– Николай Максимович, вопрос такой: что вы делаете, когда к вам в Академию в более старшие классы, например, поступают или переводятся? Вы видите, что ребенок очень талантливый, способный?
– Таких нет. Поверьте мне. Если вы найдете, я вам премию дам. Вы понимаете, дело в том, что по-настоящему очень способные люди – это один из тысячи, даже нет, вру – один из нескольких миллионов во всех учебных заведениях. Не надо думать, что у вас какие-то сверхъестественные способности. Я не про вас конкретно говорю, а вообще.
В каждой профессии – в каждой абсолютно, это касается музыки и балета очень сильно. Способность сразу слышно и видно, если у человека есть голос или способность извлекать звук, – почему в какого-то ребенка иногда вцепляются, когда он маленький на скрипочке играет или за рояль садится, а потому что педагоги сразу понимают, что он в состоянии извлекать тот звук, который не могут остальные тысячи детей. Может быть, пальчики бегают быстрее, запоминает, а звук очень редко кому дается.
То же самое с балетом. Когда я уже стал взрослым, я вдруг стал понимать, почему педагоги вокруг меня охали, потому что когда они просто видели мой коленный сустав, а вы если почитаете Коко Шанель, то вы прочтете такую вещь, что коленный сустав – самая некрасивая часть тела в человеке – она так писала. Простите, у меня один из самых красивых — это коленный сустав. А таких коленей просто нет. Их просто нет! Это дается от природы. А я смотрю на фотографии меня трехлетнего и понимаю, а у детей в три года еще не сформированы суставы, а у меня сформированы.
Музыкальность, то, что касается движения – это самый редкий вид слуха. Слух – слышу, записываю – это одно; слышу, играю – другое; слышу, пою – третье, а слышу, двигаюсь... Если бы вы видели, как двигаются наши величайшие музыканты, вы бы умерли от хохота. Они все абсолютисты. Они не могут попасть в такт. Они отхлопывают ритм правильно, а уже применить ритм с ногой не могут, потому что это другой участок мозга, который развит у очень маленького количества людей.
Конечно, когда я вижу, что у какого-то есть хоть какой-то задаток, я цепляюсь моментально, потому что это очень редкая способность.
Только способный. Забудьте слово «талант» в школе – только способность. Талант – это то, что происходит на сцене. Не имеет это отношения к профессии. Когда мы учимся – только способности. Это надо очень хорошо понимать.
Фото: В.Васильев