Поедательницей (по другой версии — повелительницей) тонкой травы ее назвали бразильские индейцы тупи. Тупи ассимилировались до почти полного исчезновения, умер и их язык. Но одно слово мертвого языка тупи и сегодня живее всех живых, и слово это — «капибара».
Капибара, она же водосвинка, или Hydrochoerus hydrochaeris из семейства свинковых,— это кузина обыкновенной морской свинки, только гипертрофированная: даже весьма упитанная морская свинка весит полтора-два килограмма, а капибара легко перешагивает через 60 кг и становится самым большим из ныне живущих грызунов.
Первым делом спешу успокоить людей, экологически мыслящих: капибаре в глобальном смысле ничто не угрожает — то есть она не исчезающая. Однако в природе ей как раз угрожает многое, недаром, став домашней, она живет чуть ли не вдвое дольше чем на воле, то есть лет двенадцать. А в родных америках вкусную толстенькую водосвинку с удовольствием едят ягуары, анаконды, кайманы, дикие собаки, оцелоты и аборигены. Было дело, любили ее и католики, ведь несколько сотен лет назад в их церкви капибара была сочтена постной, потому что она рыба.
На самом деле капибара — грызун, склонный к полуводному образу жизни. И это немедленно делает ее сложным домашним питомцем:
заводить капибару имеет право только тот, кто способен обеспечить ее личным бассейном, причем не каким-то корытцем, а солидным гидротехническим сооружением, в котором можно не только стоять, но еще и плавать и нырять.
Еще водосвинке надо обустроить вольер, не только весьма просторный — к жизни в клетке свободолюбивая капибара совершенно не приспособлена,— но еще и настолько теплый и влажный, что его скорее стоило бы называть оранжереей.
Аппетит у капибары неплохой, еда — ее любимое занятие. А счастье, по ее мнению,— это стоять по горло в теплой воде и что-нибудь жевать. На воле она жует траву, водоросли, различные коренья, клубни, доступные плоды. Ну а превратившись в домашнего питомца, будет есть примерно то же самое, то есть траву, сено, овощи, фрукты плюс недоступный в дикой природе готовый корм — кошачий, собачий или специальный, для грызунов.
В общем, прокормить капибару — дело нехитрое. И недорогое. Да и сама капибара при всей своей экзотичности не сказать чтоб запредельно дорога — ее можно купить примерно за пару тысяч долларов. А это ничто, особенно по сравнению с расходами на устройство вольера с бассейном.
Капибара — это примерно метр-полтора в длину, 50–60 сантиметров в высоту и 30–60 килограммов весом, причем, на радость феминисткам, самки крупнее самцов. Фигурой капибара смахивает на поросенка — она кругленькая и толстенькая, поэтому как-то ожидаешь увидеть у нее на ногах копытца. Еще у капибары есть жесткая и будто взлохмаченная рыжевато-серо-бурая шубка, смешные закругленные ушки на макушке и сдвинутые к этим ушкам глаза.
Главное в капибаре — ее практически квадратная физиономия и непередаваемое выражение лица. Ее небольшие, широко расставленные глаза словно навеки прищурились в легком презрении, а к ее физиономии приклеено чуть высокомерное, но в целом благожелательное выражение. Но по сути своей наш царственный гигант — флегматичное существо с чрезвычайно дружелюбным нравом. К тому же весьма компанейское: в природе водосвинки живут коллективом, поэтому в любых условиях они прямо мечтают обзавестись друзьями. В друзья годится практически кто угодно: капибара обычно охотно обнимается с кошками, как умеет, играет с собаками и вовсю нежничает с людьми.
Грызуны вообще-то не считаются титанами мысли, но на зов ваша водосвинка придет. И к туалету, скорее всего, приучится — владельцы капибар уверяют, что если поставить в определенное место емкость с водой, опрятная водосвинка мигом смекнет, что к чему, так что вам останется только своевременно эту воду менять. Разумеется, свое обеденное место водосвинка запоминает моментально. Так же непринужденно капибара учится ходить на поводке, так что вы сможете гулять с ней не хуже, чем с собакой, но только в теплую погоду, она ведь тропиканка.
А еще капибара умеет лаять. Но тявкает она лишь в минуты волнения и душевных потрясений, которые случаются у нее не так уж и часто, потому что водосвинка — это само спокойствие.
Она такая кроткая и славная, что в ее присутствии неудобно ссориться, повышать голос, мечтать о мировом господстве и просто пребывать в дурном расположении духа. Капибара мигом всех утешит, развеселит и осчастливит, потому что она милая, нелепая и смешная.
Больше об особенностях водосвинок, читайте на странице «КоммерсантЪ-Weekend».
Ольга Волкова