Изя все?
До старта саммита НАТО в Мадриде остались считанные дни. По традиции генеральный секретарь блока дает интервью с громкими заявлениями. В чем отличие текущего момента от ежегодной практики? Йенс Столтенберг объявил, что НАТО готово объявить на саммите Россию угрозой миру, стабильности и самому блоку, поэтому Москва больше не будет считаться партнером НАТО.
Это означает, что в итоговой декларации саммита будет скорее всего прописано прекращение действия Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора от 27 мая 1997 г.
Прекращение действия этого акта означает, что его положения утрачивают силу. Если об этом заявляет НАТО, то:
- НАТО начинает рассматривать Россию как противника;
- прекращаются партнерские отношения России и НАТО, т.е. не замораживается, а полностью останавливается взаимодействие в Совместном Постоянном Совете Россия-НАТО (СРН), Совете евроатлантического партнерства (СЕАП) и Партнерстве ради мира (ПРМ), ну и, соответственно, в формате всех рабочих групп, в которых когда-либо участвовала Россия. (Для справки, в НАТО функционирует порядка 130 рабочих групп и подкомитетов, Россия участвовала где-то в 20, до 2014 г.);
- Россия и НАТО вместе не будут содействовать укреплению ОБСЕ;
- утрачивают силу принципы, по которым НАТО и Россия строили свои отношения в соответствии с положениями Основополагающего акта. Основные из этих принципов – отказ от применения силы или угрозы силой друг против друга любым образом, противоречащим Уставу ООН и хельсинскому Заключительному акту Декларации принципов ОБСЕ, уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств и их права выбора путей обеспечения собственной безопасности, нерушимости границ и права народов на самоопределение, взаимная транспарентность при разработке и осуществлении оборонной политики и военных доктрин.
- прекращаются все консультации по вопросам контроля над вооружениями, всему спектру вопросов ядерной безопасности, предотвращению распространению оружия массового уничтожения (ОМУ), вопросам противоракетной обороны (ПРО), борьбы с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков, укреплению региональной безопасности воздушного движения, обмена данными по вопросам ПВО и контроля воздушного пространства по линии соприкосновения, а также по вопросам предотвращения и разрешения конфликтов.
Помимо этого, НАТО больше не будет гарантировать, что не имеет намерений, планов или причин для развертывания ядерного оружия на территории новых членов блока. Альянс сможет беспрепятственно изменять любой из аспектов построения ядерных сил НАТО и свою ядерную политику (в практическом плане – это возможность создавать новые места хранения ядерного оружия в странах НАТО или приспособления уже имеющихся под нужды хранения средств ядерного потенциала блока.
Про адаптацию ДОВСЕ и фланговые ограничения по обычным вооружениям тоже можно будет забыть, как и о принципах равной безопасности, сдержанности при ведении переговоров по ограничению вооружений и т.д., и т.п. в плане соразмерности, не наращивания и взаимного доверия.
Следует отметить, что после 2014 г. контакты по линии Россия-НАТО были и так минимальными, рассматривались нами во многом как ущербные для нас. Интересен будет сам факт подачи такого решения со стороны НАТО, комментарии и подготовленные решения, т.е. готовы ли в Брюсселе к большому бэмцу в отношениях на деле или только в итоговой декларации саммита. Плюс еще один фактор – это позиция США. Если Байден выйдет из астрала в какой-то момент и поймет, что придется тратить триллионы на реальную оборону Европы от России и на разруливание внутренних конфликтов из-за Украины (Венгрия, Польша, Румыния, Балканы, Молдавия, Прибалтика), то вся эта декларация останется пшиком, а «могучая и непобедимая» НАТО или, как они сами себя любят называть - «самый успешный в мире военно-политический альянс», займется тем, что умеет делать лучше всего. Разводить Европу и другие страны на военные расходы в интересах ВПК США.