 1943, комедия по сценарию Фрица Козельки. Штрейслер хочет, чтобы его дочь Нелли закончила школу и училась в университете, но у нее проблемы с учебой (латынь и математика). Он использует все возможные способы вернуть людей домой, чтобы помочь ей, используя в качестве приманки свой знаменитый немецкий пирог. Тем временем приезжает новый арендатор: трубочист открывает новый офис в том же доме, где находится пекарня. Штрейслер протестует, он уже видит черную грязь в своих тарталетках и она летит повсюду. Тем временем Нелли знакомится с трубочистом наедине
... Режиссёр Э.В. Эмо, композитор Нико Досталь, с участием актёров Ганса Мозера, Пауля Хёбигера, Эльфриды Датциг),
"Золотая цепь" {"Die goldene Fessel", 1944, социальная комедия по произведению Иоганна Нестроя "Der Zerrissene"
("Разорванный"), сценарист Франц Грибиц, режиссёр Ханс Тимиг, композитор Карл Пауспертль. Господин фон Липс - богатый землевладелец, окруженный деньгами и роскошью. Но чего ему не хватает, так это женщины, которая действительно любит его. Поэтому он придумывает план смешаться с людьми в простой одежде и найти такую ​​женщину. Трое друзей, которым нужны только деньги Липса, хотят свести его с эгоистичной модисткой Матильдой. Но ее сотрудница Кэти, которая не знает, что Липс богатый человек, искренне влюбляется в него. После некоторых запутанных ситуаций Липс осознает фальшивых друзей и настоящую любовь. С участием актёров Ханса Хольта, Фридль Шепа, Теа Вайс},
"Иду к тебе" ("Umwеge zu Dir", 1944, сценаристы Ханс Тимиг, Георг Зох, режиссёр Ханс Тимиг, композитор Антон Профес. Ностальгический романтический фильм. Беспечная Фрици, жена гораздо старшего профессора, тайно встречается с неженатым бароном фон Бургаммером. Муж Фрици узнает об этом романе. Леони, сестра Фрици, притворяется любовницей Бургаммера, чтобы пощадить свою сестру. Затем Бургаммер по уши влюбляется в храбрую женщину. С участием актёров Кристл Мардейн, Рольфа Ванки, Марте Харелл, Ричарда Романовски),
"Как вор в ночи" ("Wie ein Dieb ein in der Nacht", 1944, комедия о любви по пьесе Фрица Готвальда "Девушка в окне", сценаристы Лилиан Белмонт и Фриц Козелка, режиссёр Ханс Тимиг, композитор Вилли Шмидт-Гентнер. С участием актёров Густи Хюбер, Вольфа Альбах-Ретти, Антона Эдтофера, Австрия-Германия),
"Командный призыв" ("Der gebieterische Ruf", 1944, сценаристы Эрих Эбермайер, Йозеф Наудерс, режиссёр Густав Учицки, композитор Вилли Шмидт-Гентнер. Социальная мелодрама о любви и служебном долге. С участием актёров Рудольфа Фёрстера, Марии Хольст, Пола Хубшмид. Фильм получил государственную награду "Особо художественная ценность"),
"Любовь по нотам" ("Liebe nach Noten" или "Du bist Musik für mich" - "Ты тоже для меня музыка", 1944, сценарист и режиссёр Геза фон Чиффра, композитор Майкл Джари. Музыкальная комедия о перевоспитании композитора и женоненавистника, о соревновании мужского и женского оркестров. С участием актёров Олли Хольцманн, Рудольфа Прака, Эльфа Герхарта),
"Мужчине место в доме" ("Mann Ein gehört ins Haus", 1944, по мотивам пьесы "Bankerl unterm Birnbaum" -"Скамейка под грушей" Антона Малы, сценарист Александер Ликс, режиссёр Хуберт Маришка, композиторы Антон Профес и Ханнс Элин. Комедия о любви с участием актёров Магды Шнайдер, Пауля Рихтера, Марии Андергаст),
"Сердце должно молчать" ("Das Herz muß schweigen", 1944, сценарист Герхард Менцель, режиссёр Густав Учицки, композитор Вилли Шмидт-Гентнер. В канун Нового 1900 года Пауль Хольцгрубер начал новую практику в качестве рентгенолога. Молодая Максимилиане Фрей - его помощница, и они годами работали бок о бок, помогая людям. Хольцгрубер неоднократно указывает на опасность радиации для Максимилиане, но молчит о язвах на своей руке и сильной боли, которую они причиняют. Максимилиане познакомилась с вдовцом Акселем фон Бонином и полюбила его. Но ей ставят неизлечимый диагноз - рак. Чтобы избавить Акселя от неизбежного горя из-за её надвигающейся смерти, она оставляет его… С участием актёров Паулы Вессели, Матиуса Вимана, Вернера Хинца),
"Собачьи дни" ("Hundstage", 1944, сценарист и режиссёр Геза фон Чиффра, композитор Антон Профес. Комедия. Питер и Пол - старые друзья, которым посчастливилось снова встретиться. Оба стоматологи, и оба хотят жениться на следующий день. С участием Вольфа Альбах-Ретти, Марии Холст, Рольфа Ванка, Олли Хольцман, Австрия-Германия-Чехия),
"Улли и Марей" {"Ulli und Marei", 1944, драма режиссера Леопольда Хайниша по сценарию Леопольда Хайниша и Эдуарда Кёка с участием актёров Эдуарда Кёка , Аттилы Хербигера и Людвига Ауэра. "Нeimatfilm" (фильм о Родине), снятый в тирольских Альпах},
"Венские девушки" {"Wiener Mädeln", 1945, третья часть "венской трилогии" Вилли Форста, в которую вошли фильмы "Оперетта" (1940) и "Венская кровь" (1942), сценаристы Вилли Форст, Франц Грибиц и Эрих Медер, режиссёр Вилли Форст, композиторы Вилли Шмидт-Гентнер и Карл Пауспертль. Музыкальный фильм о жизни и творчестве известного австрийского композитора Карла Михаэля Цирера (02.05.1843, Вена - 14.11.1922, Вена). С участием актёров Вилли Форста (в главной роли), Эдмунда Шилльхаммера, Антона Эдтофера, Юдит Хольцмайстер. Австрия-Германия},
"Друзья" ("Freunde", 1945, драма по сценарию Герхарда Менцеля, режиссёр Э.В. Эмо, композитор Алоис Мелихар. Торжественная клятва о дружбе между двумя гимнастами подвергается суровым испытаниям, когда спустя годы один из них - ставший тем временем известным пианистом - встречает свою бывшую любовь, ставшую теперь невестой другого. В ролях снимались Аттила Хёрбигер, Фердинанд Мариан, Хана Витова, Австрия-Германией).
Несмотря на лозунг, что "Австрия- первая жертва нацизма", провозглашённый на Московской конференции союзников в 1943 году и ставший основой государственной идеологии Австрии и национального самосознания австрийцев в периоды союзной оккупации (1945-1955) и суверенной Второй Республики (1955-1980) и в соответствии с которым аншлюс 12 марта 1938 года был актом гитлеровской военной агрессии, австрийская государственность прервалась, и поэтому возрождённая в апреле 1945 года Австрия не могла и не должна была нести какую-либо ответственность за преступления нацистов, Австрия виновна в военных преступлениях Второй Мировой Войны. Тысячи австрийцев приняли участие в преступлениях нацистского режима. Население Австрии составляло лишь 8 % от численности населения Германии, но их количество в войсках СС было 13 %, среди служащих концлагерей- 40 %. Среди жителей Австрии были и те, кто ненавидел фашизм и своими действиями стремился ускорить крах этой системы.
Австрийцы, несмотря на то, что они являются этническими немцами, с 1945 года считают себя отдельной нацией и не желают вспоминать о том, главный преступник ХХ века, начавший самую кровопролитную войну в истории человечества, Адольф Гитлер родился в австрийской деревеньке Рансхофен в Верхней Австрии Австро-Венгерской империи.

Вена свободна. 13 апреля 1945 года.
Вена свободна. 13 апреля 1945 года.

13 апреля 1945 года Советские войска взяли Вену, через два дня вся Австрия была освобождена. Территория Австрии (и отдельно - столица - Вена) была разделена на четыре оккупационные сектора - Советский, Американский, Британский и Французский. На освобождённой территории были проведены демократические политические и экономические реформы, выбраны местные и федеральные органы власти, созданы политические партии, однако мирный договор со странами-победителями, переговоры о котором начались в 1947 году, был заключён только 15 мая 1955 года, так как "когда спустя долгие годы союзнической оккупации стало ясно, что состязание между Западом и СССР за Австрию никому не принесёт однозначной победы, в австрийских политических кругах в очередной раз проснулся интерес к нейтралитету. Военно-политическая равноудалённость Вены могла стать приемлемой формулой для решения вопроса о выводе западных и советских оккупационных войск". С этим согласилось и Австрийское правительство, приняв в октябре того же года был принят закон о постоянном нейтралитете Австрии, который она соблюдает до сих пор.
25 октября 1955 года все союзнические войска с территории Австрии были выведены.

Если интересно, подписывайтесь на этот канал!