Найти тему
Кинокружок Курилова

Фильм «Нелегал» – новая попытка укрепить авторитет якутского кино на федеральном уровне

После победы на Кинотавре с «Пугалом» Дмитрий Давыдов выдал новый фильм про загадочную Якутию. Предыдущее кино, на мой взгляд, перехвалили, слишком уж критики хотели закрепить тренд на прорыв якутского кино в мейнстрим. «Нелегал» тоже не показывает высший класс и не заслуживает серьезный фестивальной судьбы, но в качестве эксперимента, безусловно, хорош. И может упоминаться в числе лучших российских драм этого года.

Кадр из к/ф «Нелегал».
Кадр из к/ф «Нелегал».

Завязка с первых секунд: юного киргиза Нурбека (Эржан Даулетбеков снимался в 14 лет), в числе прочих нелегалов задержали в Бишкеке. Он говорит, что приехал не работать, а найти кого-то. Тут я сразу подумал: с учетом присутствия в кино Давыдова балабановских мотивов речь могла идти про... ну, понятно. Прав ли я оказался, писать не буду.

Пацана за выкуп отдают «авторитету». Он работает на рынке, выхватывая эхо 90-х от рекетиров, втягивается в конфликт этнических групп. После этого боевика начинаются поиски отдаленной деревни, скитания фоне хмурых весенних якутских алаасов, а потом на первый план выходит «роман воспитания».

Двигаясь к цели, парень встречает персонажей, которые повлияют на его мировосприятие. Самой заметной встречей, формирующей личность ГГ станет знакомство с охотником, которого сыграл Степан Бурнашев старший, отец режиссера Степана Бурнашева (звезда якутского хоррора и триллера: «Черный снег», «Республика Z», «Хара дьай»).

Кадр из к/ф «Нелегал».
Кадр из к/ф «Нелегал».

При первом же нормальном диалоге герой задвигает балабановкий тезис о невеселой житухе и нехватке человечности. Дмитрий Давыдов продолжает рифмовать свое кино с наследием Балабанова, с якутской киношной этно-мистикой и соцдрамой, добавляя выживальческий триллер и элементы вестерна.

«Пугало» (2020) роднилось с «Кочегаром» и недоделанной «Рекой» Балабанова. В история про нелегала есть отголоски «Брата». Тут и поколенческий герой, втянутый в разборки, и сложности с национальным вопросом, и склонность героя к философии на тему времен и нравов.

При желании этот фильм можно ставить на полку с картинами про мигрантов «Звезды», «Айка», «Продукты 24». И тема гостей из Киргизии для Якутии достаточно серьезна, если же учесть события 2019 года, то еще серьезнее. На эту тему в разговоре с героем ворчат на каждом шагу.

Кадр из к/ф «Нелегал».
Кадр из к/ф «Нелегал».

Но все-таки это другое кино, оно только отчасти является социальной драмой, во многом это просто история взросления, становления личности молодого человека, который к финалу уже становится тем, кто сам принимает решения.

В самостоятельном решении (какое оно, мы можем только гадать, так как финал открытый) при желании можно увидеть и геополитическую аллегорию: важно понимать, что недостаточно уважительное и серьезное отношения к соседям рано или поздно может аукнуться, когда сосед «повзрослеет» и окрепнет.

Однако это уже домыслы. Не факт, что автор закладывал такие смыслы. Возможно, он просто хитрит, как было с не очень понятной темой отношения колдуньи и ее дочери «Пугало». Фильм вообще удобен для различных додумок и фантазий. Не зря он похож на притчу, которую не очень получается воспринимать как реализм. Но, к сожалению, местами и настоящей притчи не выходит, так как автор пытается говорить сразу о многом, но делает это слишком поверхностно.

Кадр из к/ф «Нелегал».
Кадр из к/ф «Нелегал».

Герой много раз ведет себя странно и все усложняет. Зря скрывает свои мотивы, зря не берет деньги, а потом голодает, зря так жестко утоптал обувь, что возможно сделать только за годы путешествий и невозможно за несколько дней, слишком нелепо растоптал ноги.

Слишком уж натужно дышит в трудной ситуации, как бы изображая загнанного дикого зверя... И так далее. Все это похоже на притчу, только метафорический ряд не очень легко складывается. Есть некий набор красивых образов, а зачем и почему, остается только гадать.

Кадр из к/ф «Нелегал».
Кадр из к/ф «Нелегал».

Только вот гадать неинтересно, все равно никаких особых откровений тут не светит. Поэтому остается воспринимать данную работу просто как красивую атмосферную историю взросления с национальным колоритом, украшенную изящными киноманскими упражнениями режиссера. В принципе, и это уже хорошо.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!