Найти тему
Рядовой марксист

«Китайская петля». Часть 2. Шри-Ланка.

Оглавление
Они, за что бы не взялись,
всё будет мелкое, как рис,
на вкус казаться будет скромным,
но требовать трудов огромных.
Л.Каганов.

Продолжаю разбор линков из секретного чатика.
Напомню кратко суть дела. У нас с товарищами возник спор на тему роли Китая на мировой арене. Мои оппоненты придерживаются позиции, что Китай душит бедные страны кредитами и выкачивает ресурсы. В качестве аргументов в защиту этой позиции был предложен ряд ссылок. Поскольку формат чата не предполагает обстоятельной дискуссии, мной было принято решение публиковать разбор приведённых ссылок
здесь.

Итак, линк номер два:

Китай взял в долгосрочную аренду глубоководный порт Хамбантота на Шри-Ланке

Честно сказать, разбирать здесь особо нечего, если бы мои оппоненты потратили бы хотя бы две минуты, чтобы прочитать статью дальше заголовка, они бы не стали использовать её в споре. Приведу небольшие выдержки:

Строительство порта Хамбантота началось в январе 2008 года. Президент Махендра Раджапакса <...> разработал амбициозный план развития родного региона <...> Поскольку отношения Шри-Ланки с потенциальными кредиторами из числа западных стран и международных институтов на тот момент были крайне напряженными <...> Раджапакса обратился за помощью к Китаю, предоставившему необходимые финансовые средства

Однако, вопреки ожиданиям шриланкийских властей, проект оказался убыточным: торговые суда предпочитали заходить в расположенный неподалеку порт Коломбо – экономического центра и крупнейшего города страны, обладающего развитой инфраструктурой.
Чтобы компенсировать понесенные убытки и хотя бы частично выплатить кредит, правительство премьер-министра Ранила Викрамасингхе и сменивший Раджапаксу президент Майтрипала Сирисена предложили китайским фирмам с государственным участием выкупить 80% акций порта и взять его в аренду.

Объединившиеся оппозиционные политики, профсоюз портовых рабочих, <...>вынудили правительство Викрамасингхе пересмотреть условия сделки, существенно уменьшив долю передаваемых китайской стороне акций порта. Кроме того, в итоговом соглашении был особо оговорен безусловный суверенитет Шри-Ланки над территорией арендованного Китаем порта и указано, что КНР не имеет права создавать там военную базу.

Как мы видим, ничего криминального не происходит. Инициатива постройки порта принадлежит властям Шри-Ланки, за инвестициями они обратились самостоятельно, без какого-либо принуждения со стороны. Сложности с выплатой долга возникли из-за ошибок планирования, порт оказался убыточным. Инициатива передачи порта в аренду тоже исходит от шриланкийских властей, суверенитет сохраняется, военной базы нет. Индия так же собирается взять в долгосрочную аренду шриланкийский аэропорт, однако этот факт возмущения в прессе и в рядах российских коммунистов не вызывает. Видимо, эта аренда, она кого надо аренда. И, кстати, пустующий аэропорт, на который нацелилась Индия, на мой взгляд, даёт некоторое представление о способностях местных властей к планированию. Таких особо душить не нужно, впору у них верёвку отнимать.

Собственно, здесь вообще не о чем разговаривать, но мы продолжим.

Потому что, мне снова посчастливилось найти статью в рецензируемом научном издании, освещающую обсуждаемую тему. В этот раз это «Вестник Томского государственного университета».

Отношения Китая и Шри-Ланки как часть стратегии «Нитка жемчуга»

Статья менее обстоятельная, чем исследование ситуации в Кении из прошлого поста, всего четыре страницы, но общее представление о положении дел можно составить.

Кратко изложу суть. Китай заинтересован в присутствии с Индийском океане, поскольку это один из главных торговых путей, способный обеспечить Китаю как импорт нефтепродуктов с Ближнего Востока, а значит и энергетическую безопасность, так и экспорт товаров из Китая, который осуществляется в основном контейнерными сухогрузами, а значит своевременную доставку нам товаров с Али-Экспресс. С этой точки зрения порт Хамбатонта выгодное приобретение, неудивительно, что Китай согласился на аренду. Так же для Китая будет не лишней возможность наблюдения за ядерными, морскими и прочими силами Индии, а значит снова обеспечение безопасности страны. Несмотря, однако, на всё вышеизложенное, никаких макроэкономических и политических требований Китай Шри-Ланке не выдвигает, предпочитая сотрудничество в сфере инфраструктурных проектов, в том числе и не приносящих прямых выгод.

Касательно «выкачки ресурсов», википедия сообщает нам, что из ресурсов на Шри-Ланке чай, каучук и драгоценные камни, и Китай снова не входит в лидеры по экспорту, первые места за США, Индией и странами Европы. А основной отраслью промышленности Шри-Ланки является текстильная, в вывозе продукции которой китайцы не заинтересованы, поскольку сами закрывают как свои потребности в дешёвом текстиле, так и потребности большой части мира.
Китай традиционно
ввозит станки, оборудование, металлы и тому подобное, занимая второе место после Индии по импорту на Шри-Ланку.

Так что по этому пункту мы предъявить Китаю также ничего не можем.

Продолжение следует.