Студенческие годы. Часть одиннадцатая.
Студенческая жизнь била ключом, но не по голове, как сейчас с улыбочкой добавили бы остряки. Всего нам хватало и забот, и проблем, и удовольствий, и свободы. Сейчас все тарахтят, что в те времена кого-то ущемляли, кому-то зажимали рты. Может быть, где-то очень высоко и далеко. А мои сверстники жили очень весело, беззаботно и дружно. Мода была на хиппи. Волосы носили длинные, джинсы и жилетки с бахромой. гитары, фенечки на руках. Никто за это никого не гнобил. В нашем кафе "Эврика" переодически собирался дискуссионный клуб во главе с продвинутым лектором по фамилии Феертаг. Сидели и на стульях, и на подоконниках, и на полу. Обсуждали в основном современную музыку, слушали диски и местных рок музыкантов. На одной из таких встреч пел даже Высоцкий. Жалко, что я не попала на этот концерт.
А на ступенях Михайловского замка бесплатно, без пригласительных билетов выступала студенческая группа Аквариум. Никто им не мешал, только аплодировали.
Смотришь сейчас, как наши любимые барды строят из себя борцов с режимом, смешно делается. Да, не всем хватало модной одежды, дисков с зарубежной музыкой. Но, кому было очень нужно, те всё это доставали и себе, и на продажу втридорога. А сейчас эти фарцовщики изображают из себя героев. Да, рисковали они, торгуя из под полы. Так ведь не за идею они рисковали, а за длинный рубль, обманывая своих же товарищей.
Купишь, бывало, с рук вещь, принесешь домой, а там дырка от бублика. Такие они были эти герои.
У младшего Тодоровского есть фильм "Стиляги". Без непечатных слов смотреть невозможно на эти серые костюмы студентов в аудиториях, на протаскиваемые идеи, что стиляги были, прямо-таки, мучениками в борьбе за светлое демократическое будущее, апостолами какими-то. А Валерий Тодоровский решил, что всем память отшибло, никто не помнит, как мы одевались, как скакали под "Битлз", "Роллингстоун" и т.п. чуть не до утра на танцах в общежитии. В шестидесятые я была ещё маленькая, но семидесятые и восьмидесятые очень хорошо помню. Свободы было выше крыши. Показывали постоянно любимые фильмы: и "Золото Макенны" с Грегори Пеком и с Омаром Шарифом, и "В джазе только девушки" с Мэрилин Монро, "Смешная девчонка" с Барбарой Страйзенд. Да, все фильмы с Аленом Делоном, Бельмондо, Пьером Ришаром и другими мы видели в год их выпуска. Один "Фантомас" чего стоит! Никто их не запрещал. А сейчас придумали, что алкаш Боря Ельцин свободу нам дал. Ага, свободу воровать и обдуривать население. Я его физиономию пропитую и голос, как у несмазанной телеги, без зубной боли ни видеть, ни слышать не могла. Как можно было за такого проходимца голосовать?
С настоящим диссидентом мне пришлось столкнуться. В кинотеатре "Великан" шел фильм "Золото Маненны".
Очередь за билетами километровая. Мы с Олей решили схитрить. Выбрали в очереди поближе к кассе невзрачного мужичка, подошли к нему лисоньками и попросили купить билеты. Он не отказался. Места у нас, разумеется, были рядом. Познакомились. Он представился Славой Долининым, инженером из Гипрошахт. После фильма он проводил нас до метро. По дороге очень интересно рассказывал о религиозных обрядах, о различиях в разных конфессиях христианства, о том, в какие храмы он может нас сводить на экскурсию. Мы с Олей обрадовались. Договорились на выходной сходить в синагогу. Дождавшись назначенного времени, купили по пути в Гостином дворе платок, разрезали по диагонали, сделав косынки, чтобы покрыть в иудаистком храме головы.
В синагоге ничего интересного не увидели. Голые стены. В центре ниша в которой лежали священные книги, вернее свитки, иудеев: Тора, Талмуд. Только их не было видно за занавеской. В низу помещения, когда шла служба, молились мужчины. Для женщин предназначался второй ярус. Красивыми были только окна с витражами. Ну ещё орнамент под потолком по всему периметру. Ничего, наверное, не должно было отвлекать молящихся.
Мы собирались с этим Славой сходить и в мечеть, но не получилось. Зато были у него дома. Он нас заманил, обещая показать альбомы с репродукциями. Помню, как мы сидели с Олей на диване, листая шикарный альбом и рассматривая репродукции с картин Модильяни, слушали рассказ о нем. На полу вдоль стен были уложены штабелями пачки газет, запечатанные в полиэтилен. Не поверите, что это были за газеты! Я прочитала на верхней: ИСКРА. На другой пачке - ПРАВДА за тридцать какой-то год. А на стеллажах стояли собрания сочинений Маркса, Энгельса, Сталина, Ленина и даже Брежнева. Я спросила, зачем это ему? А он ответил: "Вот запретят эти книги. А у меня они есть!" Я ничего не поняла тогда. На прощанье он дал нам почитать книгу "Тля" о художниках, как "издевались" над импрессионистами в нашей стране. Прочитав ее, я сначала возмущалась, сочувствовала героям книги. А потом стала замечать, что его слова, как яд, отравляют мое сознание. Мы с Олей решили больше не иметь с ним ничего общего. Отдали ему книжку и распрощались.
Как-то вызывает меня на вахту Слава. Думала - мой будущий муж. Спускаюсь в лифте и, не выходя из него, вижу: стоит наш диссидент. Я уехала вверх, не показавшись.
Через много лет мы прочитали в Комсомольской правде статью "Последняя песнь Лазаря". Статья была о руководителе НТС( народно трудового союза) запрещённой подрывной организации, финансируемой из-за бугра, Вячеславе Долинине. Его посадили. О, как! Вот это был настоящий диссидент! Как он ловко засорял мозги молодежи, рассказывая о прелестях жизни там, о несправедливостях здесь. Наш Слава, чтобы не отвлекаться по пустякам, уволился из Гипрошахта и работал кочегаром. В котельной и собирались его сподвижники. Там наш Лазарь и спел свою последнюю песнь.
Ещё вспомнила, как наше поколение любило книги! СССР была самая читающая страна во всем мире. За книжками стояли в очередях, ночами стояли. Гордились своими личными библиотеками. И книги стояли не для украшения, они читались. И журналы литературные были нарасхват. Все новинки зарубежных писателей, такие как "Сто лет одиночества" Маркеса, мы читали в журнале "Иностранная литература". Когда переехали в Воркуту, от радости, что в ней не было лимита, выписывали тонны всевозможных изданий. Не буду перечислять
И народ был какой-то бескорыстный, добрый, без калькулятора в голове, подсчитывающего денежные знаки. Спали с открытыми дверями. Доверяли людям.
Так что-то захотелось про все это написать! Я абсолютно не идеализирую время нашей молодости. Были и недостатки, и перекосы. Но, как послушаешь теперешних ораторов про гонения всех подряд, про "застой", уши вянут, честное слово. Кто не согласен, прошу высказаться в комментариях.