МорВок... Каждый петербуржец связывает с эти местом что-то свое: прогулки у залива, странное здание с большой парковкой у модного пространства Севкабель, пример модернистской архитектуры… у каждого свое. А у этого вокзала ведь непростая история. На мой взгляд, это одно из самых несчастных зданий города. Давайте я вам коротко расскажу его душещипательную историю.
Смысл и особенности будущего строительства.
Во-первых, здание морского вокзала не то чтобы очень требовалось городу. Скорее требовалось поддержать идею развития Васильевского острова (он же Васька) как систему ансамблей. Это как в центре города: всё дополняет всё.
Во-вторых, намывные грунты новой части Васьки делали проблематичным постройку высоких зданий, а не развитая ещё инфраструктура дальнего края острова мало кого бы привлекла из горожан.
В-третьих, будущий морской вокзал должен был стать достойным братом воздушным воротам города – аэропороту «Пулково» по масштабу задумки. Не менее интересным и современным.
С чего начались страдания бедного здания.
В 1960-м году объявили конкурс проектов, в результате которого не то что не выбрали победителя, а даже ещё и придумали новые идеи и уточнения для проекта вокзала. Никому вообще было не понятно, что и зачем строить, что аж уточнения дорабатывали на конкурсе! Руководитель архитектурной мастерской после ознакомительной поездки в Европу вынес вердикт: нигде морские вокзалы не строят. Но строить было необходимо: идея создания одного ансамбля жила в головах руководства. Получается, МорВок не был желанным детищем, а скорее, идеологической прихотью.
Что ж, изобрели типологию здания, создали образ с «парусами», и к 1973-му году проект был представлен комиссии. Но не тут-то было, проект не понравился зампреду Госгражданстроя, у коего была некая неприязнь к современной архитектуре, образы которой отошли от приятной ему классики. За три года проект переработали, очень много думали над материалами тех самых «парусов», но снова получили вердикт «переработать».
Руководитель проекта В. Сохин принялся за дело, но стройка все откладывалась. В конце концов, проект был утвержден, стройка завершена, благо, что зампред Госгражданстроя ушел на пенсию. В газетах стали появляться хвалебные статьи о новом творении, а в 1984-м году авторы получили Государственную премию за создание МорВока.
Кстати, МорВок получился чуть-чуть повыше Зимнего дворца, который является пределом высотности гражданских строений в Петербурге с 1844 года. Хотя это особенно и не заметно.
Но и тут не закончились мытарства.
Но спокойная жизнь вокзала не была долгой: в 90-х годах это место облюбовали различные нелегальные дельцы и сомнительные личности, а в 2008 году вообще построили новый пассажирский порт «Морской фасад», которому уделяют гораздо больше внимания. Тогда же возникла идея о сносе старого МорВока. Правда в 2021 году появилась надежда на перерождение: реконструкция и определение нового функционала. Но пока не понятно, что будет дальше. Сейчас же в здании находится бизнес центр, столовая, гостиница и общежитие студентов Горного университета.
Довольно часто я бываю в МорВоке, и всегда он производит впечатление большого грустного брошенного зверя. Мне его жалко. Давайте пожелаем вокзальчику попасть в хорошие руки, стать нужным, и еще долго приносить жителям города пользу!
#историяпетербурга #город #петербург