Найти тему
Рядовой марксист

«Китайская петля». Часть 1. Кения.

Оглавление
...и чтоб какие-то медали
у нас в стране китайцу дали —
ты будешь ждать хоть триста лет.
Они не избранные, нет.
Л.Каганов

Зашла тут у нас в секретном чате речь о Китае. И прозвучало мнение, что Китай «душит кредитами», высасывает соки и выкачивает ресурсы из бедных стран, поставляя, также, им оружие, для разжигания войны, чтобы, видимо, ловчей было эти ресурсы выкачивать. Я был несколько удивлён, потому что, хоть и не вполне владею вопросом, но краем уха слышал прямо противоположное, что Китай и тут и там строит города-больницы-школы и всячески развивает инфраструктуру. Когда я осторожно озвучил сие возражение, мне, в качестве контраргументов, накидали кучу ссылок на разнообразные публикации о китайских «интервенциях». Взяв паузу в разговоре я отправился изучать предоставленные данные. Итак, ссылка номер раз:

Китай может получить Кенийский порт Момбаса за долги

Статья девятнадцатого года с заголовком «Китай может получить порт Момбаса». И сразу возникает вопрос — сейчас, по состоянию на двадцать второй, как обстоят дела? Произошла ли передача или Кении удалось выплатить/реструктуризировать/списать долги? Отдельно интересует форма собственности, планировался ли переход Момбаса под китайскую юрисдикцию или передачу порта предполагалось оформить каким-то иным образом? Никакой информации об этом в сети я не нашёл. Там вообще на эту тему только единообразные статьи по типу вышеуказанной и твиты формата «СССР построил в Африке порт Манбаса, Россиия Африке простила долги, а Китай порт забрал себе» (орфография сохранена).
Кстати, мнение о том, что порт был построен СССР высказывалось и в нашем чатике, однако это не соответствует действительности, Кения
никогда не была социалистически ориентированной и не являлась дружественной Союзу страной. Порт Момбаса был построен британцами во времена колониализма, а после обретения Кенией независимости достраивался разными иностранными инвесторами, в том числе и Китаем.
Однако, давайте заглянем внутрь. Внутри мы можем увидеть краткий текст, повествующий о ситуации вокруг порта и дающий ссылку на агентство ТАСС. Аналогичные статьи, которые я просмотрел, схожие до степени смешения и по сути являющиеся перепечатками одного и того же сообщения, так же ссылаются на ТАСС. Однако на сайте ТАСС этого сообщения
нет. Не исключаю варианта, что оно там было, но теперь удалено. И если так, то удалено не за давностью лет, ибо более ранние публикации о Кении всё ещё доступны на сайте.
Все хвосты сообщений на тему порта Момбаса в итоге сходятся к публикации в блоге
онлайн-казино «African Stand».

Вот эта публикация.

Ничего принципиально нового она не содержит, автор не приводит никаких официальных данных, а просто рассуждает на тему сложившейся ситуации, периодически ссылаясь в своих рассуждениях на New York Times. Всё вышеизложенное даёт мне основания осторожно предположить, что подобная интерпретация тех событий не вполне соответствует действительности и, возможно, является частью кампании по дискредитации Китая со стороны США. Америка никогда не скрывала своей враждебности по отношению Китая, а как американцы умеют поливать своих противников грязью и прочими субстанциями мы можем наблюдать прямо сейчас на примере нашей собственной страны.

Теперь давайте посмотрим, что же происходит в Кении на самом делe.

Для начала глянем тупо в википедию, чтобы составить первое представление.
Вики сообщает нам, что во-первых, Кения одна из самых мощных экономик Африки и продолжает развиваться. А во-вторых, Кения аграрная страна, три четверти населения которой заняты в сельском хозяйстве. Так же немалую долю в экономике занимает туризм, что неудивительно, я смотрел фотки, когда искал информацию, и там просто невероятно красиво.
А вот доля горнодобывающей промышленности невелика и добывают там, в основном соль и соду, ну и немножко золота.
Экспортирует Кения, в основном продовольствие, и, в основном, по региону являясь местной восточно-африканской житницей. Главные покупатели — Уганда и США. Китай даже не в первой десятке. Зато он на первом месте по импорту. Ввозит станки, моторы, химикаты и прочие полезные плюшки, которые Кения сама 
не производит.

Но хватит википедии, в наше время она не является сколько-нибудь авторитетным источником. Зато мне посчастливилось откопать исследование опубликованное в «Вестнике МГИМО»:

КИТАЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРИСУТСТВИЕ В ВОСТОЧНОЙ АФРИКЕ НА ПРИМЕРЕ КЕНИИ

Чтоб вы понимали, «Вестник МГИМО» это рецензируемое научное издание, то есть все материалы перед публикацией проверяются независимыми экспертами, не являющимися сотрудниками этого журнала. Таковы стандарты международного научного сообщества. Кроме того, статья написана незаангажированным исследователем, перед которым стоит не задача «обеления Китая» в глазах коммунистической общественности, а очень даже цель дать справку конкурирующим с Китаем капиталистическим российским хищникам.

Цель настоящего исследования состоит в разработке рекомендаций российским государственным структурам и представителям бизнеса по продвижению на африканские рынки исходя из опыта китайского экономического присутствия в Кении. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи: 1) анализ ключевых направлений китайского экономического присутствия в Кении и выявление взаимосвязей между ними; 2) сопоставление интересов Китая с приоритетами Кении в области развития; 3) выявление типичных проблем, с которыми могут столкнуться иностранные компании в Кении, и причин их возникновения; 4) выявление и изучение тенденций развития двустороннего сотрудничества. Выдвигаемая гипотеза исследования: активное участие Китая благоприятствует решению задач в проведении индустриализации и создании современной инфраструктуры Кении.

Сперва я планировал сделать небольшое изложение с цитатами и моими комментариями, чтобы дать общее преставление, но рекомендую всё-таки ознакомится самостоятельно, очень толковая статья, которая на двадцати шести страницах кратко знакомит читателя с положением дел.

А я ограничусь ситуацией с портом.

Некоторые СМИ рассматривают финансовую зависимость Кении от Китая в рамках широкого дискурса относительно китайской «дипломатии долговых ловушек», которая вызывает растущую озабоченность не только в Африке, но и, например, на постсоветском пространстве. Своеобразной точкой отсчёта стала публикация новостного портала Africa Stand, процитировавшего высказывание Генерального аудитора Эдварда Оуко, что в случае дефолта по кредиту, выделенного на строительство железной дороги Момбаса – Найроби, активы Управления портов Кении, включая порт Момбаса, могут перейти под контроль Китая.
Впоследствии президент Кениата категорически опроверг заявление, будто Кения рискует потерять порт.

«Китайская сторона ни при каких обстоятельствах не рассчитывает на передачу прав собственности на порт в качестве оплаты кредита не только потому, что это политически и практически невозможно, но и потому, что финансовая состоятельность проекта железной дороги Момбаса – Найроби сама по себе гораздо важнее для китайских компаний». Исследования CARI также опровергает подозрение в том, будто Китай намеренно предоставляет кредиты странам Африки, которые не смогут их выплачивать, с целью получения стратегических преимуществ, включая контроль над выгодными активами.

Как мы видим, всё снова упёрлось в единственную публикацию, которую я упоминал выше. А официальные лица обеих сторон опровергают эту информацию.

P.S. Совсем забыл упомянуть забавный факт. Кения была должна Китаю 6,5 миллиарда долларов. Сумма крупная, спору нет, но на государственном уровне не такая уж и страшная. Для сравнения, Украина должна была западу 70 с чем-то миллиардов ещё до наступления известных событий, а сейчас, полагаю, долг вырос в кратном размере.

Такие вот дела.
На этом закроем Кению и перейдём ко второй ссылке.

Продолжение следует.