Найти тему
Елена Корнева

Что такого сложного в речевом развитии ребенка ?

3 894 логопеда (живые, не онлайн) готовы хоть сейчас начать заниматься с вашим ребенком в городе Москве.

А теперь попробуйте угадать, сколько специалистов данной профессии работало в той же Москве, но чуть менее 60 лет назад?

16!!! Нет, нолики не утеряны, и чтобы вы не сомневались, пишу словами - шестнадцать.

Но даже тысячи специалистов, работающих офлайн и онлайн не способны переломить сложившуюся ситуацию. Вы же в курсе, что в каждом саду и школе есть дети с логопедическими  нарушениями, а для детей с серьезными речевыми расстройствами даже создаются  специализированные школы и детские сады.

Но что же такого сложного в этом самом речевом развитии ребенка, что все чаще и чаще требуется помощь специалиста? Давайте разбираться.

ОТДЕЛЬНЫХ органов речи в человеческом теле НЕТ! Что есть? А есть аппараты жевания, глотания, дыхания и самое главное - кора головного мозга со сложными центрами. Кстати, один из которых определяет, будет ли ваша кроха левшой или правшой, но об этом чуть ниже.

Другими словами, нет отдельного органа, а значит, не может быть его поломки. Мозг, овладевая речью, использует те органы и системы, основные функции которых далеки от речеобразования, и начинает он  ОЧЕНЬ рано, буквально с первых дней рождения.

-2

Язык и губы, мягкое нёбо, гортань и глотка с первых месяцев начинают тренироваться и видоизменяться в зависимости от того, как много и часто общаются с крохой. Малыш видит движение ваших губ и копирует их, фиксирует эмоции и мимику в ответ на свои звуковые эксперименты.

Чуть позже даже своевременное ведение кусочков и побуждение к развитию жевания окажут влияние на развитие речи.

А еще чтобы малыш заговорил своевременно и без дефектов, ему придется пройти серьезное физическое развитие. Вы вряд ли задумывались, но, например, длительное пеленание отражается на развитии речевых функций.

Или возьмем будущих левшей, у которых все движения, в том числе и пальцев рук, а также языка, губ, гортани, неба и т.д. генетически расположены в правом полушарии головного мозга (у правшей, соответственно, в левом).

-3

Но если маленькому левше не давать активно работать ведущей рукой (в его случае, левой), то у него возникнет пространственная ломка формирования движений.

Другими словами, переучивая и заставляя малыша держать ложку или карандаш в правой руке, вы перекладываете врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет "проекционной" базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата.

Но этого мало, данное перемещение влияет и на речевое развитие. Мне очень сложно вам описать этот процесс, но если сильно упростить, это выглядит так - речь "не знает", в каком полушарии ей "осесть".

И как итог - переучивание в той или иной мере приводит к тому, что дети позже начинают говорить, неверно произносят отдельные звуки, неловки в движениях, угловаты и непластичны в танцах, и часто полностью лишены музыкального слуха.

Еще одна составляющая - эмоциональное развитие малыша. Но и тут необходимо действовать разумно, например, у постоянно сюсюкающих и искажающих речь мам и бабушек дети начинают говорить значительно позже.

Сильно речь завязана и на развитии мышления, то есть играя в “ку-ку” и пряча предметы вы развиваете речь, а обучая кроху перекладывать предметы с одного контейнера в другой - стимулируете центры, принимающие участие в той же речи.

-4

Как вы уже наверное поняли, это та область, где я могу рассказывать что и почему бесконечно. И не только рассказывать. Со своей стороны я делаю все от меня зависящее, чтобы ваши малыши говорили и развивались правильно и гармонично.

Кусочек работы в этом направлении я показывала вчера в вечерних сторис и если не видели - советую посмотреть. А я иду трудиться дальше для того чтобы вы как можно быстрее имели индивидуальный, в том числе и речевой план развития свой крохи.