Найти тему
Aladdin

Эрмитаж. Анфилада покоев императрицы Марии Александровны

Золотая гостиная.

Интерьер Золотой гостиной по праву считается одним из самых роскошных в Зимнем дворце. Эта гостиная служила частью покоев императрицы Марии Александровны, супруги Александра II – была их главным парадным залом. Стилистически она скомпонована в единый ансамбль с Малахитовой гостиной, принадлежавшей царственной свекрови императрицы Марии, Александре Федоровне. Два этих зала были выполнены одним и тем же архитектором – Александром Брюлловым. Золотая гостиная появилась несколько позже Малахитовой – в 40х годах XIX века.

По изначальному замыслу архитектора, интерьер гостиной не был так богато декорирован золотыми элементами. Напротив: стены и потолочный свод, выложенные белым мрамором, имели довольно строгий вид. Позолотой выделялась только настенная лепнина. Золотой цвет стал доминантой несколько позднее, когда внутреннее убранство зала обновилось по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера. Были вызолочены двери, свод потолка, паркет и мебель. Кроме того, сплошным слоем золота покрылась вся поверхность стен. Торжественный вид гостиной дополняется камином, декорированным мозаичным панно, а также яшмовыми колоннами.

Ежегодно на золотом паркете этого торжественного и роскошного зала устанавливалась рождественская елка, кроме того, здесь проходили все императорские семейные торжества.

В настоящее время в Золотой гостиной экспонируется коллекция предметов искусства резьбы по камню, которую начала собирать еще Екатерина Великая.

Малиновый кабинет.

Малиновый кабинет императрицы Марии Александровны – следует за парадной золотой гостиной, и это уже более приватное помещение в анфиладе покоев императрицы.

Изначально кабинет выглядел совсем иначе, чем теперь. Стены его были оформлены в желто-красных тонах, интерьер дополняли картины и скульптуры. Видное место здесь занимал роскошный письменный стол. именно из-за наличия этого стола зал и стал называться «кабинетом». Фактически же это была обычная гостиная, что подтверждает отсутствие в ней библиотеки. Поскольку в покоях Марии Александровны не было столовой, иногда в Малиновом кабинете накрывались обеды.
Работу над интерьером Малинового кабинета Александр Брюллов закончил в 1841 году, а спустя семнадцать лет концепция внутренней его отделки была изменена архитектором Андреем Штакеншнейдером. В этом виде зал дошел до наших дней.

Марию Александровну часто обвиняли в недостаточной сердечности, невеселом нраве и неспособностью легко приближать к себе людей. Однако, известно, что главными ее пристрастиями были музыка и живопись. Поэтому в декоре описываемого нами зала, прослужившего, кстати, императрице 40 лет, использованы изображения различных музыкальных инструментов. Стены его были украшены картинами, коллекция которых собиралась специально для Марии Александровны. В Малиновом кабинете, кроме прочего, находился рояль, и императрица со своим супругом Александром II играли в 4 руки.

Во многочисленных шкафах у стен экспонируется мейсефский фарфор 17-19 веков.

Красный будуар.

Красный будуар императрицы Марии Александровны – самое восхитительное музейное помещение Зимнего дворца Эрмитажа. Сочетание красного и золотого в интерьере дополняется стилем рококо, как великолепные аккорды дополняют звуковые пассажи и приводят к чудесному звучанию гениальной пьесы. Великолепие завораживает, не давая отвести взгляд. В воображении зрителя возникают образы прекрасных дам и блестящих кавалеров, их роскошных нарядов, всей этой восхитительной атмосферы светских раутов, легких флиртов, полутонов улыбок и томных взглядов, ярко освещенных или таинственно сумрачных комнат, лакеев с тяжелыми подсвечниками, страстей, интриг и любви!

Будуар, как и ее гостиную, оформил Александр Брюллов, но в 1853 году его интерьер был полностью изменен в соответствии с проектом архитектора Гаральда Боссе. Небольшая комната для императрицы напоминает изящную табакерку, украшенную в стиле рококо.

Боссе создал причудливые орнаменты из позолоченного резного дерева и металла. Их обилие, а также зеркала и живописные вставки создают мир грации и капризной изменчивости. Здесь царят хрупкие изгибающиеся ветки растений и завитки раковин, неустойчивые формы и линии.

Позолота эффектно сочетается с шелковой отделкой гранатового цвета стенных панелей, мебели и драпировок на окнах и дверях. Зеркала на стенах и потолке создают бесконечные отражения, что приводит пространство и чувства в состояние зыбкой неопределенности. Все здесь подчеркивает изысканность и богатство хозяйки.