Как далек от истины человек, ибо мыслит, что может Единый вожделеть крови человеческой.
В чертоге первом, сердце жгучее пронесет перед человеком всю прожитую жизнь его. Восстанет перед дрожащей душой Архангел Михаил. Исходит от него свет нестерпимый. Пылающий меч в длани горит. Ликом беспристрастный, глазами горящими взглянет на трепещущую душу и на весы немезидовы, кладет белые, и черные камни, по делам ее. Не слышит Архангел ни мольбы, ни крика отчаянного, ни оправдания последнего. И понимает душа , что сгорела зря. Променяла на пыль Божий Дар. Ибо шестьдесят миллиардов душ страждали возродиться на Земле, лишь малым выпало это испытание. И как же Душа им распорядилась?
Потому Навь1 стремиться вернуть к себе взор человеческий, дабы вспомнил человек назначение свое. Этот маятник вечный, противовес небесный, противоборство Добра и зла. Свершается правда Правью2 славно, именем Бога Единого. Тогда наступает триединение и примирение всех забот и стараний духовных. И наша забота потрудиться не покладая рук, дабы вернуть Человечество к пути истинному."
Так размышляя, следуя знакомому пути, встретил гарип рассвет в пустоши нелюдимой. Лес просыпался. Приходил в себя от ночной бури. Веденей остановился на холме, опираясь на посох. Оглядывал бескрайние леса, отрог реки, медленно вдыхал морозный воздух. "Сохатый" вышел к старцу, остановился вдалеке. Вглядывался в человека. Признав, опустил голову и продолжил свой путь.
Старец спустился, подошел к обрыву над рекой и свернул направо, к холмику с ивой. Там и встретил его Иона. Обнялись и скрылись в пещерке.
Многое услышал путник от Ионы, опечалился. Догадывался, что сроки близки, но видно силен стал Князь Тьмы. Что вышло с предсказанием Гамаюна - оказалось простым. Монах знал все и обо всех, откуда - не сказывал. Но понял Веденей, тот не всю свою жизнь был "пустынником".
Сидя в теплой пещерке, сказывал Иона не спеша:
- Да, с Гамаюном тяжело. К тому же грех это, будущее обсуждать. Коли ты издалека пришел, видно важное услышал. Если бы не знал я кто ты есть, выгнал бы поганой метлой. А так то конечно, что знаю - без передачи, расскажу.
Передохнув, прикрыл веки, начал рассказ:
- Что сказывал Гамаюн про Антипыча - два года есть. Верно, проживет два года. Потому, как купец его сожрет за верность щенячью. Гиена он и есть гиена. Ибо напоминает он Гайдурицкому о слабости минутной, об унижении, что струсил, а старичок то смелее него при волках оказался. Деревеньку жаловал со страху великого. Вернет ее себе купец, непременно вернет. И тебе Веденей кудай-то подаваться надо. Ирод - не простит, свидетель ты ненужный. Натравит рыжую, плюгавую крысу свою - Чекана. Что до бабоньки, о кой Гамаюн говорил - то имел он в виду, Аннушку.
Слушатель, хлебнув чайку из сушеных ягод с медом, отставил кружку, остановил Иону:
- Погодь-ка. Сказывал Гамаюн : " Бабонька - гиенового семени". Тебе это как видится?
Отшельник покашлял тоненько, ответил:
- А то и понимай, что не дочь она ему вовсе.
Веденей совсем запутался, оперся ладонью о стол и наклонился к старцу:
- Иона, ты али спишь? Что то мысли твои путаются.
Тот крякнул и погладив бороду, открыл глаза буравил карими бестолкового собеседника своего:
- Дурашка! Слушаешь, а не слышишь. Было то тридцать лет тому назад. Держала Мария Ивановна работный дом, где девки летом веретье3 делали, а зимой исподнее шили на продажу. Вот тогда, еще старший - Федор Ипатьевич живы были, Царство ему Небесное.
Старец перекрестился на иконку и продолжил:
- Хороший был человек. Добрый, хозяин рачительный. Только жена ему досталась... - Он покачал головой. Продолжил:
- Женили их родители по расчету, потому любви меж ними так и не обозначилось. Но отказу дитю с женой, ни в чем не было. Полюбил тогда купец девицу из работного дома. Та и понесла. Барин ее в монастырь отослал, хотел ребеночка на воспитание взять, а полюбовницу в город на квартирку отправить.
Только случилось нехорошее. Сказывали, будто девица та с ребеночком из монастыря сбежала и сгинула. Никто о ней не слыхивал боле. Признали ее и дитёнка пропавшими, и забыли о том. Барин очень убивался. Тайком от жены искал полюбовницу в лесу, напрасно. А через неделю, у церкви в воскресный день, сверток нашли - ребеночка женского пола.
Гарип дивился, но все же перебил рассказчика:
- Антипыч - то при чём?
- При том, любезный, что на тот день по разнарядке к церкви был приписан. Антипыч - то сверточек и нашел. Да. Похлопотал барин. Тогда и разрешили мужику, еще при живой жёнке его, дитёнка удочерить. При крещении нарекли Анной, а кое имя родная мать дала, то мне неизвестно. А через три годка барин помер. Все грустил по своей ненаглядной. Меж охотников даже бывали случаи, когда встречали они Федора Ипатьевича в глуши лесной. Он их про девушку с ребёночком спрашивал. Дух, значится, никак не угомониться.
Сказал так Иона и притих.
Веденей взглянул на сподвижника, пытаясь понять, о чем задумался.
- Ведь знаешь, что с девицей стало, верно?
Иона наотрез отказался про нее рассказывать. Зажег лампадку перед иконой. День уходил на покой, отдавая на сохранение сумеркам все снежные богатства и просторы.
------
1 Навь – мир духовный, Божественное обиталище.
2 Правь – Вселенский закон, обеспечивающий равновесие между Явью и Навью.
3 Веретье – грубая ткань из конопли.