Совершенно верно, уважаемый читатель, Вы угадали! Речь в обзоре пойдёт о знаменитом холсте Михаила Александровича Врубеля "Царевна Лебедь".
Именно "Царевна-Лебедь" представляла Михаила Александровича на прошедшей в Третьяковской галерее выставке. Именно эту работу часто выбирают искусствоведы для обложки изданий, посвящённых творчеству художника.
Что мы знаем об этой картине?
Что мы знаем о картине "Царевна-Лебедь"?
- Считается, что Михаил Александрович написал портрет своей супруги,. Мы знаем что мастер показал певицу Надежду Ивановну Забелу-Врубель в образе сказочной героини из оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова.
- Забела-Врубель исполняла партию царевны-лебедь в оперной постановке "Сказка о царе Салтане". Римский-Корсаков приурочил создание оперы к столетнему юбилею Александра Сергеевича Пушкина.
- Принято считать, что Врубель вдохновился оперой и создал своё потрясающее полотно.
Всё вышеизложенное не совсем верно. Разбираемся по порядку.
Художник и композитор
Ни в коем случае нельзя утверждать, что опера по сказке Пушкина вдохновила Врубеля на создание полотна "Царевна-Лебедь" . Дело в том, что Михаил Александрович написал картину за полгода до премьеры оперы на сцене.
Да, мастер слышал музыку из оперы. Забела репетировала свою партию. Более того, Николай Андреевич Римский-Корсаков посылал Надежде Ивановне музыкальные фрагменты. Но факт остаётся фактом - сначала публика увидела картину, затем - оперу.
Также сохранились воспоминания о том, что Римского-Корсакова очень интересовала работа Врубеля над полотном "Царевна-Лебедь". Он неоднократно спрашивал у Надежды Ивановны, как продвигается создание картины.
Полотно и опера
Нельзя утверждать наверняка, что на композитора повлиял образ, созданный художником. Во всяком случае, можно говорить о взаимном влиянии. Музыка вдохновляла мастера кисти. Полотно повлияло на музыкальный образ, созданный композитором.
Забела или Прахова?
Почему мы так уверены, что "Царевна-Лебедь" - это портрет Надежды Забелы-Врубель? Михаил Александрович никогда не называл эту картину портретом жены. Несомненное сходство есть. Смотрим на образ Царевны-Лебедь.
Теперь - лицо Забелы на портрете 1898 года.
Наконец, взгляните на портрет Эмилии Праховой, в которую Врубель был без ума влюблён, когда работал в Киеве.
А теперь коллаж.
Слева - Надежда Забела-Врубель. В центре - Царевна-Лебедь. Справа - Эмилия Прахова.
Так на кого больше похожа Царевна-Лебедь? В каком образе больше сходства?
Царевна или Лебедь?
Боюсь заблудиться в болотных дебрях или утонуть в море-окияне, если начну философствовать по поводу метаморфоз Врубеля. Мастер изобразил сказочную царевну, которая вот-вот сбросит оперение и предстанет перед нами волшебной Девой неземной красотой.
А может ли быть наоборот? Возможно, что дева-птица на мгновение показалась перед нами... Мелькнула сказочным образом и сейчас уйдёт, растворится в волнах, уплывёт за горизонт и оставит нас гадать, а была ли она вообще?
Творчество Михаила Врубеля по сей день не перестаёт волновать публику. От лучших полотен художника исходит ощущение, что картина живет, дышит, существует самостоятельно. И есть ли разница, кто изображён на картине? И кто первый создал образ сказочной героини? Главное - был Врубель. И есть его удивительная Царевна-Лебедь.
О Михаиле Врубеле
О творчестве Михаила Александровича Врубеля на канале есть несколько публикаций. Статья "Лица. Выставка Врубеля" - обзор нескольких полотен, представленных на вышеупомянутой выставке.
Также я сделала и озвучила два ролика о знаменитых картинах мастера - "Шестикрылый серафим"
и "Принцесса Грёза".
Полная версия статьи о полотне "Царевна-Лебедь" опубликована на нашем сайте.
Пожалуйста, не уходите без лайка! Я даже осмелюсь попросить отзыв. Ничего не стоит так дёшево и не ценится в дзене так дорого, как доброжелательный отзыв. Ну, или просто улыбочка! :)