Год назад, в процессе изучения испанского языка и Колумбийской моды я наткнулась на видео с показа новой коллекции Колумбийского дизайнера Диего Гуанизо. Его дефиле дало мне понять, что мода в Колумбии не просто есть, она красива, вкусна и самобытна.
В одной из его работ я увидела прекрасную, легкую и подвижную вышивку в технике аппликации тканью по ткани. Это была белая блуза ручной работы для капсулы "Mira de nuevo con amor".
Вышивку исполняли мастерицы Адриана Гомес и ее мама Мария Эльси Гусман. Мотивами для вышивки послужили пейзажей колумбийских костумбристов.
Костумбризм (исп. costumbrismo, от costumbre — нрав, обычай) — направление в литературе и изобразительном искусстве Испании и Латинской Америки XIX и начала XX столетия. Характеризуется особым интересом к народным типам, национальному колориту, а также стремлением к почти документальному описанию природы и быта простых людей.
Мне понравилось, что Диего уделил внимание этой технике вышивки, направил свое вдохновение в историю. Увидел сам и показал людям красоту ручной работы, почувствовал объем и фактуру древнего ремесла.
Настолько древнего, как только можно себе представить.
Эта работа вдохновила меня на изучение истории аппликации и конечно заставила меня попробовать эту технику лично. Но о пробах позже..
Много лет назад, во время моего путешествия по прекрасному русскому городу Владимиру, меня поразил невероятный факт. Оказывается на территории современной России наши древние предки шили и украшали свою одежду вышивкой еще в эпоху палеолита. Во Владимирской области были найдены стоянки древних людей приблизительный возраст которых 25-30 тысяч лет.
Дети и взрослые в тех захоронениях были одеты в одежду из меха украшенную большим количеством бусин из бивней мамонта тонкой работы. В некоторых из них было найдено более 10 тысяч бусин.
На стоянках были найдены иглы с отверстиями для нитей. Это говорит о том, что древний человек умел шить одежду и украшать ее, и делал это не только для тепла, что было без сомнения важно в суровых условиях, но и собственного удовольствия, подчеркивая свой статус и культурный уровень.
О мастерстве древних швей говорят и артефакты найденные археологами на территории Сибири.
«Появление иголок с миниатюрными ушками, оснащенными нитью диаметром один-два миллиметра, позволило создавать качественную одежду с очень мелким швом, легкую, тонкую, теплую и долговечную», — отмечает младший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН Наталья Евгеньевна Белоусова. Такие иглы датируются 40-20 тысячелетиями.
Сибирь вообще очень богата на подобные находки. И к слову о "связи времен" России и Колумбии , как раз в эти времена с территории современной Сибири на территорию Америки переселялись предки сегодняшнего коренного население Америки. Это выяснили наши археологи совместно с зарубежными генетиками. Изучив геномы современных людей и геномы останков из древних захоронений.
Без сомнения, наши предки принесли с собой не только генетический код, но и практические навыки и культурное наследие.
Прямым свидетельством использования древними народами вышивок в технике аппликации, по ткани, по коже, войлоку и меху служат артефакты найденные в Пазырских курганах расположенных на территории Горного Алтая.
Благодаря вечной мерзлоте в захоронениях древних скифских вождей за 2500 лет сохранилось не только золото, но и изделия из дерева, кожи, меха, сохранилась одежда из ткани, аксессуары из кожи, войлочные ковры одежда из кожи и меха, и даже шелковые ткани.
Все изделия богато украшены изысканными аппликациями и вышивками в разных техниках. Сюжетами для вышивок становились сцены охоты и битв сказочных и реальных животных: тигров, ирбисов, лосей оленей горных козлов, часто использовалось изображение птиц и сказочных грифонов. На женских изделиях в основном изображались растительные сюжеты, часто использовалось изображение цветка лотоса. Использовался и сложный графический орнамент.
Все это говорит о том, что наши предки обладали высоким художественным вкусом и мастерством .
Больше, чем качество работ Пазырских мастеров, меня поразили и тела самих скифов. То что раньше я считала не характерным для людей нашей местности.
Их тела были покрыты прижизненными татуировками, причем очень красивыми и искусно выполненными. На татуировках изображались животные, сказочные существа, сюжеты охоты и битв.
Еще одной особенностью наших предков, ранее для меня не известной, было то, что для них была характерна одна вредная привычка.
В Пазырских курганах были найдены семена конопли и устройства для курения гашиша, предназначенные не только для погребального окуривания, но и для использования в быту, то есть для курения.
Скажу честно, татуировки и гашиш для меня стали полнейшей неожиданностью.
И именно поэтому, одну из таких татуировок я и решила взять для основы своей вышивки.
Это изображение охоты грифона- тигра на горного козла. Наносить вышивку я буду на кокетку спинки женской льняной блузы.
Блуза этого типа, только к ней прибавится воротник бант, и украшенная вышивкой кокетка спинки.
Это будут два изображения зеркально друг к другу.
Я попытаюсь повторить технику вышивки как на блузе Диего Гуарнизо, тканью по ткани в одном цвете с аккуратными подогнутыми краями. Также немного добавлю тамбурного шва и вышивки гладью.
Готовое изделие и видео по его созданию я представлю вам позднее, а пока я выражаю благодарность за бесценную информацию Владимирскому историческому музею и профессору Руденко за его очерк Сокровища Пазырских курганов. Новосибирским Владимирским и всем Российским археологам за их исследования. Порталу «Научная Россия» за публикации статей на эту тему (https://scientificrussia.ru/) Порталу "Дед Алтай" на публикацию очерка!
А за вдохновение спасибо Диего Гуарнизо и его мастерицам.
С большим уважением к Вам, Елена Р.