Они, за что бы не взялись,
всё будет мелкое, как рис,
на вкус казаться будет скромным,
но требовать трудов огромных.
Л.Каганов.
Продолжаю разбор линков из секретного чатика.
Напомню кратко суть дела. У нас с товарищами возник спор на тему роли Китая на мировой арене. Мои оппоненты придерживаются позиции, что Китай душит бедные страны кредитами и выкачивает ресурсы. В качестве аргументов в защиту этой позиции был предложен ряд ссылок. Поскольку формат чата не предполагает обстоятельной дискуссии, мной было принято решение публиковать разбор приведённых ссылок здесь.
Итак, линк номер два:
Китай взял в долгосрочную аренду глубоководный порт Хамбантота на Шри-Ланке
Честно сказать, разбирать здесь особо нечего, если бы мои оппоненты потратили бы хотя бы две минуты, чтобы прочитать статью дальше заголовка, они бы не стали использовать её в споре. Приведу небольшие выдержки:
Строительство порта Хамбантота началось в январе 2008 года. Президент Махендра Раджапакса <...> разработал амбициозный план развития родного региона <...> Поскольку отношения Шри-Ланки с потенциальными кредиторами из числа западных стран и международных институтов на тот момент были крайне напряженными <...> Раджапакса обратился за помощью к Китаю, предоставившему необходимые финансовые средства
Однако, вопреки ожиданиям шриланкийских властей, проект оказался убыточным: торговые суда предпочитали заходить в расположенный неподалеку порт Коломбо – экономического центра и крупнейшего города страны, обладающего развитой инфраструктурой.
Чтобы компенсировать понесенные убытки и хотя бы частично выплатить кредит, правительство премьер-министра Ранила Викрамасингхе и сменивший Раджапаксу президент Майтрипала Сирисена предложили китайским фирмам с государственным участием выкупить 80% акций порта и взять его в аренду.
Объединившиеся оппозиционные политики, профсоюз портовых рабочих, <...>вынудили правительство Викрамасингхе пересмотреть условия сделки, существенно уменьшив долю передаваемых китайской стороне акций порта. Кроме того, в итоговом соглашении был особо оговорен безусловный суверенитет Шри-Ланки над территорией арендованного Китаем порта и указано, что КНР не имеет права создавать там военную базу.
Как мы видим, ничего криминального не происходит. Инициатива постройки порта принадлежит властям Шри-Ланки, за инвестициями они обратились самостоятельно, без какого-либо принуждения со стороны. Сложности с выплатой долга возникли из-за ошибок планирования, порт оказался убыточным. Инициатива передачи порта в аренду тоже исходит от шриланкийских властей, суверенитет сохраняется, военной базы нет. Индия так же собирается взять в долгосрочную аренду шриланкийский аэропорт, однако этот факт возмущения в прессе и в рядах российских коммунистов не вызывает. Видимо, эта аренда, она кого надо аренда. И, кстати, пустующий аэропорт, на который нацелилась Индия, на мой взгляд, даёт некоторое представление о способностях местных властей к планированию. Таких особо душить не нужно, впору у них верёвку отнимать.
Собственно, здесь вообще не о чем разговаривать, но мы продолжим.
Потому что, мне снова посчастливилось найти статью в рецензируемом научном издании, освещающую обсуждаемую тему. В этот раз это «Вестник Томского государственного университета».
Отношения Китая и Шри-Ланки как часть стратегии «Нитка жемчуга»
Статья менее обстоятельная, чем исследование ситуации в Кении из прошлого поста, всего четыре страницы, но общее представление о положении дел можно составить.
Кратко изложу суть. Китай заинтересован в присутствии с Индийском океане, поскольку это один из главных торговых путей, способный обеспечить Китаю как импорт нефтепродуктов с Ближнего Востока, а значит и энергетическую безопасность, так и экспорт товаров из Китая, который осуществляется в основном контейнерными сухогрузами, а значит своевременную доставку нам товаров с Али-Экспресс. С этой точки зрения порт Хамбатонта выгодное приобретение, неудивительно, что Китай согласился на аренду. Так же для Китая будет не лишней возможность наблюдения за ядерными, морскими и прочими силами Индии, а значит снова обеспечение безопасности страны. Несмотря, однако, на всё вышеизложенное, никаких макроэкономических и политических требований Китай Шри-Ланке не выдвигает, предпочитая сотрудничество в сфере инфраструктурных проектов, в том числе и не приносящих прямых выгод.
Касательно «выкачки ресурсов», википедия сообщает нам, что из ресурсов на Шри-Ланке чай, каучук и драгоценные камни, и Китай снова не входит в лидеры по экспорту, первые места за США, Индией и странами Европы. А основной отраслью промышленности Шри-Ланки является текстильная, в вывозе продукции которой китайцы не заинтересованы, поскольку сами закрывают как свои потребности в дешёвом текстиле, так и потребности большой части мира.
Китай традиционно ввозит станки, оборудование, металлы и тому подобное, занимая второе место после Индии по импорту на Шри-Ланку.
Так что по этому пункту мы предъявить Китаю также ничего не можем.
Продолжение следует.