«Сентябрьская роза» - это лирическое произведение поэта 19 века А.А. Фета, написанное в 1890 году. Оно относится к его поздней лирике, так называемому периоду «Вечерних огней». Начиная с 1860-х годов идея гармонии человека и природы постепенно утрачивает свое первостепенное значение в поэзии Фета. Ее художественный мир приобретает трагические очертания. В немалой степени этому способствуют внешние обстоятельства жизни. Личная и творческая судьба Фета складывается трудно. Печать «незаконнорожденности», тяготеющая над поэтом с детских лет, болезни и смерти родственников, неудавшаяся литературная карьера— все это не способствовало хорошему общественному и личному самочувствию. В мироощущении «певца Красоты» нарастают пессимистические настроения.
Гармония природы теперь лишь острее напоминает поэту о несовершенстве человеческой жизни, поэтому в поздней лирике Фета появляются мотивы одиночества человека посреди мертвой, «остывшей» Вселенной, обманчивости гармонии в природе, за которой таится «бездонный океан», мучительного сомнения в целесообразности человеческой жизни. Все эти мотивы вошли в сборник «Вечерние огни», который является визитной карточкой поздней поэзии Фета и одновременно художественной вершиной его творчества в целом. В поздней лирике Фета человек томится разгадкой высших тайн бытия — жизни и смерти, любви и страдания, «духа» и «тела», высшего и человеческого разума. Он сознает себя заложником «злой воли» бытия: вечно жаждет жизни и сомневается в ее ценности, вечно страшится смерти и верит в ее целительность и необходимость.
Так и в стихотворении «Сентябрьская роза», входящее в сборник «Вечерние огни», Афанасий Афанасьевич Фет поднимает философскую тему жизни и смерти. Идея элегия передана в последней строфе стихотворения: «Расцвесть в надежде неуклонной / С холодной разлучась грядой / Прильнуть последней, опьяненной / К груди хозяйки молодой!». Она заключается в том, что жизнь – это счастливый короткий миг со своими страстями, стремлениями, борьбой, надеждой, но этот миг мгновенно обрывается с приходом смерти. Однако Фет убежден, что после смерти начинается другая жизнь в ином мире, что жизнь прожита не зря, так как остается память, приносящая счастье другим. Поэт уверен, что после смерти происходит воскрешение, продолжается духовная жизнь.
Об этом свидетельствует и размер стихотворения – четырехстопный ямб с пиррихием. Динамичный ямб говорит нам о быстротечности жизни, о её движении. Жизнь у Фета мгновенна. Пиррихий говорит нам о смерти, которая является финалом жизни, но не концом существования, так как, по мнению поэта, земная жизнь – это подготовка к иной жизни. Таким образом, в стихотворении с перекрестном способом рифмовки пересекаются два образа: Жизнь и Смерть, а точкой пересечения является время, данное человеку для жизни. Жизнь – это дерзкая роза с «румянцем уст» и счастливой улыбкой, которая против всех законов природы расцвела именно в морозный сентябрь, принеся самой «вешний привет». А смерть в данном стихотворении передается через хронотоп – морозный сентябрь – это время увядания, когда все растения погибают, многие животные уходят в спячку, человек утепляется и укрывается в пространстве своего теплого дома. Жизнь замирает в этот момент, она на время прекращает свое существование. Однако Фет считает, что за физической смертью обязательно следует иная новая жизнь для счастья других, поэтому и элегия заканчивается началом жизни розы в руках молодой девушки: «Прильнуть последней, опьяненной / К груди хозяйки молодой». Также в стихотворении пересекаются два пространства: небо («порхающая синица») и земля («холодная гряда»). Земля – это физическое существование, которое изначально предрекает гибель, поэтому и гряда холодная. На земле никто не свободен, ничто не в силах оторваться от своего места и двигаться дальше, поэтому и в центре лирического произведения роза, которая всю свою жизнь проводит на одном месте. Фет говорит нам, что свободным можно стать только после смерти, поэтому в противовес земле появляется небо в образе синицы, перед которой роза выступает «царицей с приветом вешним на устах».
Анализируемое стихотворение не лишено лирического героя, раскрыть состояние которого позволяет звукопись. Доминирующим является ассонанс. Он, с одной стороны, передает восторг перед мирозданием, которое создало в сентябре прекрасное явление – розу, а, с другой стороны, создает ощущение грусти и печали по поводу ее смерти. Но в финале читатель видит рождение новой жизни, поэтому доминирующий звук «о» олицетворяет бесконечность жизни, её цикличность – за жизнью идет смерть, а за смертью – жизнь.
Также важную смысловую нагрузку в данном стихотворении несут художественные средства выразительности. Например, эпитеты в данном стихотворении описывают фон, который предсказывает как рождение розы: «порхающая синица», «вешний привет», «неуклонная надежда», так и её смерть: «холодная гряда», «последняя роза», «утренний мороз», «быстролетний сентябрь». Эпитет «быстролетний сентябрь» подчеркивает идею Фета о том, что жизнь мгновенна и быстротечна, поэтому данный эпитет соединяет в себе сразу два времени года: лето как символ юности и осень как символ заката жизни. Данную смысловую нагрузку несет и эпитет «утренний мороз». С одной стороны, утро – это начало нового дня, а значит и начало новой жизни, поэтому в начале стихотворения перед нами предстает распускающая роза, а с другой стороны, мороз – это смерть, так как с приходом мороза все застывает, прекращает двигаться, цвести. Фет уже в начале элегии предрекает смерть прекрасному цветку – розе, которая гибнет в финале стихотворение, но с последующим воскрешением в руках «молодой хозяйки».
Роза прожила свою красивую жизнь, а вот передать движение жизни помогают олицетворения «уста приотворя», «улыбнулась роза», «разлучась с грядой» и олицетворяющие метафоры «вздох мороза», «выступать царицей». Перед нами живой цветок - роза, выражающая восторг и удивление перед Божьим миром – «румянец уст приотворя», способная на эмоции – «улыбнулась роза», обладающая дерзким характером – «выступать царицей», что делает ее уникальной в этот морозный сентябрьский день. Поэтому Фет не лишает ее и симптоматического карпалистического кода «дерзко выступать царицей», что свидельствует о том, что она не боится выступать против всех, не боится быть осмеянной, ведь жизнь – это мгновение, миг, поэтому ее необходимо прожить именно так, как ты считаешь нужным, быть искренним и настоящим. Однако, по мнению поэта, жизнь не лишен противоречий, которые в элегии переданы при помощи антитезы: молодой - холодной, порхает – безлиственные, последний - молодой, вешний – сентябрь, мороз, синица – гряда, расцвесть – безлиственный.
Таким образом, наша жизнь – это отрезок, который соткан из противоречий: жизнь и смерть, тепло и холод, сострадание и равнодушие, забота и холодность, искренность и лицемерие. Поэтому и стихотворение «Сентябрьская роза», затрагивающее тему жизни и смерти, имеет контрастную композицию – контраст между жизнью, где царит тепло, улыбка, весна, надежда, и смертью, характерными чертами которой становится холод, мороз, осень.
Фет обращает внимание не на исторические, экономические, социальные катаклизмы, а на общечеловеческие ценности – ценности жизни и смерти, приводящей к новой жизни в ином мире. Поэт в своем стихотворении не пытается высказать собственную гражданскую позицию, никого ни к чему не призывает, не обличает пороки общественно-политической жизни. Он наблюдает за жизнью в природе, соотносит жизненный путь человека с цветением «сентябрьской розы». Пусть меняется общественный строй, пусть идет борьба за свободу или власть, пусть совершаются великие деяния, но по-прежнему наступает морозное утро, а следом за ним рождается прекрасно дерзкая роза. В стихотворении Фета нет ничего обыденного, будничного, каждое описанное мгновение жизни (весна, осень, лето) приобретает особое значение. Поэтому лирику А.А. Фета и принято относить к литературному направлению под названием «чистое искусство».