Войны былинных и к нам поближе времён – это всегда приобретение или утрата территорий, пополнение казны за счет соседа или же оскудение оной в случаях поражения, кровь, смерти, грязь извращения и прочая ерунда – это сопутствующий кошмар, который, впрочем, мало чем отличался от ужасов повседневной жизни. В войнах люди не только погибают, но и зачастую попадают в плен.
В царском плену
В годы правления Ивана IV Васильевича (Грозного) с помощью войн строилось Российское государство, и решались проблемы в международных отношениях. Кроме того, эти войны обеспечивали значительный поток военнопленных в Московское царство. Этих людей ждала разная участь, кого-то судьба могла облагодетельствовать, и они вливались в ряды знати, а кому-тодоставалась незавидная доля бесправного холопа.
Судьба военнопленных сильно зависела от хода войн и содержания мирных договоренностей, где оговаривалось право пленников вернуться домой. Однако, даже в самой благоприятной для несчастных ситуации, немалая их часть оставалась в России и по своей воле, и под давлением внешних обстоятельств. Так как обмен пленниками происходил в конце войн, то затянувшиеся военные компании лишали многих невольников надежд на благополучное возвращение домой.
Капризы Грозного царя
Иван IV по праву считал, что может решать судьбу любого, находящегося под его властью: «Жаловать есь мы своих холопов вольны, а и казнить, вольны же». Царь мог миловать или казнить и своих подданных, и иноземцев. С кем-то Иван Васильевич был очень любезен, другие могли испытать его крайне жёсткое отношение. Например, государь любил поспорить на религиозные темы, особенно с пленными протестантами-ливонцами, итог: «раз на раз не приходилось».
«Везло» всем не одинаково, например авантюрист-опричник Генрих фон Штаден в своём сочинении «Записки о Московии» хвастал тем, что царь Иван подарил ему подворье католического ксендза. А вот пленные шведы и немцы из замка Вейсенштейн поплатились за погибшего во время штурма крепости Малюты Скуратова. Грозный царь приказал сжечь всех, кого там взяли в плен.
Некоторым военнопленным удавалось пристроиться на службу в русском войске. Иным это предлагали: «А которые захотят из них бити челом ему, государю, и государь их пожалует, в свое имя возьмет и устроит их по их отчествам и службам», другие просились сами. Эти прошения часто получали одобрение и в бумагах XVIвека они значились как «в государеве имени».
Казнить или миловать?
Военнопленными тогда могли стать не только воины иноземных армий. Царские опричники нередко брали множество пленных на исконно русских землях. Например, новгородцы, жители Твери и Торжка попавшие в руки кромешников были беспощадно убиты, вдобавок злодеи ещё и поглумились над их телами. Не повезло и несдавшимся жителям Казани, все пленные мужского пола были казнены, а женщины и дети розданы войску.
Более милостивое отношение в те времена было для пленных ливонцев, не принятых в войско и избежавших холопства держали в Китай-городе. Знатных военнопленных селили в хороших условиях на больших боярских дворах. Простых пленников, через некоторое время начали устраивать в отдельной слободе, где они получали помощь от влиятельных при царском дворе иностранцев.
Кому не повезло
Некоторым военнопленным светила участь «живого товара». Правительство царя Ивана Васильевича, бывало, продавало целые партии военнопленных иноземным купцами. Главным условием сделок был запрет перепродавать их в Польшу и Германские княжества. «Живой товар» разрешалось поставлять на невольничьи рынки Персии и Турции.
Особенными привелегиями, в деле перепродажи военнопленных пользовались Донские казаки. Их отряды активно участвовали в Ливонской войне. Своих военнопленных они отправляли домой на «Тихий Дон», а уже оттуда они могли продавать их, куда кому вздумается. Кроме того казачий ясырь (пленные) пополняли крымские татары, ногайцы, турки и другие. Этот живой товар казаки везли в Воронеж на ярмарку и оттуда невольники попадали во все уголки Московского царства.
Вот и выходит, что военнопленные для царя Ивана Васильевича имели разную значимость. Судьба их неоднозначна, однако в любом случае, военные невольники Ивана Грозного были довольно значительным источником, из которого можно было извлекать большую материальную выгоду. Есть надежда, что в нынешние времена всё «гуманизировалось», но что-то мне подсказывает – это та «надежда», которая умирает последней. Рад бы ошибиться.