Найти тему
История. Факты+мысли

Агент"Цицерон" на службе у Третьего рейха

Во время Второй Мировой войны особый интерес для разведок всего мира представляли нейтральные державы, в которых располагались представительства воюющих между собой государств.
Одной из таких стран была Турция, где на светских раутах можно было встретить послов во всех концов Европы и Америки.
Подобное соседство предоставляло широкое поле деятельности для агентурной работы, поэтому, когда германскому советнику Альберту Йонке, в октябре 1943 года, доложили, что с ним ищет встречи его бывший слуга, ныне работающий в английском посольстве, он не слишком удивился.

Визитер, показавший охране документы на имя Эльяса Базна, сообщил господину Йонку, что имеет доступ к секретным документам и располагает крайне важными сведениями, которыми готов поделиться с заинтересованными лицами в третьем рейхе.
При этом Базна определил стоимость своей услуги в астрономическую по тем временам сумму 20 тысяч фунтов стерлингов, что повергло немца в состояние глубокого шока.
Посоветовавшись с женой, приходившейся сестрой министру иностранных дел Риббентропу, советник не осмелился ставить под удар собственное положение и свел инициативника с офицером СД, занимавшего официальный пост атташе.

Профессиональный разведчик Людвиг Мойзиш тоже был неприятно поражен озвученной ценой, тем более что Базна отказывался даже намекнуть на содержание отснятых материалов, без предварительной оплаты.
Тщательно взвесив все «за» и «против», Мойзиш все-таки решился оправить в центр шифровку, указав все условия сделки, и неожиданно получил положительный ответ.
Уже на следующий день в Анкаре приземлился спецборт, доставивший фельдъегеря с указанной суммой.
Совершив обмен, нацистский разведчик убедился, что фотокопии действительно представляют большой интерес, поэтому он внимательно изучил установочные данные на фигуранта, получившего агентурный псевдоним «Цицерон».

Выяснилось, что выходец с Балкан действительно выполняет обязанности камердинера у английского посла и имеет доступ не только к личным вещам, но и в рабочий кабинет сэра Хью Нетчбулла-Хьюгессена.
Кроме того, британский аристократ всецело доверял своему лакею и часто устраивал музыкальные вечера, приходя в восторг от идеального слуха, которым природа щедро наделила Базна.
Воспользовавшись таким расположением, албанец снял слепки со всех ключей и беспрепятственно мог фотографировать все документы, находящиеся в сейфе посла.

Тем не менее, несмотря на то, что передаваемая информация носила стратегический характер, в Берлине не доверяли источнику, слабо реагируя на его донесения.
Например, еще за полгода до реализации операции «Оверлорд», Базна сообщил о времени и месте ее проведения, но высадка союзнических войск в Нормандии оказалась полной неожиданностью для командования вермахта.
В другой раз агент предоставил сведения о намечающейся бомбардировке Софии, однако в Берлине эту новость тоже не приняли во внимание, приняв ее за дезинформацию.

Куратор «Цицерона», неоднократно получавший благодарности и даже награды за труд своего подопечного, никак не мог понять, почему в ставке Гитлера неизменно игнорируют весь массив информации, но регулярно высылают самолет с баснословными деньгами для агента.
Так продолжалось больше шести месяцев, пока Базна, видимо, решив, что заработанных 300 тысяч фунтов вполне хватит для безбедного существования, покинул Анкару, исчезнув в неизвестном направлении.

Дальнейшая его судьба выяснялась только в 1961 году, когда бывший шпион обратился в суд Федеративной Республики Германии, позиционируя себя как «жертву преступлений нацистского режима».
В пояснении к иску, он указал, что все деньги, полученные им с октября 1943 по апрель 1944, оказались фальшивыми.
Об этом ему сообщили в одном из латиноамериканских банков, в котором Базна хранил свои сбережения.
К тому времени давно уже было известно, что нацисты еще до начала Второй Мировой войны наладили производство поддельных купюр, щедро расплачиваясь ими с информаторами.

Массовое производство фальшивок получило название «операция Бернхард».
Массовое производство фальшивок получило название «операция Бернхард».

На короткое время Ильяс Базна стал звездой таблоидов, рассказывая журналистам о своих приключениях.
- Единственное, чему я искренне рад в этой истории, – сказал он в одном из интервью, – это тому, что моя любовница, сбежавшая с частью моего капитала, получила немалый срок за попытку сбыта фальшивых денег.

Однако восстановить свое благосостояние за счет немецкой казны у Базна не получилось. В результате многомесячной тяжбы, суд признал справедливым ответ кабинета министров Германии:
«Относительно Ваших претензий к Третьему рейху, МИД ФРГ сожалеет, но не может принять по данному вопросу никаких действий. Рекомендуем обратиться с иском к правительству Адольфа Гитлера».

ПРОДВИЖЕНИЕ СТАТЕЙ ЗАВИСИТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ОТ КОЛИЧЕСТВА "ЛАЙКОВ" И ЧИСЛА ПОДПИСЧИКОВ.

Обреченная массовка в пьесе Лени Рифеншталь

Чекист, шантажировавший Сталина и переигравший Гувера