Найти тему
Андрей Сегеда

Особенности Четвероевангелия и каждого из его авторов

Четыре Евангелиста - икона
Четыре Евангелиста - икона

Также читайте: «Николай Бурляев: «Россия хранит душу человечества», «30 поразительных икон Пречистой Девы Марии».

Апостол и евангелист Лука. Автор «Евангелия о Жертве»

В конце июня Святая Церковь, в соборе 12-ти апостолов, чтит и память святого евангелиста Луки. Из Священного Предания мы знаем, что он был врачом, знатоком права, первым церковным историком и первым иконописцем, кисти которого приписывают многие особо почитаемые образы Богородицы. Но главным талантом этого человека была любовь ко Господу и верность Его заповедям.

Апостол Лука – личность и проповедь

Сегодняшняя беседа будет продолжать цикл писем, посвящённых Четвероевангелию и его авторам. Мы начали наш разговор с Евангелия от Марка, вместе размышляли над текстами Иоанна и Матфея, а сегодня завершаем его рассмотрением особенностей благовестия от Луки. Из Священного Предания мы знаем, что родиной апостола Луки была Антиохия Сирийская – город, где христиане впервые получили своё историческое наименование.

Мнения об обращении апостола в христианство разнятся. Согласно одному из них Лука был крещён апостолом Павлом во время второго миссионерского путешествия. Второе же включает Луку в число первых 70-ти апостолов, которых Христос посылал на проповедь, исцеление народа и изгнание бесов, а также в число двух учеников, которым Спаситель явился по воскресении из мёртвых на пути в Эммаус.

Тексты благовестия от Луки, где многие болезни описываются подробно и профессионально, указывают на то, что апостол по профессии был целителем. Подтверждает это и апостол Павел, в послании к колоссянам прямо именуя Луку врачом. Церковь почитает евангелиста Луку, как покровителя врачей. Священное Предание называет апостола Луку и первым иконописцем, который написал как минимум один образ Пресвятой Богородицы, который она видела и благословила.

Евангелист Лука сопутствовал апостолу Павлу в его путешествиях. В частности, он лечил его в период первого и второго заключений Павла в Риме. Возможно, как знаток римского права, Лука также помогал Павлу в написании его посланий. После смерти Павла, Лука ещё много лет проповедовал Христа в Ахаию, Ливии, Египте, Фиваиде и в Беотии. В Беотии апотол скончался в возрасте 84-х лет. По одним сведениям мученически, по другим – умерев своей смертью.

Когда и для кого евангелист писал о Христе?

Евангелие от Луки – единственное, имеющее конкретного адресата. Апостол посвятил своё благовестие некоему «достопочтенному Феофилу», чтобы он «узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен». Тому же Феофилу адресовано и второе произведение Луки – книга «Деяний апостольских». Кем был этот человек? Вероятнее всего, одним из состоятельных покровителей местной церковной общины в родном городе апостола Луки – Антиохии Сирийской.

Поскольку свой текст Лука писал для христиан из бывших язычников, он устранил из него множество упоминаний язычников в отрицательном контексте, чтобы его проповедь была понята без обид. Так, в Нагорной проповеди у Матфея Спаситель говорит: «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5:47). А в Евангелии от Луки это звучит по-иному: «И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают» (Лк. 6:33).

Ещё одним маркером аудитории Евангелия является приводимое в нём родословие Спасителя. Матфей писал свой текст для евреев и выводил род Богочеловека от Авраама. Лука для христиан из бывших язычников указал происхождение Спасителя от Адама. Евангелие от Луки больше других открывает для нас о детстве Господа Иисуса Христа, содержит знаменитые славословия, такие как «Песнь Богородицы», «Песнь Симеона», «Ангельское славословие» и другие.

Евангелие от Луки было создано уже после распространении благовестий от Марка и Матфея и дополнял их рассказы. Исследователи считают, что Лука написал своё Евангелие в период 60-80 годов по Рождестве Христовом. На авторство Луки косвенно указывает и отсутствующий у других евангелистов эпизод встречи воскресшего Спасителя с двумя учениками по дороге в Эммаус. При этом один ученик назван Клеопой, а имя второго не упомянуто. Это обычный приём евангелистов, когда они рассказывали о личной истории, связанной с Господом.

Особенности благовестия по Луке

Евангелие от Луки имеет несколько важных особенностей. Во-первых, оно повествует о воплощении, проповеди и крестном пути Иисуса Христа, преимущественно как о жертве за всё человечество. Во-вторых, Лука старается повествовать о событиях в строгом хронологическом порядке и давать по тексту привязку к историческим ориентирам. Параллельно событиям Евангелия он упоминает крупные события Римской империи и имена известных правителей.

Благовестие Луки в оригинале написано на греческом разговорном диалекте тех времён, именуемом «койне». Анализ его текста говорит нам о высоком уровне образования их автора, который верно приводит титулы встречаемых власть предержащих (например, правителя Фессалоник он называет верным титулом «политарх»), компетентен в римском праве, профессионально описывает недуги исцеляемых Спасителем и апостолами людей, а также хорошо знаком с греческой культурой.

Евангелие от Луки больше других сообщает нам о детстве Спасителя, об обстоятельствах рождения пророка Иоанна Предтечи. Оно содержит знаменитые славословия, такие как «Песнь Богородицы», «Песнь Симеона», «Ангельское славословие» и другие. В тексте Луки присутствует и самое большое количество притч Спасителя. Среди них – знаменитая притча «О мытаре и фарисее». По объёму текста труд Луки среди всех Евангелий получился наиболее полным.

Каждый читатель Евангелия от Луки поражается точности святого в изложении событий и проникается осознанием того подвига, который ради него понёс Господь Иисус Христос! Пусть же апостол и евангелист Лука дарует нам исцеление от духовных и телесных недугов, поможет уразуметь Священное Писание и благословит нас своим талантом духовной чуткости!

Апостол и евангелист Матфей. Автор «Евангелия о Мессии»

В конце июня Святая Церковь, в соборе 12-ти апостолов, чтит и память святого евангелиста Матфея. До своего обращения ко Христу он был мытарем, который наживался на собственных согражданах. Но его сердце не было порабощено деньгами и, услышав призыв Спасителя, Матфей последовал за Ним. Именно он оставил для христиан первое по хронологии Евангелие.

Кем был апостол Матфей и где благовествовал?

Сегодняшнее письмо будет продолжать наш цикл бесед, посвящённых Четвероевангелию и его авторам. Мы начали наш разговор с Евангелия от Марка, а сегодня продолжим его рассмотрением особенностей благовестия от Матфея. В Евангелиях редко говорится о том, чем тот или иной апостол занимался до встречи с Господом. Но профессия апостола Матфея нам известна – он был мытарем, то есть собирал с евреев подати в казну римского императора.

Все благочестивые евреи презирали мытарей, так как те почти всегда грешили избыточным сбором налогов, оставляя разницу в собственном кармане, и тем самым наживались на соплеменниках. Матфей (Левий) приходился братом апостолу Иакову Алфееву. Оба они родились и выросли в Капернауме. Мы знаем, что Спаситель посещал дом Матфея, где проповедовал и другим мытарям. Таким образом, благодаря апостолу ко Христу обратились многие сборщики налогов.

После сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы и определения каждому из них жребия для проповеди Евангелия, апостол Матфей 8 лет проповедовал в Палестине, а затем отправился далее и прошёл с благовестием Сирию, Мидию, Парфию и Персию. Дальше сведения о нём разнятся. В одних источниках говорится, что Матфей принял мученическую смерть в малоазийском городе Иераполис.

В других местом его кончины отмечается берег озера Иссык-Куль в Киргизии. В третьих утверждается, что ученик Спасителя закончил свои дни мученической кончиной в Эфиопии. Причём во времена апостола «Эфиопией» могли называть любую дальнюю область на краю карты «цивилизованного мира», поэтому место его кончины могло быть вовсе не в современной нам африканской стране, а, например, в Центральной Азии или Индии.

Когда и для кого евангелист писал о Христе?

Пока апостол ещё жил в Палестине, первохристианская община Иерусалима упросила его оставить им письменное свидетельство о словах и чудесах Богочеловека. Так появилось первое Евангелие. Оригинал Евангелия был написан на арамейском языке, на котором проповедовал евреям сам Спаситель. Но до нас оно дошло только в переводах на греческий язык, выполненных практически сразу после появления оригинала.

Свой труд апостол Матфей создал с 41-го по 55-й года по Рождестве Христовом. Благовестие Матфея имело своей основной аудиторией евреев, поэтому евангелист изначально поместил жизнь Спасителя в контекст Священной Истории. Например, в самом начале своего труда он привёл пространное родословие Спасителя от Давида и Авраама – основателя еврейского народа. Автор не пояснял значения еврейских терминов и обычаев, предполагая, что читатель с ними хорошо знаком.

Более всех остальных евангелистов Матфей опирается в тексте на ветхозаветные пророчества о Мессии. Своим Евангелием он стремился убедить евреев, что Спаситель был истинным Мессией, которого они ожидали. Первым о Матфее как о составителе Евангелия надписанного его именем сказал в I веке Папий Иерапольский в «Толкованиях изречений Господних»: Матфей «составил логии (с греческого – изречения, беседы) Христа по-еврейски, которые каждый переводил, как мог».

С иерархом из поколения «мужей апостольских» были согласны Ириней Лионский, Тертуллиан, Климент Александрийский и другие авторы Древней Церкви. Иероним Стридонский в IV веке утверждал даже, что ему довелось видеть оригинальное Евангелие от Матфея на древнееврейском языке, находившееся в библиотеке Кесарии Палестинской, собранной мучеником Памфилом.

Особенности Евангелия по Матфею

Матфей своё изложение жизни Господа Иисуса Христа изначально построил по единому миссионерскому плану. Текст евангелиста можно поделить на пять больших частей, в первой из которых он рассказывает о Христе, как о Мессии. Во второй – приводит важные проповеди Спасителя. В третьей уделяет внимание делам и чудесам Богочеловека и апостолов. В четвёртой повествует об искупительной жертве Господа. В пятой – о победе Христа над смертью и диаволом.

В благовести Матфея также приводится пять больших речей Господа: Нагорная проповедь (Мф. 5:3–7:27); наставление ученикам (Мф. 10:5–42); поучение в притчах (Мф. 13:3–52); еще одно наставление ученикам (Мф. 18:3–35); пророчества и притчи о последних временах (Мф. 24:3–25:46). Таким образом, Матфей делает особый акцент на учительном служении Иисуса, встраивая несколько пространных речей в повествовательную ткань.

Евангелист редко употребляет в тексте священное слово «Бог», заменяя его синонимами. Например, «Царство Божие» на «Царство Небесное». Благовестие Матфея выделяет апостола Петра, как выразителя мнений 12-ти апостолов и представляет несколько уникальных эпизодов из его жизни. В своём тексте Матфей часто использует числовую символику. Например, делит родословие Христа на три периода по 14 родов в каждом. Ради числа апостол даже опускает упоминание нескольких предков Спасителя.

Апостол Матфей покровительствует всем людям финансовых и юридических профессий, а также тем, кто стремится глубже понять Священное Писание и выстроить свою жизнь по заповедям Божиим. То есть, по сути, всем христианам. Пусть свет Истины озарит наши души через Евангелие апостола Матфея, чтобы мы смогли преодолеть земные препятствия и войти в жизнь вечную!

Апостол и евангелист Иоанн Богослов. Автор «Евангелия любви»

В дни земной жизни Господа Иисуса Христа у него было двенадцать ближайших учеников. Но преображение на Фаворе видели всего трое, а о Пресвятой Богородице после крестной смерти Спасителя остался заботиться и вовсе один – апостол Иоанн Богослов – ученик, который «которого любил Иисус». Сегодня мы вместе рассмотрим особенности жизни этого апостола Христова и написанного им Евангелия!

Кем был апостол Иоанн и где благовествовал?

Сегодняшняя беседа будет продолжать наш цикл писем, посвящённых Четвероевангелию и его авторам – апостолам Матфею, Луке, Марку и Иоанну Богослову. В прошлый раз мы говорили о Евангелии от Марка, а сегодня рассмотрим Евангелие от Иоанна. Первые апостолы происходили из простых галилейских рыбаков, но обладали определённым положением в обществе, так как тот же апостол Иоанн был знаком иудейскому первосвященнику. По Преданию, он приходился Спасителю родственником, так как был сыном Зеведея и Саломии – дочери святого Иосифа Обручника.

Будущие апостолы Иоанн Богослов и Андрей Первозванный начинали духовный путь, как ученики пророка Иоанна Крестителя. Однажды Предтеча на берегу Иордана указал им на идущего мимо Иисуса Христа и сказал «се Агнец Божий, вземлящий грехи мира», после чего они последовали уже за Спасителем. Вскоре апостолы убедились в правоте своего решения и позвали с собой своих братьев. Иоанн – Иакова, а Андрей – Симона, которого Спаситель нарёк Петром.

Иоанн стал любимым учеником Господа. Он присутствовал при всех Его чудесах и проповедях. В том числе и там, куда Спаситель не брал некоторых из 12-ти апостолов. Например, на горе Фавор, где преображённый Богочеловек беседовал с пророками Моисеем и Илиёй. Также Иоанн единственный, кто остался со Христом при крестных страданиях, где Спаситель поручил ему заботу о Пресвятой Богородице. За их глубокую преданность себе Господь нарёк братьев Иакова и Иоанна «сынами грома».

После сошествия на апостолов Святого Духа, когда они бросили жребий кому и где проповедовать, апостолу Иоанну достались города Малой Азии. Здесь сын Зеведея основал несколько Церквей и надолго поселился в городе Ефесе. По Преданию, во время гонений Нерона он был схвачен и отвезён в Рим, где его заставили выпить яд. Но так как он не повредил апостолу, император сослал его на остров Патмос. Здесь он и преставился ко Господу в глубокой старости, оставив нам Евангелие, три своих послания и книгу Откровения (Апокалипсис).

Особенности Евангелия по Иоанну

Благовестие от Иоанна было написано позже трёх «синоптических» Евангелий и во многом дополняет свидетельство других евангелистов. Композиционно оно построено вокруг священного числа семь, соответствующего дням творения мира Богом. О них в повествовании апостола Иоанна напоминают семь проповедей Спасителя и семь чудес Господа Иисуса Христа. Причём главное из чудес – воскрешение Лазаря – описано только у Богослова.

«Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31), – говорит апостол о цели своего труда. Благовествуя, любимый ученик Христа больше других говорит о Спасителе, как о воплотившемся Боге: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. … В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1:1-5).

Именно за глубокую христологию повествования апостол Иоанн был прозван Богословом и на иконах часто изображается с орлом, символически обозначающем высокий полёт мысли евангелиста: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. …Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:14,18).

В отличие от трёх «синоптиков», рассматривавших крест, как заместительную жертву искупления за грехи всего человечества, апостол Иоанн о смерти Богочеловека пишет, скорее как о прославлении и воссоединении с Богом Отцом. Иоанн Богослов в тексте своего Евангелия ни разу не упоминает об Аде, зато делает акцент на обещанном Богом Сыном приходе к ученикам Утешителя – Бога Духа Святого.

Апостол Иоанн в своём Евангелии много говорит о пришедшем в мир вместе с грехопадением болезненном дуализме, когда он вынужден выбирать между добром и злом внутри себя. Святой ученик Спасителя не устаёт напоминать о том, какую лёгкость и внутреннюю свободу обретает человек, уверовавший и избравший для себя путь следования за Христом: «а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 2:21).

Продолжение письменного благовестия апостола

Евангелие апостола, всё пронизанное повествованием о любви Бога к миру, продолжают три его послания к первым христианам. В них святой Иоанн Богослов ещё полнее раскрывает перед читателем сам дух христианства: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:7-8).

К своим посланиям и Евангелию, апостол Иоанн Богослов добавил и книгу «Апокалипсис» или «Откровение», которую написал для христиан по внушению Духа Святого. Многие считают, что эта книга описывает только катаклизмы, предшествующие концу времён и Страшный Суд, но это не так. Откровение является дополнением к Евангелию, так как возвещает христианам благую весть о вечном блаженстве с Богом в новом мире, который будет создан Творцом после Страшного Суда.

Автор Евангелия, трёх посланий и Апокалипсиса сообщил нам не всё, что ему было открыто. Но самой главной тайной мироздания он щедро поделился с каждым христианином: Бог – это любовь! И человек, желающий следовать за Христом и стяжать Духа Святого должен научиться искренне и горячо любить Бога и ближних.

Апостол и евангелист Марк. Автор Евангелия о Царе Небесном

В первой декаде мая Святая Церковь чтит память святого апостола и евангелиста Марка. Он был апостолом от 70-ти и не присутствовал лично при многих событиях общественного служения Спасителя, но всё же решился написать собственное Евангелие. И сегодня я постараюсь рассказать Вам много интересного об оставленной им благой вести о Христе!

Кем был апостол Марк и где благовествовал?

Сегодняшним письмом мы открываем цикл бесед, посвящённый Четвероевангелию и его авторам – апостолам Матфею, Луке, Иоанну Богослову и Марку. Что мы знаем об их жизни? Насколько они были близки Спасителю? Где проповедовали Слово Божие? Когда и для кого составили свои Евангелия. Наконец, в чём их свидетельства о Христе различаются между собой? Мы постараемся ответить на каждый из этих вопросов, начав с автора Евангелия от Марка.

Свидетельств о жизни святого Марка до апостольства Священное Предание для нас не сохранило. Его почитают в числе апостолов от 70-ти и, вероятнее всего он лично знал Спасителя и был хотя бы отчасти свидетелем Его жизни. На это указывает автобиографический эпизод оставленный евангелистом в тексте своего благовестия: «Тогда, оставив Его, все бежали. Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них» (Мк. 14:50-52).

Здесь Марк не назван по имени, но этот эпизод присутствует только в одном Евангелии. Подобно тому, как только в Евангелии от Иоанна упоминается «ученик, которого любил Иисус». В обоих случаях апостолы писали о себе, но из скромности не называли имени. Из этого отрывка мы также знаем, что на момент земной жизни Господа Марк был совсем молодым человеком. После Пятидесятницы юный апостол стал ближайшим сподвижником апостола Петра.

С Петром Марк прошёл через множество городов, где их совместными трудами были основаны Церкви. Как минимум единожды они вместе посетили Рим. Священное Предание также приписывает апостолу Марку основание Церкви в Александрии Египетской, где он принял мученический венец. Именно оттуда в 829-м году были вывезены в Венецию мощи святого евангелиста, которые ныне покоятся в соборе святого Марка.

Когда и для кого апостол написал Евангелие?

Есть несколько версий о времени и месте написание Евангелия от Марка. Но наиболее достоверной представляется «римская». Согласно ей, апостол писал своё благовествование со слов своего старшего товарища – апостола Петра. Именно воспоминаниями последнего объясняется множество ярких описательных моментов повествования, которые мог знать лишь непосредственный очевидец событий. Кроме того, Климент Александрийский, Ириней Лионский, Ориген, Тертуллиан и другие святые первых веков подтверждают эту версию.

Например, Папий Иерапольский во втором веке оставил такое свидетельство об авторстве Евангелия от Марка: «Он точно записал всё, что запомнил из сказанного и содеянного Господом, но не по порядку, ибо сам не слушал Господа и не ходил за Ним. Позднее он сопровождал Петра, который учил, как того требовали обстоятельства, и не собирался слова Христа располагать в порядке. Так что Марк ничуть не погрешил, записывая всё так, как он запомнил. Заботился он только о том, чтобы ничего не пропустить и не передать неверно».

Сам апостол Пётр в своём первом послании упоминает, что Марк находился в числе его спутников, посещавших столицу Римской империи: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне (распространённая в древности метафора, указывающая на Рим) и Марк, сын мой» (1Пет. 5:13). Наконец, в пользу написания Евангелия для Римской Церкви свидетельствуют и встречающиеся в тексте латинизмы: центурион, легион, динарий, кустодия (стража), кодрант и т.п.

Интересно, что в тексте Марка есть ряд хронологических уточнений, где со слов Петра он поправляет воспоминания Матфея. Например, в рассказе об укрощении бури на Галилейском море в ходе путешествия в Гадаринскую страну Марк уточняет, что это случилось вечером того же дня, когда Христос рассказывал притчи о Царстве Небесном, стоя в лодке перед собравшимся народом (Мк. 4:35). А у Матфея о притчах и буре рассказывается в разное время. Таким образом, Евангелие от Марка было написано вторым. Обычно его датируют 60-70 годами первого века.

Особенности Евангелия по Марку

Мы помним, что Евангелия от Матфея, Марка и Луки называют «синоптическими» («совместным рассказом») за их множественные совпадения между собой. При этом, Евангелие от Марка наименее уникальное из всех, так как имеет всего порядка 10% уникальных сведений. Но от этого они не становятся менее важными для нас. Например, именно здесь приведена знаменитая максима: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).

Евангелие от Марка можно назвать «самым стремительным». Причём не только потому, что по объёму и количеству глав оно наиболее короткое. В тексте апостола часто встечаются слова «тотчас», «немедленно», которые как будто подчёркивают, что время Спасителя небезгранично: час Его смерти уже предопределен Богом и поэтому Он спешит совершить всё, что Ему предназначено. У Марка нет родословия Богочеловека – с первых же слов читатель погружается в события, важные для домостроительства нашего спасения.

Благовестие сподвижника апостола Петра ориентировано, прежде всего, на христиан из бывших язычников. Поэтому в нём мало обличений фарисеев и обращений к ветхозаветным пророчествам. Вместо этого апостол Марк объясняет читателям ряд специфических еврейских терминов и обычаев, даёт справки из геогргафии Палестины. Язык повествования живой и приближенный к разговорному.

Текст святого Марка начинается с рассказа о проповеди Иоанна Предтечи, чтобы показать ранее крещённым в покаяние преемственность между Иоанном Крестителем и Господом. В благовествовании апостол делает упор на чудеса и проповеди Богочеловека, которые должны были укрепить веру в новообращённых христианах. Он говорит о Господе, как о «власть имеющем», как о Небесном Царе, выступившем на спасение своих людей и своего Царства.

Навигация по каналу. Все мои самые интересные публикации!

Я постараюсь рассказать вам ещё много интересного! Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Также вы можете поделиться публикацией в социальных сетях и обратить своё внимание на другие статьи блога. Мне будет приятно!