О харассменте в советское время говорить было не принято. Но было бы наивно предполагать, что советских актрис минула участь домогательств со стороны режиссёров и чиновников от кино. Кому-то везло, и их отказ не влёк за собой последствий, а кому-то стоили карьеры. По вине режиссёров эти актрисы не смогли реализовать и десятую долю своего потенциала в кино. Недавно мы писали об актрисах – жертвах режиссера Иване Пырьева – Харви Вайнштейн советского времени. Кто еще из режиссеров пользовался своим положением?
Елена Антоненко
Актриса неоднократно сталкивалась с непристойными предложениями от разных известных и влиятельных мужчин. Она была утверждена на главную роль в фильме Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь». Но, отвергнув приставания режиссера, Антоненко ее лишилась.
Она считала Олега Табакова своим наставником. Но тот, в бытность свою директором театра, уволил Елену Антоненко. Когда актриса, совершенно раздавленная, нашла в себе силы для того, чтобы попросить встречи с ним, Табаков, приняв Антоненко в своем кабинете, сделал ей непристойное предложение.
Елена должна была приступить к съемкам в фильме «Наше призвание», но режиссер Геннадий Полока начал делать недвусмысленные намеки, а получив отказ, прямо во время съемок попросил Елену отдать костюм другой актрисе...
Евгения Филонова и Борис Голубовский
Филонова считалась одной из самых красивых советских актрис, однако ее биография насчитывает всего пять картин, в одной из которых — «Снегурочке» — она сыграла главную роль.
За девушкой ухаживал режиссер Театра им. Гоголя Борис Голубовский. О том, что взамен на роли он требует от актрис благодарности в виде определённых услуг, знала вся театральная Москва. Замужняя Филонова предсказуемо отвергла домогательства режиссера. Голубовский разозлился настолько, что уволил актрису. Евгении удалось восстановиться в театре после того, как она написала жалобу в вышестоящие инстанции, но заметных работ в творчестве артистки больше не было — ни в театре, ни в кино.
Наталья Кустинская и Юрий Чулюкин
Режиссер влюбился в актрису с первого взгляда. Он пригласил ее в свой фильм «Три плюс два» и позвал замуж. Однако Чулюкин оказался настолько ревнив, что в дальнейшем отказывался утверждать жену в своих проектах, а другие режиссеры, наслышанные о его характере, тоже не спешили предлагать работу Кустинской. Поняв, что из-за любимого человека лишилась карьеры, актриса подала на развод, но вернуться в первую обойму ей уже не удалось.
Наталья Варлей и Леонид Гайдай
О вполне ясных намеках со стороны прославленного режиссера Наталья Варлей рассказала в своих мемуарах. Во время съемок «Кавказской пленницы» группа отмечала день рождения Александра Демьяненко. По окончании вечеринки Варлей шла в свой номер в сопровождении Гайдая, который вместе с супругой, Ниной Гребешковой, занимал соседний. Однако Леонид Иович проследовал в номер Натальи и попытался ее поцеловать. Актриса смогла выставить его за дверь, а «в наказание» режиссер лишил ее голоса — роль Нины переозвучила Надежда Румянцева, а песню о медведях спела Аида Ведищева, хотя никакой необходимости в этом не было. Светлана Светличная поддержала коллегу и сказала, что внимание к ней режиссера Леонида Гайдая на съемках иногда было излишним.
Елена Майорова и Олег Ефремов
В начале 1980-х Елена Майорова поступила во МХАТ к Олегу Ефремову и переиграла в этом театре множество ярких ролей. Ефремов ее буквально боготворил, а потом... влюбился и в 1986 году сделал ей официальное предложение руки и сердца. Но Майорова Ефремову отказала, чем потрясла его до глубины души. Очевидцы рассказывали, что поначалу он возненавидел Елену и вымещал свой гнев на репетициях – срывался, ругался на чём свет стоит, но потом постепенно остыл.
Знали ли вы, что проблема харассмента была актуальна и для советского времени?