Однажды утром по пробуждении пошли помыслы от Святого Покровителя на тему обретения Дарами свойств Древа Жизни и Манны Небесной.
Начались они с того, что моё внимание было обращено на то, что именно в момент произнесения слов "да будет хлеб сей образ Тела Твоего" я ощущал заметное веяние благодати Пресвятаго Духа и что произносимое в этот момент начала Литургии важно для всего того, что будет впоследствии, а именно для преложения Даров. И пошли один за другим разные варианты произнесения этой формулы, перемежаемые последовательным переходом к формуле преложения Даров, одновременно поясняющие причину нововведений.
Для пояснения вам я бы начал со смысла. Любой земной хлеб, как и Манна Небесная в своё время, насыщают и питают человека, а мука, к тому же, является образом и подобием самой Манны. От этого невольно рождается помысел о том, что евхаристическому хлебу лучше всего придавать образ ХЛЕБА ИСПЕЧЕННОГО ИЗ МАННЫ НЕБЕСНОЙ.
А вот содержимому потира лучше всего придавать образ СОКА ДРЕВА ЖИЗНИ, которое, собственно говоря, и является вином (сок винограда), приготовленным из сока плода Муана-до. Но само понятие СОКА ДРЕВА ЖИЗНИ шире, поскольку включает в себя, кроме сока плода, ещё и сок, который течёт в стволе и листьях винограда. И содержит в себе, как и любая вытяжка, все их полезные свойства. Да и вообще любое лекарство, даже в виде таблеток поступает в нужное место путем растворения в крови. Ну а понятия кровь, в отношении тела, и сок дерева, в отношении всего растения, являются односмысловыми. Не говоря уже о роли Крови Христовой как сока питающего всё Древо Творения Божьего.
Поэтому для того, чтобы всё заработало так, как и было задумано Богом, нужно сместить акценты и смыслы, и тогда слова о придании образов должны звучать примерно так:
Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, да бу́дет Хлеб сей, испече́нный из подо́бия Ма́нны Небе́сней, о́браз Те́ла Твоего́, а е́же в ча́ши сей, пригото́вленное из подо́бия со́ка Дре́ва Жи́зни, - о́браз Кро́ви Твоея́, А́гнца Бо́жия, прише́дшаго в мир гре́шныя спасти́, от ни́хже пе́рвый есмь аз.
И это уже предопределит и предвосхитит то, что произойдёт при преложении, которое будет звучать так:
И сотвори́ у́бо хлеб Сей,
Честно́е Те́ло Христа́ Твоего́,
обре́тшее пита́ющие и насыща́ющие сво́йства Ма́нны Небе́сней.
А е́же в ча́ши Сей,
Честну́ю Кровь Христа́ Твоего́,
обре́тшую исцеля́ющие и омола́живающие сво́йства со́ка Плодо́в и Ли́стьев Дре́ва Жи́зни.
А затем одно общее преложение со словами:
Преложи́в Ду́хом Твои́м Святы́м.
Ами́нь, ами́нь, ами́нь!
* * *
Подтверждение из Беседы прп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым "О цели христианской жизни":
А дабы могли они всегда поддерживать в себе все безсмертные богоблагодатные свойства дыхания жизни, посадил Бог посреди рая древо жизни, в плодах которого заключил вполне всю сущность и полноту всех даров этого Божественного Своего вдуновения, дабы Адам и Ева и сами (и если бы не согрешили, то и всё их потомство) могли, всегда пользуясь вкушением от плодов древа жизни, поддерживать не только вечно в себе животворящую благодать Божию, но и безсмертную вечно юную полноту сил плоти и души, и духа, и всегдашнюю нестареемость безконечно безсмертного всеблаженного состояния своего, даже и воображению нашему в настоящее время неудобопонятного. Когда же вкушением от древа познания добра и зла противно заповеди Божией узнали различие между добром и злом и подверглись всем бедствиям, последовавшим за преступление заповеди Божией, то лишились этого безценного дара Божия, так что до самого пришествия в мир Богочеловека Иисуса Христа Дух Божий не убо бе в мире, яко Иисус не у бе прославлен (Ин. 7, 39).
Про них Ангел Божий ему сказал: сии суть, иже приидоша от скорби великия, и испраша ризы своя, и убелиша их в Крови Агнчей (Апок. 7, 14), – попраша страданиями и убелиша их в причащении Пречистых и Животворящих Таин Плоти и Крови Агнца непорочна и Пречиста Христа, прежде всех век закланного волею Его собственною за спасение мира, присно и доныне закалаемого и раздробляемого, но николиже иждиваемого, подаваемого нам в вечное и неоскудеваемое спасение наше, в напутие живота вечного, во ответ благоприятен на Страшном Судилище Его и в замену, гораздо лучшую и во многократ дражайшую и всяк ум высокопревосходящую, – того плода древа жизни, которого хотел было лишить наш род человеческий враг человеков, спадший с небеси денница.