Найти тему

Как работает пропагандистский метод «неизвестного героя», разбираем по частям

Если ранее вы не натыкались на известный текст журналиста Владимира Яковлева о методах пропаганды, то я вам завидую, ибо у вас впереди интересные минуты жизни. А если уже читали – ну, помните же, про метод «гнилой селёдки», например, то, возможно, пропустили обновлённую версию. К тексту 2015 года в марте 2022 Яковлев добавил рассказ об ещё одном методе. Почему – посмотрите сами и поймёте. Или дочитай этот текст до конца.

Ниже вкратце о «методе неизвестного героя», хотя я бы дал ему другое название, типа «метод воина-освободителя» или «доброго спасителя», по аналогии с «вежливыми людьми».

Один из методов пропаганды, в рассказе автора он идет под номером 4
Один из методов пропаганды, в рассказе автора он идет под номером 4

Итак, суть:

Метод «неизвестного героя» — это один из самых древних и в то же время самых эффективных методов спецпропаганды. Суть его заключается в ложной героизации действий собственных войск.
Любая война жестока, поэтому по умолчанию, вызывает огромное сопротивление человеческой психики.
Единственный способ победить естественное сопротивление человека войне — это создать у него иллюзию борьбы за высокие моральные ценности, за справедливость, за спасение своих, оказавшихся в беде, которые оправдывают жестокость и бесчеловечность происходящего. И вызвать таким образом сильные эмоциональные реакции, позволяющие преодолеть психологическое сопротивление самой идее войны.
Красноярск, 2022
Красноярск, 2022
Именно поэтому не существует армий захватчиков, существуют только армии освободителей. Не существует армий оккупантов, существуют только армии спасителей.
так ныне реагирует читатель на подобные комментарии
так ныне реагирует читатель на подобные комментарии
-4

Автор рассказа упоминает и об использовании пропагандой визуальных символов, которые способны вызывать эмоции и фиксировать их. Свастика, красная звезда, в теперь две буквы латинского алфавита – всё это хорошо дополняет воздействие, создавая нужный эмоциональный заряд у аудитории.

Ростов-на-Дону, март 2022 г
Ростов-на-Дону, март 2022 г

Яковлев резюмирует:

У метода «неизвестного героя» есть поразительная, уникальная особенность. Он использовался снова и снова разными странами в разных войнах в течение столетий, но, несмотря на это, его воздействие не ослабевает. И сегодня этот метод продолжает применяться ровно с той же степенью эффективности.

Целиком обновлённую версию об инструментах пропаганды можно как прочитать в статье на Инсайдере, так и посмотреть на канале автора «Яковлев по понедельникам», ставлю ссылку именно на этот фрагмент рассказа. Там нет никаких криков и размахивания руками, как мы привыкли, нет. Автор повествует спокойно, даже вкрадчиво, что тоже завораживает – видно, человека действительно хорошо научили (по его признанию, ещё на журфаке) разным методам воздействия на слушателя.

*Владимир Яковлев – журналист, писатель, основатель ИД «Коммерсантъ», автор проекта «Сноб» и других.