Когда я вчера искала готовый фрагмент "Братьев Карамазовых", чтобы найти точные цитаты (книги я слушаю в аудиоформате), увидела в поисковике популярный запрос "Братья Карамазовы" финал что означает".
Ответ на этот вопрос тот же, что и на другой: убил ли Митя Карамазов.
В финале романа хоронят Илюшу Снегирева. Илюша - сын бедного, нищенствующего штабс-капитана, которого Митя на глазах у города оскорбил: побил и оттаскал за жидкую бороденку, за что однокашники Мити стали звать его отца Мочалкой. Илюша все видел, он бросался к Мите с мольбами пожалеть отца. И потом слег в болезни. И от этого горя, и от того, что по наущению Смердякова дал собаке Жучке хлеб с булавкой, а потом подумал, будто Жучка умерла.
И снова непонятно, кто убил: Митя, унизив отца на глазах сына, или Смердяков, науськавший мальчика убить собаку? По Достоевскому все виноваты во всем. В убийстве Федора Павловича виноваты все, кто его смерти желал и не остановил. В смерти Илюши виноваты все, кто его довел до болезни. В том числе дети: Илюша был болен "грудкой", а мальчики, дразнившие его, бросили Илюше камень в грудь и тоже причастны к его смерти.
Но по Достоевскому же все за все отвечают. Центральная сцена романа - разговора Ивана с братом Алешей о слезинке ребенка. Его в нашей школьной традиции принято сводить к тезису о счастье человечества ценой мучений одного ребенка.
Но в первую очередь он о том, можно ли прощать детские страдания. Что сделать с генералом, затравившем восьмилетнего ребенка собаками на глазах у матери? Алеша твердо отвечает: "Расстрелять!" Об этом диалог. О том, что ни у кого нет права прощать мучения ребенка, никто не вправе, даже мать
Достоевский много и очень ясно писал о недопустимости наказания, истязания детей. Еще со времен каторги, где он близко сошелся с народом и увидел размах мучений, которым родители подвергают своих детей, он писал о детских наказаниях. Достоевский к концу жизни стал ходить на судебные заседания, где судили родителей-истязателей, он читал судебные хроники и архивы. Значительная часть его "Дневника писателя" была посвящена священной неприкосновенности ребенка.
И когда я писала два года назад, после дела Дмитриева, предостережение всем, кто в деле отметился, "Мы страна достоевская", имела в виду именно это. Единицы дочитали "Братьев Карамазовых" и что-то поняли. "Дневник писателя" не читал почти никто. Но все знают, что детские страдания прощать нельзя.
В пользу того, что мучения и смерть Илюши были для Достоевского едва ли не главной темой, говорит одно наблюдение. Я нигде его не встречала, так как читала мало литературоведческих работ о романе. Сейчас, перечитывая книгу, я заметила: единственный раз, когда Достоевский срывается с позиции отстраненного повествователя-очевидца и вдруг попадает в голову к персонажу, в его эмоции - это Коля Красоткин после разговора с Алешей Карамазовым. Это могло быть, конечно, редакторской ошибкой: самого Достоевского (он был болен, когда писал роман, текст почти не вычитан) или издательства.
А могло быть неосознанным или даже сознательным прорывом автора именно в этом персонаже: умном Коле, который и сочувствует, и при этом проявляет удивительную черствость, когда решает придержать собаку Жучку у себя,
натренировать ее, назвать Перезвоном, вместо того чтобы сразу отвести ее к Илюше, ведь Илюша умирает, считая, что убил Жучку булавкой. Коля знает, что капитан Снегирев бегает по городу в поисках Жучки, чтобы предъявить ее Илюше, доказать, что он не убил, не повинен, не должен за Жучку умирать.
И вот в этом-то Коле прорывается Достоевский. Только здесь, в минуту, когда Коля Красоткин остается один после встречи с Алешей и перед походом к Илюше, вдруг трескается стройный повествовательный лад, автор сбивается и начинает говорить сквозь Колю, сознанием Коли.
Достоевский был, вероятно, самым "мастеровитым" повествователем в мире, он как раз не делал таких ошибок. Человек набело писал сложнейшие художественные тексты с несколькими помещенными в них реальностями и никогда не сбивался даже в письмах и дневниках. Почему же мы должны считать, что именно на Коле Красоткине он сбился, да еще - в столь важной для него детской теме?
Много ходило разных версий. Большие литературоведы всегда очень осторожно относились к поискам Достоевского в его персонажах, зная, что Достоевского там нет, что он был умнее и писал не о себе. Однако всякая околонаучная публика очень любила и любит рассуждать, где же в "Братьях Карамазовых" сам автор. Писали о том, что он вывел себя в Федоре Павловиче - ведь почти Михайлович же! И о том, что вывел себя в Смердякове, у него же падучая! Писали, что Достоевский это Митя, такой же страстный.
Но в реальности во всем романе Достоевский прорвался ровно на полминуты в мальчике Коле Красоткине. И больше ни в ком.
Что бы это могло означать? Коля умен, деликатен, он сопереживает и знает, что такое достоинство. Но и Коля убил, задержавшись с Жучкой. А если Достоевский в Коле, то и Достоевский убил...
Это полностью сопрягается с его "Дневником писателя", где он много и с жаром писал о том, что в детских слезах виноваты все.
Поэтому смерть Илюши он не мог считать ничьей и не отвеченной. За смерть Илюши должны были ответить все. Смердяков ответил не только за убийство Федора Михайловича, но и за Илюшу.
И Митя Карамазов - тоже. Митя в конце говорит, что принимает страдания просто так. И Алеша твердит, что Митя принимает невинную муку. И тем Алеша тоже разделяет вину. Потому что знает: Илюшу убил Митя. Алеша сам потом пойдет мальчика хоронить. Но он не считает Митю виноватым, но объявляет его безвинным, братская любовь застит ему глаза.
Последняя глава романа называется "Судебная ошибка". Присяжные мужички "постояли за себя", то есть, отомстили Мите за бесчестия и дебоши, творимые в городе. Осудили его по репутации, а не за дело. Но ошибка ли, что Митя едет на каторгу? И честен ли Алеша с Иваном, желая Мите бежать? Ведь Митя убил Илюшу. И Алеша, зная это, идет на похороны ребенка, собирает детей у камня, чтобы вести их в какое-то светлое будущее. Но куда он их может увести, если без раздумий готов спасти брата от ответственности? Пускай он не убивал отца, но он убил Илюшу. Алеша все знает и не согласен на справедливые мучения Мити. Алеша хочет, чтобы все сложилось несправедливо и смерть Илюши осталась неотмщенной и не отвеченной. И дети, которые бросили Илюше в грудь камень, тоже не ответили.
Вот об этом финал романа.