Мало кто знает, что та самая рыжая бестия из сериала «Счастливы вместе» выросла в глубинке, играла в театре под руководством Табакова, пишет картины, снимает фильмы и руководит театральной школой. В гостях у «Жизни» Наталья Бочкарёва.
ЧАСТЬ 3
– Хочу перейти к теме любви и детям. Вы вышли замуж в 2001 году. Первый ребёнок, Ваня, у Вас родился в 2007 году, Маша – в 2008. И в промежутке между 2001 и 2007 годами Вы ещё успели побороться с бесплодием. Неужели в 20 лет Вы так хотели ребёнка?
– Ну, вы знаете, я воспитана в православных традициях, а у нас как? Замужество, потом материнство… Это обязательно для любой ячейки. Если ты замужем, но у вас нет детей, ты начинаешь выяснять - почему, в чём проблема. Тем более что у моего мужа тогда уже был ребёнок, взрослая девочка. И поэтому, конечно же, я чувствовала в этом какую-то свою, может быть, даже неполноценность, если ты не можешь дать ребёнка любимому мужчине.
– Через что Вам пришлось пройти? Потому что борьба с бесплодием – это такой сейчас бич современности.
– Это, во-первых, очень дорого, я вам скажу, и больно. Постоянно к докторам ходишь, надеешься. «Вот давай сейчас сделаем вот это, вот это, вот это, и всё будет хорошо», – говорит врач. Ты идёшь к цели, всё выполняешь - и ничего. И в какой-то момент я просто поняла, что я столько сделала попыток, что это уже превратилось в какую-то гонку. То есть я сама себя уже замучила. Тогда я решила отпустить ситуацию, завела собачек и смирилась. Когда ты не можешь преодолеть какую-то в жизни ситуацию, у тебя нет для этого ни сил, ничего, надо просто смириться и отпустить всё, что я и сделала. Я приняла, что у меня не будет детей, значит, у меня будет много животных. Я завела кошек, собак, птиц… Кого у меня только не было!
– К святым ходили?
– Ходила, конечно. Это, кстати, меня к вере привело. В подростковом возрасте ты не так часто ходишь в храм, если только тебя родители к этому не подводят. Когда у тебя нет семьи, то есть твоя семья – это ты и твоя сестра, то тут решение принимаешь ты. Я была в двух местах - у Матронушки, и она, мне кажется, услышала мои молитвы. После этого я пошла в храм Нечаянной радости, поставила свечку. Там тоже есть замечательная чудотворная икона Божьей Матери Нечаянная радость. И первоапрельская шутка стала новогодним подарком. В прямом смысле, потому что мой сын должен был родиться 31 декабря. Я его умолила посидеть до 4 января.
– Вы помните тот день, когда приехали домой с сыном?
– Ой, ну это вообще. Вот вы говорите по поводу веса, роста – я была полностью подчинена только малышу. У меня такой странный животный синдром мамочки был, что я не подпускала к нему никого. Особенно когда ребёнок ещё был не крещён. Я даже боялась, что кто-то не так посмотрит. Он был очень милый мальчик. Ну, он и сейчас большой милый мальчик, а тогда он был беленький малыш. Но у меня были «Счастливы вместе», поэтому приходилось совмещать. Именно поэтому в тот момент мы купили квартиру рядом с работой, чтобы я могла каждый перерывчик бегать домой.
– Наталья, какие они, Ваши дети, сейчас?
– Сын кадет – учится в Московском кадетском корпусе на пилота, а дочка учится в английской школе. Она у меня полиглот, она языки, как губка, впитывает, заглатывает. Самостоятельно сейчас учит японский. Вот я попробовала поизучать китайский с аудиоучителем и поняла, что нет, это не моя история.
– Обычно в кадетское училище отдают, если мальчик хулиган.
– Нет. У меня мальчик воин. У него за плечами 10 лет хоккея в «Спартаке». Поэтому я за него не переживаю. Он мужчина у меня с большой буквы М.
– Ваш супруг Вам не сразу сделал предложение, Вы какое-то время жили в гражданском браке? Как это произошло?
– В этом не было ничего такого особо романтичного, скажу вам честно. Тем более что я даже это немножко подзабыла. У нас сейчас с моим бывшим супругом исключительно приятельские отношения. Почему приятельские, потому что мы уже не видимся давно. В общем, я не хотела бы об этом распространяться.
– Хорошо. В каком-то интервью Вы сказали, что очень благодарны своему бывшему мужу за то, что он научил Вас не бояться остаться одной с двумя детьми.
– Да. Он устраивал мне разные испытания – периодически исчезал. Он уезжал в командировки на месяц, на два, на три. И ты как хочешь, так и занимайся с детьми одна. Выкручивайся. У него была такая работа, что он как бы был, но его всегда не было. Он приезжал, несколько дней гостил и сразу уезжал. А когда мы жили за городом, мне приходилось всё делать самой – работать и молотком, и лопатой, и всем. Ну, а что? Бывает в доме, например, протечка. Всё приходилось делать. Поэтому я ему очень благодарна за то, что он мне преподал очень хороший урок самостоятельности. Может быть, жёстко, не скрою, но тем не менее. Когда жёстко – это самые хорошие уроки. Наверное, это даже сказалось на моём темпераменте, характере. Я это прекрасно понимаю, потому что я сейчас так же требовательна к другим.
– Вы долго терпели, получается.
– Из-за детей, конечно. Во-первых, мне всегда хотелось выйти замуж один раз и навсегда. И мне казалось, что это те отношения, которые были ещё до брака проверены, но не получилось. И тут нет виновных. Мы сохранили нормальные отношения. У нас не было ни делёжек, ни скандалов. Мало того, сейчас дети общаются с папой. Просто в какой-то момент я поняла, что мне нужно идти дальше развиваться, а дальше я пойду сама.
– Несколько вопросов про «Счастливы вместе». Как Вы проходили кастинг?
– Ой, это была такая эпопея, просто какая-то Санта-Барбара. Я приходила на пробы, и меня не утверждали снова и снова. И когда уже сняли пилот, то есть уже было несколько серий снято…
– А кто был в пилоте?
- По-моему, Елена Морозова. В общем, когда сняли пилот, мне в десятый раз позвонили. «Приди на пробы», – сказали мне. «Ребята, вот вы смеётесь, да? Сколько раз я была на этих пробах? Или вы меня просто для массовки приглашаете, чтобы на пробах было побольше людей?» – возмутилась я. «Просто приди - и всё», – попросили меня. Я пришла, и это были самые долгие в моей жизни пробы. Мерили парики, искали вот эту причёску: кудри, прямые, белые, тёмные, мелированные, рыжие - всевозможные. Одежда, походка, макияж. С Витей – эту сцену, с детьми – другую сцену. Я буквально уползала, думала, если меня не утвердят, я больше никогда, никогда не пойду к ним. Я была измучена полностью, устала. Словно смену двенадцатичасовую отработала.
– Дарья Сагалова нам рассказывала, что она всё время с ними спорила, чтобы её героиня была более скромной. Вы спорили из-за своей героини?
– Нет, я с ними не спорила. Я предлагала, но все мои предложения почему-то отсекали. «Нет, не надо. Нет, вот здесь вот так». Знаете, что меня смущало? Но это было только поначалу. Смущало то, что надо было следовать видео. Это немножко не та профессия, это работа статиста. Есть статисты, которые видят, что делает актёр, и повторяют за ним. В общем, мне надо было сделать копию, а копировать американскую героиню мне было очень трудно, потому что ты же актриса со своим темпераментом, тебе хочется внести что-то своё. И надо сказать огромное спасибо Тимуру Вайнштейну, нашему продюсеру, а нынче генеральному продюсеру канала НТВ, за то, что в какой-то момент он понял, что что-то не идёт, что мы как роботы. Вроде всё делаем, а какой-то искры нет, перчинки не хватает. Он позволил каждому высказаться по поводу процесса съёмок, и я попросила: «Дайте нам один день. Подарите нам его. Мы эту сцену, эту серию знаем назубок. Вот пусть режиссёр посмотрит, как мы это сыграем. Подарите нам этот день, чтобы мы сыграли так, как мы хотим вам это предложить. Возможно, это пойдёт в мусор, но, если вы пойдёте на такой риск…». Тимур пошёл на эксперимент, и это стало отправной точкой «Счастливы вместе».
– Самый сложный эпизод за 365 серий.
– Со свиньями. Второй по сложности эпизод – это с лошадью, когда наши сценаристы написали о том, что собака Барон влюбилась в кобылу. В павильон привели здоровенную кобылу. Более того, Барон должен был её привести в квартиру, усадить на диван и ещё угощать яствами. Когда мы читали серию, я спросила: «Ребят, вы как себе вообще это представляете?» В общем, по сценарию, собака заводит за уздцы лошадь, сажает её на наш знаменитый красный диван и они вместе смотрят телевизор. И в этот момент должны войти мы и сказать: «Ну, ничего себе кобылу ты привёл». Вот такая история… Барона играла собака Байра, удивительная собака, невероятная, которая исполняла всё. Это была чудо-собака, которая действительно за уздцы ввела кобылу. Но в какой-то момент она растерялась, потому что лошадь была большая, повела её на камеры, операторы в шоке – она ведь могла всё сбить, а это, представляете, какой урон. Ситуацию спасла кинолог – она Байре что-то «намаячила», та всё поняла, развернула за уздцы лошадь и подвела её к дивану. В общем, на всё это ушло 50 дублей. Весело было всем, но благодаря Байре мы это сделали.
– Но вернёмся к самой сложной сцене…
– О, это был просто сорванный день съёмок. Должны были приехать цирковые хрюшки, профессиональные актёры. Но, как это всегда бывает, актёры отказались – куда-то уехали на гастроли, а нам привезли четыре хрюшки с бойни. Это были абсолютно дикие свиньи, которые боятся всего. Они начинали орать как резаные даже тогда, когда на них просто свет направляли. По сценарию, колдунья превращает семью Букиных в свиней. Помню, на большого хряка надо было надеть Витину рубашку, так за ним гонялись по павильонам с этой рубашкой полдня. Он обгадил, этот хряк, весь павильон. Целый отряд уборщиц потом всё это убирал. Моя хрюшка убегала от гримёра, который за ней гнался с рыжим париком, чтобы приклеить его на голову. А самый маленький поросёночек, который играл Ромку, всё время падал в обморок. «Он умер, он умер», – причитали все. Ан нет, похлопали по щекам, и он снова пришёл в себя. Только кадр, мотор, он опять хлоп - и в обморок. Это были самые весёлые съёмки с животными. «Форт Боярд», я хочу сказать, отдыхает.
– А сколько лапши Вам пришлось съесть?
– Ой, не говорите. «Ролтон» – это наше всё. Ужас.
– Конфет Вы тоже очень много съели? Или это всё был монтаж?
– Нет, конечно. И конфеты ели. Мы всё ели по-настоящему. А как же?
– Время съёмок в «Счастливы вместе» – это настоящий огонь в Вашей жизни. Две беременности, двое грудных детей. Как на это всё шли руководители проекта?
– Тимур Вайнштейн – самый главный человек во всём этом был, и я пришла к нему, когда поняла, что беременна. По контракту мы не имели права нарушать режим съёмок.
– Страшно было признаться ему?
– Нет. Я пять лет ждала этого и была готова отказаться от роли. Поэтому я пришла и сказала: «Тимур, у меня очень серьёзная ситуация, поэтому, однозначно, дети. Ты прости – я, правда, подвела». И опять надо отдать должное Тимуру. Он сказал: «Всё нормально, рожай, справимся». Второй уже был по накатанной.
– Последний день съёмок помните?
– Да, да. Это была история с футболистом. Было очень жалко, потому что Даша Букина выходила замуж за другого человека. И пошли такие слухи, что следующая история будет «Даша Букина и футболист». И мне было от этого очень грустно, тем более что мне не нравился футболист.
– А кто играл футболиста?
– Не помню я уже, но в последний момент свадьба не состоялась, потому что в окно ЗАГСа влетел Гена Букин и свадьбу расстроил. Продолжения не было по многим экономическим причинам и всяким другим. Я думаю, что все ждут «20 лет спустя». Осталось ждать ещё 4 года.
– Вы не знали тогда, что это последняя серия?
– Нет.
– Поэтому не было печали.
– Нет. Вы знаете, у нас же как было: снимают сезон, сто серий, а потом перерыв до следующего года. Нам ещё говорили: «Всё нормально, мы пишем другую линию, новую». Но получилось так, что, видимо, и линию не написали, и, может быть, какие-то экономические процессы помешали.
– 2013 год, заканчивается сериал, Вы разводитесь и ещё из театра уходите. Серьёзные перемены. Однако, поговорив с Вами, я поняла, что это не самые страшные моменты в Вашей жизни. Минуты отчаяния – как Вы с ними справлялись?
– Я шла учиться, шла в новый коллектив, у меня были антрепризные спектакли, я играла с Гришей Антипенко. Гриша тогда учился у Владимира Ивановича Хотиненко на режиссёрском курсе. И так как нам приходилось репетировать вместе, он сказал: «Приходи в институт, мы там порепетируем». Я пришла, и эта режиссёрская деятельность меня так впечатлила. Я познакомилась с Владимиром Ивановичем и сказала: «Владимир Иваныч, я хочу у вас учиться». Он такой: «А приходи». «А приду», – ответила я, и закрутилось. Чтобы не сидеть дома, я стала вместе со студентами бегать, снимать ролики, со штативом, с камерой наперевес. И мои дети снимались во всех моих роликах. Целый такой кинопериод был в моей жизни, после чего мои дети сказали: «Мама, мы никогда не станем актёрами».
– За последние 10 лет Вы окончили режиссёрские курсы, открыли свою театральную школу, получаете художественное образование. Огромное количество телепроектов, театральных проектов. Каков Ваш план на ближайшие пять лет?
– Театр. Галерея. То, на что я учусь, надо уже как-то воплощать в жизнь. Растёт поколение учеников, и надо давать им дорогу в жизнь, надо создавать свой театр.
– Вы боец, который очень красиво преодолевает сложности. Ваш совет - что надо делать, чтобы не отчаиваться?
– Я могу сказать, что отчаяние – это грех. И уныние – грех. Поэтому надо стараться гнать от себя эти мысли. Отчаяние, жалость к себе, что я не смогу, я не справлюсь, я устала, мне плохо – всё это уводит тебя от твоего включения. Надо просто успокоиться, иногда даже взять листок бумаги и трезво оценить ситуацию. Заведите сад, огород, сажайте розы, делайте эту планету прекрасной, зелёной. Найдите другое какое-то увлечение, работайте, учитесь. И тогда уже с новыми силами, со свежей головой ты либо подходишь с другой стороны к этой проблеме, либо время всё решает. Иногда надо ситуацию отпустить, потому что она не решабельная сейчас. Но пройдёт время, и время само всё расставит. Всё в этом мире уравновешено, и каждого, вот я вам говорю, каждого из нас где-то рядышком ждёт какой-то свой шанс: в любви, в отношениях, в работе, в карьере. Надо не замыкаться, а наоборот, открыть своё сердце и избавиться от обид.
КОНЕЦ
Автор: Юлия Ягафарова (@bianzel)