В июне 2022 года в Грузии произошел мощный хлопок. Нет, ничего не взорвалось. Хлопок произошел, к счастью, лишь в умах. Неожиданно власть страны и простые люди осознали, что их долго водили за нос. Правительство лгало избирателям, а самому правительству лгала уже Еврокомиссия. Власть в стране при этом оказалась крайней, как для людей, так и для Европы. И это грозит эскалацией и без того нарастающего с каждой неделей политического кризиса. Давление внутри страны растет, а значит в скором времени оно должно вырваться наружу. Пока что произошел предупредительный хлопок, который немного напугал президента и парламент. Бояться им действительно есть что, ведь по сути произошедшее, а точнее не произошедшее сближение Грузии с ЕС - вина управленцев. Это они должны были проводить реформы и разъяснять нововведения людям. Хотя на самом деле последние несколько месяцев всё, чем были заняты власть имущие - распри, ссоры, взаимные обвинения и угрозы. Профессионалы в руководстве страной так себя не ведут. Президенту страны уже говорили однажды, что ее компетенции не хватает даже на пост главы МИД. Но отказ Еврокомиссии в поддержке статуса кандидата в ЕС для страны является не только результатом плохого управления, но и неадекватной позиции самой Европы относительно положения дел в Грузии. Это похоже на игру в глухой телефон: каждый видит издалека друг друга, но стоит только начать общение, информация с одного конца на другой приходит в искаженном варианте. Или просто кто-то претворяется, что не понимает сообщения, идущие с другой стороны? А может, кто-то просто не хочет говорить прямо, что желает от партнера? Политика - кулуарное дело.
Однако жить с последствиями политических провалов придется не Евросоюзу, а Грузии. Можно бесконечно рассуждать о причинах отказа в статусе кандидата, но результат этого события уже стучится в дверь. И если не открыть ему, он просто выломает ее, и тогда пострадают многие. В первую очередь, конечно же, само правительство. Главным результатом июня стало падение всех возможных рейтингов участников политического процесса. Если ранее народ Грузии не доверял правительству, что можно объективно проследить по явке на выборах, то теперь речь идет даже не о доверии, а коренном переломе политического режима. Демократия - это выбор большинства, но когда большинство сидит дома, а не голосует - как это называется? Если на ближайших выборах явка составит 10%, то насколько легитимны такие выборы? Может ли политическая сила считать себя избранной, если ее выбор был проигнорирован всей страной? Когда люди показывают откровенное недоверие избранному политику, то все его слова, указания, приказы, законы и прочее становятся сомнительными, а значит, их можно не исполнять. Если можно не исполнять законы избранной власти, то что тогда вообще считать ориентиром? Сами законы писаны для того, чтобы Грузия стала частью Европы, но Европа захлопнула дверь прямо перед носом грузин. В таком случае являются ли эти законы актуальными в принципе и необходимыми, если их результат не достижим? Все эти вопросы сейчас крутятся в голове президента, парламента, да и простых граждан Грузии. И результатом таких раздумий могут стать три сценария, которые могут быть разыграны уже в 2023 году. Очевидно, что полугодовой период для реформ, о котором упоминала Еврокомиссия - слишком короткое время для достижения очевидных результатов. А значит, в конце текущего года ЕС вновь откажет Грузии, и это вызовет уже не недоумение, а настоящую ярость, которая приведет к непредвиденным последствиям.
1. Сценарий первый: застой
Самый мягкий вариант развития событий предполагает, что Грузия превратится в политическом смысле в болото. Всё останется на своих местах, но никакого движения больше не будет. Будет очень много обещаний, предположений, требований, даже встреч и консультаций, но раз за разом европейские чиновники будут оттягивать принятие решения о членстве Грузии, как это происходит два десятка лет с балканскими странами. Президент и правительство будут делать популистские заявления, продолжать ссоры, тратить миллионы долларов на саморекламу и бессмысленные поездки по Европе. Но никакого результата эти действия не дадут. Более того, застой - это всегда стагнация. Курс лари начнет падать, экономика начнет снижаться, следом грянет отток капиталов и инвестиций, а значит и сокращение бюджета, что приведет к снижению социального обеспечения и обнищанию населения. В конце концов Грузии придется влезть в долговую яму. Однако ни ЕС, ни США не смогут выделить стране достаточные объемы валюты, поскольку основные средства будут направлены на Украину. В таком случае Грузии придется просить помощи у Турции или Китая (но не у России), что повлечет за собой усиление воздействия на внешнюю политику страны этих двух держав, каждой из которых нужна точка влияния на Кавказе. И им вовсе не нужно, чтобы этой точкой управляла слабеющая Европа. Следовательно, без помощи из ЕС в скором времени Грузия будет настроена другими крупными державами против Евросоюза. Все это будет происходить медленно, годами. Но так или иначе, Конституцию придется менять. В этом плане Европа сама себе выкопала яму, и уже в 2023 году начнет уходить из сферы влияния на Кавказе навсегда. Кавказ для Европы потерян - и это факт.
2. Сценарий второй: самосознание
Фактически это та политика, которую нынешнее правительство Грузии бессознательно, или под управлением Иванишвили, проводило в последние месяцы. Смысл ее заключается в том, что страна будет выбирать собственную траекторию развития, основываясь на текущей ситуации, а не требований других стран. Отказ от введения прямых санкций против России является частью такой политики. Правительство Грузии здраво расценило, что подобные шаги могут нанести существенный ущерб экономике страны, и не пошло на поводу у ЕС. В свою очередь Европа, не просчитав риски, ввела максимально возможные на тот момента санкции и поставила существование Евросоюза под удар, поскольку кризис, вызванный последствиями этих санкций, буквально расколол европейские страны, охладив их отношения до максимума со времен кризиса с беженцами. Можно сказать, что Грузия оказалась дальновидней. И такой должна оставаться. Правда, грузинам для этого придется признать, что ЕС не является их целью в будущем. Страна будет сотрудничать с теми, кто предоставит наилучшие условия. И если это будет Россия, значит, путем дипломатии будут созданы новые точки взаимодействия с соседом, несмотря на прошлые конфликты. Свою негативную роль в них придется признать и Грузии. Но для всего этого нужно удалить от власти мадам-президента, которая ненавидит Россию. Только на словах, ведь при ней объем импорта от северного соседа достиг максимума. Нужно провести новые выборы в парламент, назначить новых министров и прочих должностных лиц, которые еще не потеряли доверие избирателей. И чем это может обернуться - вопрос. Ведь во время переходного периода в любой момент власть может быть захвачена насильственным путем. Например, как это уже было с приходом к власти Саакашвили. К сожалению, ситуация на данный момент складывается так, что только конгломерат президента, партии Грузинская мечта и бизнесмена Иванишвили удерживают Грузию от падения в пропасть прошлого, где Саакашвили поставил страну на край гибели. При поддержке Европы и США, конечно же.
3. Сценарий третий: армянский вариант
Доверие является ключевым моментом стабильности политической системы. Когда власть лишается доверия - ее роль перестает быть легитимной. Иными словами, все, что что связано с этой властью, становится необязательным. А значит, можно действовать так, как хочешь. И в такие переломные моменты часто появляются люди, которые не боятся применить силу для того, чтобы оказаться у власти. В переломный момент в Армении, когда доверие к президенту Саркисяну было подорвано, именно Пашинян оказался таким человеком. Выведя тысячи людей на улицы, он вписал в историю страны свое имя. Насильно, если можно так сказать. Саакашвили был таким же человеком, заняв кресло президента в начале 2000-х. Вообще, сценарий, когда массы людей, накаченные антиправительственной пропагандой, выходят на улицы и захватывают административные здания - это реальность 21 века. Цветные революции (арабская весна, оранжевая весна на Украине) - все это было разыграно по одному и тому же сценарию. Нужно понимать, что в случае очередного переворота больше всего шансов захватить власть у нынешней оппозиции - партии Саакашвили. Если к власти вновь придет он и его сторонники, Европа поддержит именно его позицию, а не позицию свергнутого правительства. Даже если прольется кровь. С другой стороны, при угрозе возвращения Саакашвили Россия не останется в стороне. Ей придется включиться в политический кризис Грузии, чтобы не допустить повторения 2008 года. Возможно, силами ОДКБ с последующим присоединением Грузии к этой организации. И в этот момент стоит задуматься: а не является ли дестабилизация политической ситуации в Грузии продуманной, с целью превратить страну в горячую точку и заставить Россию перенести часть войск на Кавказ с украинских позиций, тем самым ослабив наступление?