Найти в Дзене
ПСИХОКРАТ

Понятие семьи

Семья– это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных с общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Как необходимый компонент социальной структуры любого общества, выполняющий многие функции, семья играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, в значительной части реализуется забота о нетрудоспособных членах общества. Семья является также основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей. Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной, санкционированный обществом. Своим возникновением, существованием и развитием семья обязана прежде всего общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Как социальное явление семья изменяется в процессе развития экономического базиса общества; в то же время

Семья– это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных с общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Как необходимый компонент социальной структуры любого общества, выполняющий многие функции, семья играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, в значительной части реализуется забота о нетрудоспособных членах общества. Семья является также основной ячейкой организации быта и культурного досуга людей.

Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной, санкционированный обществом.

-2

Своим возникновением, существованием и развитием семья обязана прежде всего общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Как социальное явление семья изменяется в процессе развития экономического базиса общества; в то же время развитие семьи обладает относительной самостоятельностью.

В историческом плане семейные отношения развивались от ничем не ограниченных отношений между полами через групповой брак к парному и многопарному браку, то есть к единобрачию. Для ранней стадии первобытно-общинного строя был характерен так называемый дуально-родовой, или групповой, брак, связывающий не отдельных мужчин и женщин, а роды (внутри рода половые связи были строжайше запрещены). На смену ему пришел брак, связывающий представителей разных родов, но одного поколения. Следующим шагом был переход от группового брака к парному. На начальном этапе в парных браках связи между мужем и женой были весьма не прочными, каждый из них продолжал жить в своем роду. Позже муж стал переходить в род жены, а еще позже – жена в род мужа. Однако при этом еще долго сохранялись пережитки группового брака.

С переходом от охоты, собирательства и рыболовства к земледелию и скотоводству значение мужчины как основного кормильца семьи, резко возросло. В связи с этим парный брак становится более прочным и со временем переходит в моноганный (единобрачие). С этого времени семья становится основной экономической ячейкой общества.

Первая историческая форма моноганной семьи-патриархальная семья, управляемая отцом,-стала возможной благодаря закрепощению женщины в результате уменьшения ее экономической роли и сосредоточения богатств в руках собственника-мужчины.

Патриархальная семья
Патриархальная семья

Патриархальная семья была строго моноганной лишь для женщин. Для мужчин же развитие рабства и других форм зависимости и господства предоставляло возможности для многоженства.

Например, в странах востока многоженство было возведено в ранг законной формы брака. Но и европейская патриархальная семья включала в себя кроме родственников (потомков одного отца с их женами и детьми) еще и домашних рабов, в том числе наложниц. Это был период между многоженством и единобрачием.

Феодальная патриархальная крестьянская семья обычно была многочисленной.

Феодальная семья
Феодальная семья

Она являлась и производственной и потребительской единицей. Распад натурального патриархального хозяйства, которое было экономическим базисом старой семьи, повлек за собой исчезновение и самой семьи. Вместо нее стали складываться трудовая семья и семья капиталистического общества.

Индустриализация при капитализме разрушила, по крайней мере в городах, характеризующую для феодализма связь между жизнью семьи и производством. В связи с этим отпала необходимость в больших "неразделенных" семьях и их патриархальной структуре. Семья в основном стала состоять из супругов и детей (нуклеарная семья), а семейные отношения приобрели менее иерархический характер.

Частнособственнические отношения влияют на распространение браков, основанных на экономической выгоде (по расчету), так как важнейшей функцией здесь выступает накопление богатства. Сосредоточение внимания семьи на внутренних, семейных проблемах ведет к «самоизоляции». В тоже время возрастают возможности внутрисемейных неурядиц и конфликтов и уменьшаются шансы их урегулирования без ущерба для единства семьи.

Рост (улучшение) экономических, политических, моральных противоречий стимулируют воссоединение семьи и общества, уничтожаются все формы дискриминации женщин, расширяется сеть общественных учреждений, призванных помогать семье в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Рост благосостояния и культуры населения ведет к формированию нового типа семьи. Такой тип семьи отличается от собственнической и мотивами брака и характером внутрисемейных отношений. В таком обществе подавляющее большинство браков заключается не по экономическому расчету или родительскому принуждению, а по личному выбору будущих супругов, по любви. В связи с этим, как правило, внутренние отношения строятся на равноправии всех членов семьи, в удовлетворении потребностей мужчины и женщины в супружестве, в отцовстве и материнстве, в воспитании детей. Отсюда и происходят существенные изменения между семьей и обществом, государством. Роль семьи в общественной жизни повышается. Происходит дальнейшее интеллектуальное и идейно-нравственное обогащение и совершенствование семейных отношений. Правовые и нравственные нормы в таком государстве и будут направлены на укрепление семьи и утверждение новых принципов жизни в обществе.

-5

Ф.М Достоевский говорил, что семья ведь тоже созидается, а не дается готовою, и никаких прав, никаких обязанностей не дается тут готовыми, а все они сами собою, одно из другого вытекают, тогда только это и крепко, тогда только это и свято. Создается же семья неустанным трудом семьи.