Многие мои знакомые проявляют живой интерес к «шестидесятникам» и, просто, «требуют», чтобы я поделился воспоминаниями о тех временах.
Осмелюсь рискнуть и попробую поделиться с Вами некоторыми зарисовками из моего прошлого, всплывающими в памяти. Фрагментами из далекого прошлого, когда мне посчастливилось пообщаться с незаурядными людьми того времени. И если мои «зарисовки» будут Вам интересны, то в дальнейшем я расскажу о некоторых эпизодах из встречи с А.В. Эфросом, О.Н. Ефремовым, Владимиром Высотским, Е.А. Евстигнеевым, Олегом Далем, А. Галичем, В.П. Некрасовым и ещё многими выдающимися людьми той эпохи, моими современниками.
Шёл 1967-й год. Я возвращался домой после репетиции в театре «Современник», после «адового», предпремьерного прогона спектакля «Всегда в продаже» по пьесе Василия Аксенова. Дома, на Нижней Масловке, я встретил звездную компанию: Г.А. Товстоногова, Сергея Юрского, Ефима Капеляна, Владислава Стржельчика, Павла Луспекаева, а также нашу постоянную компанию - мою жену, Марику Балан, Валентину Рыжову (ведущий театральный критик), Раду и Николая Волшаниновых, Василия Туманского, Николая Сличенко и его жену Тамилу Агамирову. Ранее мы неоднократно встречались примерно в том же составе в Москве и Питере.
Встреча была без повода. Просто - встреча друзей! Но этот вечер стал незабываемым и во многом изменил мою жизнь. Капелян многозначительно задумчиво дымил своей трубкой. Стрижельчик жонглировал, импровизируя острыми шуточками. Юрский неожиданно взял гитару и поразил нас одесскими жанровыми зарисовками, перевоплотившись в уличного гопника. Это было очень талантливо и весело! На этом импровизационном фоне у нас и состоялась «импровизационная» беседа, скорее собеседование с Г.А. Товстоноговым. Часа за два он перевернул все мои представления о театре, о профессии, терпеливо и подробно отвечал мне на все мои вопросы, все мои «непонятки». Эта беседа стоила опыта трех лет работы с Эфросом и восьми лет работы с О.Н. Ефремовым!.. Он поведал мне о своем отношении к системе Станиславского, в чём видит достоинства и недостатки её сегодня, и как отделить зёрна от плевел. Георгий Александрович всё это мастерски продемонстрировал на репетициях в БДТ, которые я посещал в дальнейшем. В ходе беседы выяснилось, что он видел меня во многих работах в театрах и предложил перейти в театр БДТ. Предложение было неожиданным, приятным, но проблематичным. Возникал квартирный вопрос…
Но, я отвлёкся от главного. После «квадратов» Юрского и Стржельчика настала очередь ромалэ. Рада и Николай, как всегда, великолепны! «Я ехала домой…», «Говорят, говорят…», цыганские таборные песни, виртуозное владение гитарой…, они - целая эпоха! Марика блестяще спела «Калитку», «Кони-звери» Блантера, шуточные молдавские песни. Атмосфера импровизации, шумного творческого общения! И вот наступил момент истины. Николай Сличенко взял гитару и под аккомпанемент ещё двух гитар запел: «Ты жива ещё моя старушка…». Все замерли как под гипнозом… Луспекаев, сидя на низком табурете, не стесняясь, рыдал как огромный маленький ребёнок. У всех на глазах слёзы и ком в горле. После этого говорить было не о чем. Всё было сказано. Мы пережили момент истины, очищения. Постоянные творческие встречи, дискуссии общение было неотъемлемым атрибутом того времени…. Мало говорить на наболевшие современные темы, анализировать наболевшие проблемы. Порой прошлое гораздо ярче освещает современность, помогает осмыслить сегодняшнюю ситуацию.
Если вам интересны подобные воспоминания, то продолжение следует…