Маша перешла в 9 класс.
Все-то у старательной отличницы было в школе ладно и здорово, вот только подкачала биология.
Нет, к самой науке Маша относилась ровно, исправно читала скучный учебник, рассматривала схемы растений с тычинками и пестиками, пыталась разобраться в устройстве пищеварения кольчатых червей или хордовых.
Проблемы с биологией, в основном, создавала ей учительница.
Т.М. было за восемьдесят. Когда-то она была серьёзным педагогом, грозным директором и общественной активисткой. Много лет назад она смогла сделать из обычной дворовой школы серьёзную гуманитарную гимназию, лучшую в округе. Теперь же старой женщине все желали поскорее отправиться на заслуженный отдых, но из уважения к её былым победам никто и слова сказать не смел.
Т.М. несколько лет отсутствовала, лежала в больницах, лечилась в санаториях, но теперь снова вернулась работать в любимую школу и требовала учебной нагрузки. Ей оставили вести один класс. Как раз Машин.
Родители девятиклассников были в ужасе от детских рассказов, обратились к дирекции. Те выслушали делегацию, любезно кивали и обещали через год-другой сменить учительницу. А пока, мол, потерпите, ну никак уважаемую даму уволить не можем.
Каждый урок Т.М. входила в класс и стучала палочкой по учительскому столу, призывая к порядку. Медленно устраивалась на стуле, вешала на спинку неизменный синий пиджак, пристраивала палку и начинала рассказывать бесконечную историю своей длинной жизни. Всё больше, правда, склоняясь к части человеческой анатомии и болезней.
Как ей тяжело ходить и подниматься на 4й этаж, отекают икры. Каждый год нужно заказывать специальную обувь для старческих ног, а там ведь вальгусные стопы. Какие лекарства ей выписал доктор для поджелудочной железы и работы кишечника, а ещё график их приёма, это ж важно. Тут же сетовала, что давление скачет, выписанные таблетки видимо не помогают, чего-то там не купируют-не блокируют, надо снова к доктору заменить их.
Иногда Т.М. долго смотрела в окно и вспоминала, что нет больше школьного сада. В нем росли какие-то изумительные яблони особой селекции, и в прежние годы все за ним ухаживали, на это специально учебное время выделяли. А ещё никто не хочет записываться к ней в кружок после уроков, перевелись умные дети, ищущие знаний, а там ведь в потайной комнате микроскоп советский серьёзный стоит, ох какие на нем можно исследования проводить.
Пару раз Т.М. сообщила, что тяжело растить внучку-красавицу без матери. Внучку эту все знали как хулиганку и троечницу, но жалели, она училась в школе и действительно жила с Т.М. Мать видимо сбежала, но именно эти любопытные подробности Т.М. почему-то умалчивала.
Однако все эти семейные истории, приправленные болезнями конкретных частей тела, дети давно выучили наизусть, обычно под длинные рассказы и сетования школьники тихо сидели и шептались о своём.
◾
В этот раз привычный сценарий урока изменился.
Т.М. увидела группу девочек, которые пришли в школу в модных лосинах. О, лихие 90-х! Лосины – писк сезона, который можно было найти на барахолках, мечта всех девчонок. Чёрные или какого-нибудь яркого цвета, сверкающие лосины в обтяжку из плотной синтетической ткани. Под них, казалось, подходило все! Кто-то выбирал свитер или кардиган, другие – юбку или платье, а Маша сегодня надела их с симпатичной длинной рубашкой.
Но Т.М. была иного мнения.
– Шлюхи, проститутки! – закричала она, звонко постукивая палкой. И тут же добавила длинный театральный монолог, мол, в наше время такое себе позволить было нельзя.
Т.М. прошлась по рядам, хотя обычно этого не делала, берегла ноги. Выявила всех лосинщиц и заставила их выйти к доске шеренгой. Таких в классе набралось целых 6 девиц, включая Машу.
Учительница долго отчитывала бесстыжую молодёжь, мол, как же можно ходить в таком виде. Тут же вокруг мальчики, мужчины, их же будущие женихи! И все же смотрят по сторонам и выбирают себе жён, а тут стыдоба одна. Особенно страшными ей показались розовые лосины длинноногой одноклассницы Аллы. Та считала себя эталоном красоты и по секрету всему свету сообщила, что ходила на кастинг в модельное агентство. И именно в этих лосинах её заметили и отобрали в следующий тур.
Т.М. гнула свою линию о падении нравов, называя девочек в лосинах всякими непонятными младшему поколению словами. Маша тихо объясняла подружке, что такое шантрапа и артисты погорелого театра, но кое-что даже она не смогла понять. Божедурье и королобые, – тут хотя бы корень очевиден, а вот безпелюха, ащеул, скапыжник, – можно лишь строить предположения.
Обогащал свой словарный запас и хихикал весь класс, не только сами лосинщицы, но Т.М. бурные эмоции зрителей лишь придавали сил.
Наконец вдохновение Т. М. иссякло, да и дети притихли. Надоело. Скоро звонок, ещё один бесполезный урок заканчивается.
Напоследок учительница села и громко стукнула палкой, велела девицам возвращаться на место и поставила каждой в журнал двойку. И Маше, конечно, тоже.
Обидно, несправедливо, но спорить с Т. М. никто не стал.
◾
В другой раз Маша, надеясь, что урок вновь будет посвящён вальгусным стопам и прогрессирующей дальнозоркости учительницы, не прочитала до конца нудный параграф. Но именно в этот раз по главному закону подлости её вызвали к доске.
Глядя на старинный плакат, Маша кое-что смогла из себя выдавить, но это не шло ни в какое сравнение с тем, что она могла бы рассказать. Если бы она прочитала учебник заранее. В результате поставили тройку. Вместе с той двойкой за лосины общая ситуация была так себе. Меж тем скоро конец длинной третьей четверти, именно биология в этот раз портила картину и заставляла нервничать.
◾
Этой зимой Маша случайно познакомилась с приятным молодым человеком. Они часто оказывались в одном автобусе, выходили на одной остановке. У молодёжи все просто – улыбнулся, вот тебе и знакомство. Парень учился на четвертом курсе института, скоро получит диплом инженера, но уже подрабатывал по специальности на телевидении, что-то там по технической части выпуска программ в эфир.
Маша давно и безнадёжно была влюблена в одноклассника, но нынешний А. был приятным собеседником, казался надёжным, серьёзным и девичье сердце дрогнуло.
Как-то А. пригласил её в гости познакомиться с родителями. Жили все рядом, Маша, кажется, даже встречала их на улице. В тот вечер пили душистый чай с чабрецом, ели приготовленный мамой яблочный пирог и расспрашивали подружку сына о том о сём. Выяснилось, что папа А. учился в той же школе, с радостью вспомнил старое здание и сад с яблонями.
Девочка рассказала, что сада давно нет, директором работает совсем другая женщина, а старая Т.М. как раз ведёт у них биологию и доставляет Маше проблемы.
То в лосинах к ней на урок нельзя и двойка не за что, то заслуженный трояк, то три урока подряд учительница рассказывала про больные ноги, а сама внезапно дала сложную контрольную и всем снова двоек. У Маши трояк, но глядишь, и в четверти тройка будет у отличницы, кошмар.
◾
Машина подружка Л. была старостой в классе. В её обязанности входило в том числе носить классный журнал с одного урока на другой. Девочка была ответственная и строгая на вид, учителя ей доверяли.
Конец четверти.
Л. не могла устоять и на переменке села с Машей в укромном уголке и заглянула в журнал, изучая свои отметки. Пару раз поставила себе аккуратно пару лишних пятерок.
Маша была в ужасе, никак от подруги Л. такого никак не ожидала.
– И тебе, дуреха, сейчас по биологии картинку исправим. Где тут Т.М.? – подруга быстро листала страницы.
Маша запротестовала, мол, нельзя так делать, это настоящее преступление. Всё начинают с малого, а потом... Но Л. не слушала, она быстро листала журнал, искала нужную страничку.
Однако дойдя до биологии Л. задумчиво остановилась.
– Говоришь, у тебя последние были 2, 3 и ещё 3 за контрольную?
– Да.
– Не знаю, после них у тебя стоит 6 пятерок подряд.
– Л., ну что ты смеёшься, у нас не было 6 уроков биологии после этого.
– А у тебя по две штуки в каждой клеточке. Сама смотри.
Маша непонимающе уставилась в журнал. Действительно, в каждой клеточке стояли пятёрке, та самая двойка была зачёркнута, две тройки тоже исправлены. Чудеса.
– Это ты сделала? Ты пробралась в учительскую и поставила себе отметки?
– Нет, конечно нет. Ты что?! Мне бы и в голову такое не пришло. Я не знаю…
– Ну, конечно. Не знаешь! Как не стыдно врать своей лучшей подруге.
– Л., я клянусь, я ничего об этом не знаю. Я не делала и ни с кем это не обсуждала.
– Ну, может, ты к ней ходила и ответила ей параграф или реферат сдала.
– Нет, я к ней не ходила. Вернее, ходила давно, ты знаешь, но тогда ничем дело не закончилось.
– Ой, ну не хочешь, не говори.
Л. захлопнула журнал, девочки пошли на урок, но Маша не знала, что и сказать.
Для неё эти неожиданные отметки были подарком.
Она действительно ничего о них не знала и никаких телодвижений для их получения вроде бы не сделала. Пятёрки были поставлены рукой Т.М. Тут нет сомнений. Около исправлений даже подпись её была. Нет, никакой подделки, разве что магия и высшие силы.
Удивительное дело. Маша продолжала думать об этом на следующем уроке и дальше, пока шла домой. Позвонил А., и она радостно сообщила ему о новости, честно сказав, что не представляет, как такое могло случиться.
Четвёртые отметки в самом длинном и трудном периоде года были как на подбор. Сплошные пятёрки. И самая странная в середине столбца – по биологии. В честь этого Маша ещё раз прочитала все параграфы за четверть, на всякий случай, ну и в благодарность к справедливым высшим силам.
◾
Все разъяснилось случайно, во время очередного чаепития с родителями А. Оказалось, что папа А. был отличником и лучшим учеником школы. Его классной руководительницей и любимой учительницей была как раз Т.М.
Почти каждый год неизменно их класс собирался в день её рождения в гостях у Т.М., приезжали даже те, кто жил не в Москве. Вспоминали былые годы, рассказывали друг другу о нынешней жизни, накрывали стол. И день рождения, оказывается, у учительницы как раз в конце третьей четверти.
В этот раз папа А. и сказал ей, мол, зачем же она зверствует, молодёжь от неё стонет. И Машу между делом назвал, мол, хорошая девочка, может, невеста сына, зачем ей двойки с тройками ставить. Сказал, может, и в шутку, но Т.М. шуток не любила и восприняла всерьёз, тут же наверняка стройный ряд пятерок и нарисовала, чтобы двоечки прикрыть.
Так он думает, точно, конечно, не знает.
Маша покраснела, но все засмеялись и тут же переключились на другие темы.
◾
Т.М. к Маше больше не лезла, правда, и Маша старательно готовилась, после памятного позора у доски в лосинах на биологию не ходила, домашнее задание всегда было выполнено безукоризненно.
Год закончился, скорее в 10 класс. Но и он прошёл, вот и 11 на носу. Никто учительницу биологии классу не сменил, Т.М. все также рассказывала о болезнях, скачущем давлении и прочих напастях.
Все школьники готовились к экзаменам, биология в их классе никому кроме одного мальчика была не нужна. Говорят, он поступил на биофак, а все остальные благополучно школу закончили и про биологию не вспоминали.
Новым пятиклашкам снова выпала Т.М. Но в феврале буквально за неделю своего очередного дня рождения её не стало.
Папа А. рассказывал, что на похороны приехало очень много бывших учеников, все вспоминали строгую учительницу и настоящего патриота школы. Но это были люди взрослые, кто запомнил Т.М. молодой, подтянутой и с горящими глазами.
Она никогда им ни на что не жаловалась, от её грозного вида тряслась ребятня, ни о какой палочке не было и речи…
Молодёжи не было, никто из нынешних учеников не пришёл.
– Всё течёт и меняется, – думала Маша. – Когда-нибудь и мы… и я… но сначала нужно закончить институт. А тут у нас тоже троечка в зачёте имеется.