Найти тему
Феодальный вестник

Модель настоящего — образ будущего. Первый подход к "снаряду".

Тут все поголовно заговорили о стратегиях и идеологиях (которых у нас, естественно, нет), о том, что надо бы родить альтернативу западному миру. Казалось бы, с чего бы вдруг? Жили же как-то без всего этого последние 20 лет? А без альтернативы западного пути развития — так и все 30-40. И тут вдруг понадобилось.

А я вам сейчас объясню почему. Страшно стало! И не сейчас стало. Просто чем дальше — тем страшнее. Смотрите, сначала всё было спокойно и понятно, все занимались своими делами и планировали ближайший отпуск, покупку машины или ипотеку, отдыхали, как кто умеет, и радовались жизни. Потом, как гром среди ясного неба — КОВИД! А теперь вот, Россия молча и никому ничего не объясняя заглатывает бывшую Украину как удав кролика. Санкции, вкусноиточка и непонятно, как жить дальше.

Это называется — неопределённость. Мир вокруг нас перестал быть предсказуемым и понятным. Совершенно неясно, что будет завтра, и как к этому "завтра" можно подготовиться. А это очень пугает. 

И, кстати, неопределённость и непредсказуемость означает, что мир действительно меняется. Вот только непонятно как, и что с ним в результате изменений будет. И главное, непонятно что будет с нами. Что нужно делать, чтобы добиться успеха, или хотя бы выжить? Чему учить детей? Стоит-ли бронировать отель в Турции, или трансграничное передвижение снова отменят? Надо копить деньги, или тратить их, пока не обесценились? Надо запасать гречку или патроны?

У каждого из нас в голове есть какая-никакая, сильно упрощённая, но действующая модель окружающего мира. По ней мы ориентируемся, совершая любые действия — и простые, и сложные. Например. Чтобы тебе открыли дверь, надо найти звонок или домофон. Чтобы не споткнуться на входе, надо перешагнуть порог. А чтобы добиться успеха, надо быть вежливым с окружающими. Или нет? Или надо хамить и унижать?

Действительно, чем сложнее модель поведения — совсем сложные модели называются стратегиями успеха — тем больше различий в них у каждого из нас. Картина мира у всех своя, а действия и поведение мы строим исходя из этой картины. И модели окружающего мира, и модели поведения у людей отличаются — жизненный опыт у всех разный. Причём, и личный, набитый личным лбом и личными шишками, и заимствованный, привитый примером родителей и знакомых, подчёрпнутый из книжек и фильмов про супергероев (да, их модели поведения тоже, бывает, копируют). Кто-то уверен: чтобы получать больше материальных благ, надо учиться — эта стратегия может сработать, а может и нет. А кто-то считает, что надо умело обманывать и воровать — здесь тоже может по-разному обернуться.

Ну, то есть, если твоя модель мира не соответствует тому миру, который реально вокруг — не жди в жизни счастья. Просто не сможешь сориентироваться. Снова попробуем с примерами из жизни. В послевоенном Советском Союзе беспроигрышной стратегией было — податься в науку. Лучше в физики-ядерщики. Тогда, практически гарантированно, к твоим ногам падали все материальные блага и общественное уважение. А вот в позднем СССР, внезапно, лучше всех стали жить работники торговли, ведомственные чиновники и партийные функционеры, то есть, не те, кто создавал — а те, кто распределял материальные блага. Советское общество изменилось. А потом и вовсе стало "антисоветским". Ну кто такое мог ожидать? Никто, ведь, не замечал изменений. И на переходе в ХХI век никто не заметил. В 90-х "королями" постсоветского мира чувствовали себя предприниматели, олигархи и бандиты. И где сейчас олигархи и криминальные авторитеты?

А вот сейчас изменения замечают все. Просто нутром чувствуют. А куда ведут изменения — никто не говорит. И даже больше. Нет не только "образа будущего", к которому мы должны быть готовы — нет даже понимания настоящего. Те лозунги и официальные заявления, которые исходят от людей во власти — очень неверно описывают то, как наше общество устроено на самом деле. И общественные деятели с публицистами не лучше. То есть, у нас нет надёжной, действующей модели современного общества. А она нужна.

У меня хватает ума признать, как многого я не знаю и не понимаю. Но пытаться никто никому не запрещает. Поэтому, после пространного и многословного вступления, осторожно приступим к предмету.

1. Начнём с очень простого и доступного наблюдения. После 1991 года, когда мы разобрали собственную страну, у нас была вполне официальная и внятная идеология — либерализм. И даже вполне доступный и понятный всем образ будущего — "хотим жить как на западе".

Либерализм — это превосходство личного права над общественным благом.

И да, начиная с эпохи Просвящения, именно западные страны, или, как остроумно называл их товарищ Темучжин Есугеевич Чингисхан — вечерние страны — строили свои общества на этом главном либеральном принципе. И надо признать — добились немалых успехов. Прежде всего — научно-технических. Научно-технический прогресс (НТР) очень долго обеспечивал вечерним странам превосходство над "деспотическими странами" — это были все остальные (хорошая дихотомия, прямо как "эллины и варвары"). В "деспотических" странах общественное благо попирало личные права. И это было главным отличием "отсталости от современности", "варварства от цивилизованности", "дикости от прогресса".

-2

Было. До начала ХХ века. Когда первенство в НТР, снова внезапно, захватило такое общество, которое сознательно строилось на принципах "воинствующего деспотизма" — в СССР общественное благо было краеугольным камнем системы общественных связей. Вечерние страны с удивлением обнаружили, что понятие "современность" больше не воспринимается как их отличительная черта. А либеральные принципы свободы личности, оказались вовсе не тем волшебным "философским камнем", который сам по себе продуцирует научно-технический прогресс. Дело в чём-то другом...

Исторический экскурс на этом месте стоит прервать, чтобы зафиксировать первый важный параметр, по которому можно измерить и создать действенную модель любого общества: личное право vs общественное благо. Это как ось координат, на которой можно отмечать точки и по динамике изменений строить графики.

И ещё, стоит заметить, что после торжества cancel culture, и после экспериментов с ковидным шариатом — довольно сложно утверждать, будто в вечерних странах всё ещё действуют принципы личной свободы, которые важнее административного и общественного принуждения. Впрочем, у нас поворот от либеральных ценностей к общественным, а возможно, к корпоративным интересам — тоже вполне себе наблюдаются. Так что будущее — точно не за личной свободой. С чем я всех нас и поздравляю.

-3

#философиянаколенке #либерализм. #общество #образбудущего. #модельнастоящего. #история. #неопределённость.