3 894 логопеда (живые, не онлайн) готовы хоть сейчас начать заниматься с вашим ребенком в городе Москве.
А теперь попробуйте угадать, сколько специалистов данной профессии работало в той же Москве, но чуть менее 60 лет назад?
16!!! Нет, нолики не утеряны, и чтобы вы не сомневались, пишу словами - шестнадцать.
Но даже тысячи специалистов, работающих офлайн и онлайн не способны переломить сложившуюся ситуацию. Вы же в курсе, что в каждом саду и школе есть дети с логопедическими нарушениями, а для детей с серьезными речевыми расстройствами даже создаются специализированные школы и детские сады.
Но что же такого сложного в этом самом речевом развитии ребенка, что все чаще и чаще требуется помощь специалиста? Давайте разбираться.
ОТДЕЛЬНЫХ органов речи в человеческом теле НЕТ! Что есть? А есть аппараты жевания, глотания, дыхания и самое главное - кора головного мозга со сложными центрами. Кстати, один из которых определяет, будет ли ваша кроха левшой или правшой, но об этом чуть ниже.
Другими словами, нет отдельного органа, а значит, не может быть его поломки. Мозг, овладевая речью, использует те органы и системы, основные функции которых далеки от речеобразования, и начинает он ОЧЕНЬ рано, буквально с первых дней рождения.
Язык и губы, мягкое нёбо, гортань и глотка с первых месяцев начинают тренироваться и видоизменяться в зависимости от того, как много и часто общаются с крохой. Малыш видит движение ваших губ и копирует их, фиксирует эмоции и мимику в ответ на свои звуковые эксперименты.
Чуть позже даже своевременное ведение кусочков и побуждение к развитию жевания окажут влияние на развитие речи.
А еще чтобы малыш заговорил своевременно и без дефектов, ему придется пройти серьезное физическое развитие. Вы вряд ли задумывались, но, например, длительное пеленание отражается на развитии речевых функций.
Или возьмем будущих левшей, у которых все движения, в том числе и пальцев рук, а также языка, губ, гортани, неба и т.д. генетически расположены в правом полушарии головного мозга (у правшей, соответственно, в левом).
Но если маленькому левше не давать активно работать ведущей рукой (в его случае, левой), то у него возникнет пространственная ломка формирования движений.
Другими словами, переучивая и заставляя малыша держать ложку или карандаш в правой руке, вы перекладываете врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет "проекционной" базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата.
Но этого мало, данное перемещение влияет и на речевое развитие. Мне очень сложно вам описать этот процесс, но если сильно упростить, это выглядит так - речь "не знает", в каком полушарии ей "осесть".
И как итог - переучивание в той или иной мере приводит к тому, что дети позже начинают говорить, неверно произносят отдельные звуки, неловки в движениях, угловаты и непластичны в танцах, и часто полностью лишены музыкального слуха.
Еще одна составляющая - эмоциональное развитие малыша. Но и тут необходимо действовать разумно, например, у постоянно сюсюкающих и искажающих речь мам и бабушек дети начинают говорить значительно позже.
Сильно речь завязана и на развитии мышления, то есть играя в “ку-ку” и пряча предметы вы развиваете речь, а обучая кроху перекладывать предметы с одного контейнера в другой - стимулируете центры, принимающие участие в той же речи.
Как вы уже наверное поняли, это та область, где я могу рассказывать что и почему бесконечно. И не только рассказывать. Со своей стороны я делаю все от меня зависящее, чтобы ваши малыши говорили и развивались правильно и гармонично.
Кусочек работы в этом направлении я показывала вчера в вечерних сторис и если не видели - советую посмотреть. А я иду трудиться дальше для того чтобы вы как можно быстрее имели индивидуальный, в том числе и речевой план развития свой крохи.