Доброго времени суток, родственники и друзья.
На 77-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов я рассказывал на канале про боевой путь моего отца подполковника Тоимбекова Камита.
Сегодня хочу поделиться детскими воспоминаниями из рассказов папы о том, как жизнь разлучила его в детстве с меньшим по возрасту родным племянником Кузбасовым Шахназом Шариповичем.
Мой дедушка - отец моего папы Джилкибаев Тоимбек, 1869 или 1876 года рождения, мать Жуматаева Мария, 1886 года рождения у них было пятеро детей: Умия (ориентировочно) 1901-1902г.р., Батжан 1903г.р., Ажар 1910г.р., Амраш 1912г.р. и Абдихамит 1920г.р.
Джилкибаев Тоимбек народными методами, а также чтением молитв из Корана лечил людей. У него была телега запряженная к быку на которой он передвигался. Однажды зимой ночью он выехал к очередному больному, попал в буран, замерз и сильно заболел. Летом 1923 года дедушка умер после продолжительной болезни.
Рассказывают, что тетя Умия была женщина восхитительной красоты (её мама Мария тоже рассказывают была красивой) и поэтому её выдали замуж за зажиточного жениха на много старшего её (он был если и не купец, то зажиточный предприниматель точно). Посмотрите на фотографии в молодые годы дяди Шахназа и моего отца, как они похожи друг на друга! И какие они оба красавцы!
Кузбасов Шарип имел свой большой дом (говорят это здание сегодняшнего УВД МВД РК на ул.Бейбитшилик), имелись хозпостройки и амбар с запасом зерна.
А в 1930-32 годы в казахской степи был бедственный голод, его называли в народе "Голощёкинская реформа", вызванный ошибочной экономической политикой и волной коллективизации. Из 45 миллионов голов скота у населения конфисковали 40 миллионов, население составляло в республике 3,5 миллиона человек и умерло от голода более 1 миллиона из них.
Она в 1931 году Умия забрала к себе в семью на содержание и воспитание обоих братишек (10 лет и 18 лет), а у нее был единственный ребенок – сын Шахназ, мальчик трех лет. Папа рассказывал, в амбаре всегда имелся запас пшеницы, дома была еда. Жили без голода. Тем самым сестра спасла жизни моему отцу Хамиту и дяде Амрашу.
Не помню от кого это услышали (может тетя Зубайра рассказывала), говорят в подвале дома имелись склады и в одном из этих помещений во времена коллективизации был спрятан клад … Наследники, знайте об этом!
В мае 1932 года от болезни умерла папина сестра Умия. Остались дети одни: Шахназ - ребенок 5 лет, мой отец и дядя Амраш. Двоих несовершеннолетних государство срочно определило в детский дом. Мой отец к этому времени успел закончить два класса начальной школы. А дядя Амраш уехал обратно в п.Жана-Арка.
С весны 1932г. по осень 1934г. папа Хамит жил и учился в детском доме №2 в пригороде, восточнее Акмолинска в 18км. в село Жаман-Шубар, закончил там полных 4 класса начальной школы. Летом приехал из Жана-Арки родственник и забрал из детдома папу, и отвез к родной матери в село, там с ней жили две его сестры. Школа находилась в райцентре в п.Жана-Арка и он снова вынуждено уехал от матери на учебу. В мае 1937 года от болезни умерла папина мама Жуматаева Мария.
Отец до осени 1940 года закончил полных 9 классов, а с 10 класса, 25 сентября, его призвали в Армию на срочную службу (ему как раз исполнилось 20 лет, достиг призывного возраста).
Пять лет длилась отечественная война. Затем срочная военная служба. Папа неустанно отправлял новые запросы в Министерство обороны СССР и в государственный архив страны по поиску племянника Шахназа. Письма запросы долго шли в г.Москву, рассматривали их медленно, ответ высылали не сразу и тоже обычной медленной советской почтой. Так как дядя Шахназ работал в системе МВД, данные о нем были засекречены и получить их было непросто, даже подполковнику Тоимбекову Камиту не сразу выдали. Только после документального подтверждения их родственной связи, Москва наконец выдала запрашиваемую информацию. Вот какой высокий уровень секретности был в СССР.
Только перед выходом на пенсию, наконец-то, он разыскал дядю Шахназа, а было этот где-то в 1965 году. Как отец обрадовался такой новости! Папа светился от счастья! Все эти годы папа чувствовал неисполненный долг перед светлой памятью своей сестры Умии, за судьбу ее единственного сына и его племянника, с детства он сильно привязался и полюбил Шахназа как родного братишку. Это мне очень хорошо запомнилось из рассказов взрослых. Срочно отец выехал в г.Целиноград на поезде из г.Каражал по адресу: ул.Революционная, дом16, квартира 4, первый этаж. Так мы узнали про дядю Шахназа, тетю Валю, и всех пятерых их детей.
На следующий год уже дядя Шахназ приезжал к нам в г.Каражал с детьми. Я познакомился с Валерой и Сашей, мы были почти сверстники.
На следующий год мы вместе отдыхали месяц втроем на жайляу у тети Ажар. Помню, когда уезжали в Целиноград, забрали с собой на поезд в детёныша журавля, пойманного в степи.
Рассказывали, дядя Шахназ из Целинограда приезжал в п.Жана-Арку к тете Ажар со своим ящиком плотничных инструментов и постелил своими руками деревянный пол в их доме (у них были земляные, глиняные полы) – "евроремонт" для них сделал!
Еще в 1966 году осенью моя старшая сестра Айгерим сдала экзамены в Алма-Атинский педагогический институт иностранных языков, но не прошла по конкурсу. Мои родители решили, есть шанс успеть сестре поступить на вечернее отделение в Целиноградский педагогический институт на немецкий язык. Она остановилась в квартире у дяди Шахназа, говорит рядом еще активно стройка велась. К сожалению, опоздала на прием документов абитуриентов. Расстроилась, плакала. Дядя Шахназ успокаивалее, говорил ничего, годик поработаешь на стройке рядом с нашим домом, подготовишься и на следующий год поступишь в институт – оставайся и живи у нас дома. Сестра говорит тётя Валя тогда шила дома, видать надомная работа у нее была.
Хорошо еще помню, как Урал поступил в военное училище и часто писал письма отцу, есть его фотографии у нас дома.
Печальный 1967 год, отец приехал с похорон дяди Шахназа домой, он так сильно переживал и печалился. Как вечером примет сто грамм на грудь – сидит задумчивый, угрюмый, а на глазах боевого офицера блестят слёзы…
Как умер мой папа от болезни В марте 1982 года от неизлечимой болезни безвременно в 61год ушел из жизни отец. Тогда опять связь с семьей дяди Шахназа оборвалась.
Когда в 1999 году переезжали из г.Алматы все государственные органы в новую столицу в г.Акмола, брат Кали стал разыскивать семью дяди Шахназа. Работая в Парламенте Республики, он тоже по служебным связям разыскал Свету через супруга Нургалиева Мурата. Вот так мы дважды терялись и дважды находили друг друга! Наши дорогие родственники – Дина, Урал, Света, Валера и Саша! Сегодня очень переживаем за Урала и Валеру проживающих в г.Днепропетровске. Поддерживаем связь со Светой в г.Астана, Сашей в г.Москва, узнаём про Дину.
Я через земляка директора республиканского государственного архива в г.Астана в 2008 году попросил поискать и найти нам, какие есть материалы по купцу Кузбасову Шарипу, за период по 1935 год. Не знаю, серьезно отнеслись к моей просьбе или поверхностно, но мне ответили, что такой человек жил, нашли и дали мне его фотографию, но нет у них конкретных данных о нем, его недвижимости, где работал, когда умер и где похоронен.
Дорогие родственники, знайте, что в г.Астана похоронены и покоятся наши предки: Кузбасова Умия, Кузбасов Шарип, Кузбасов Шахназ и Кузбасова Валентина. Пусть земля будет им пухом! Не забывайте читать им молитвы. И долг старшего поколения неустанно рассказывать о наших предках нашим детям и внукам, а они - по эстафете уже своим. Всем нашим детям, внукам и правнукам посвящается данная моя статья.
Спасибо.
Мирного всем неба, здоровья и благополучия.
Тоимбеков Арыстанбек Камитович.