Мидсоммара.
Лето в Швеции короткое. Его наступление чувствуется уже в мае, а настоящий расцвет приходит в июне. За лето нужно многое успеть, пока не наступили холодные сентябрьские ночи и природа не начала увядать. Праздник середины лета, или Мидсоммар (в России он называется Иванов день), — это пора, когда уже вовсю зеленеет молодая свежая листва. В это время стоят самые светлые в году ночи, а на самом севере страны солнце вообще не заходит.
Раньше день летнего солнцестояния, или солнцеворот, праздновался 24 июня, в память Иоанна Крестителя. В 1953 году этот праздник был перенесен на ближайшую к этому дню субботу.
В старом аграрном обществе солнцеворот был праздником поклонения лету и плодородию природы. Поэтому в некоторых местностях люди украшали свои одежды листьями папоротника и наряжались «зелеными человечками». Украшались листьями также дома и хозяйственная утварь, а уже предположительно, в ХVI веке появилась традиция — изначально немецкая — воздвигать высокие, убранные листьями майские шесты и заводить вокруг них хороводы. Мидсоммар отмечался, главным образом, среди молодежи, но был также важным праздником в промышленных районах центральной части Швеции, где работников угощали в этот день сельдью, пивом и крепкими спиртными напитками. Однако статус самого шведского из всех шведских народных праздников Мидсоммар приобрел только в ХХ веке.
Известно, что в странах Европы еще в VI веке было принято зажигать костры на праздник солнцеворота. В Швеции эта традиция была наиболее распространена в южных провинциях. В этот день молодые люди забавлялись играми и танцами, или отправлялась к святым источникам попить целебной воды. Это делалось в память того, как Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа в водах реки Иордан.
Считалось, что ночь на Мидсоммар — самая светлая в году — обладала магическими силами и более всего подходила для гаданий и пророчеств. Девушки, например, ели соленую кашу (или «сонную кашу») в надежде, что во сне суженый принесет им воды. Гадали также над родниками, чтобы в отражении воды увидеть будущего супруга.
Существовало также поверье, что в ночь на Мидсоммар падающий лунный свет помогает отыскать клад. Раскапывая клад, нельзя было ни говорить, ни смеяться при виде всяких забавных и обманчивых видений, которые могли возникнуть перед глазами, например, в виде хромой курицы, которая тащит на себе огромный воз сена. Если, несмотря на все испытания, удавалось сохранить молчание — значит, клад был обеспечен.
Считалось, что в эту ночь родниковая вода превращается в вино, папоротник — в цветок, и многие растения приобретают целебную силу.
На жизнь шведов очень влияет ритм природы. Мидсоммар совпадает для многих с началом пятинедельного летнего отпуска, и всем не терпится поскорее к нему приступить. Этот праздник обычно справляют на природе — так уж повелось — и, уже за день до его наступления, города пустеют, жизнь как будто замирает, а улицы становятся совершенно пустынными.
На дорогах тем временем выстраиваются километровые автомобильные очереди: люди спешат поскорее добраться до конечной точки назначения, где их ожидают родственники, друзья и зеленеющие березки.
Мидсоммар — это время больших семейных сборищ, и, если говорить откровенно, многие шведы стараются за эти дни в полной мере выполнить свои обязательства перед родственниками, чтобы потом иметь возможность спокойно провести остаток своего отпуска. Нередко на празднование Мидсоммара съезжается вся родня, от мала до велика.
Шведы любят порядок, так что канун праздника середины лета (Midsommarafton) всегда выпадает на пятницу. Этот день часто начинают со сбора цветов, из которых потом плетут венки для майского шеста, традиционного атрибута этого праздника. Майский шест устанавливается где-нибудь на открытой площадке и вокруг него заводятся традиционные хороводы и игры — все это к большому удовольствию детей, а порой и взрослых. Молодежь предпочитает в это время держаться в стороне, в ожидании вечера.
Типичное для Праздника середины лета блюдо — это пряная сельдь «матье» с отварной молодой картошкой, укропом, сметаной и красным луком. Затем подается какое-нибудь из блюд гриль — свиные ребрышки или лососина. На десерт — первая клубника со сливками. Из напитков присутствует холодное пиво, а также шнапс или водка, желательно настоянная на травах и пряностях. Под каждую рюмку заводится новая песня. Шведы любят застольные песни, и чем они задиристее — тем лучше.
Мидсоммар окрашен некоторой долей ностальгии, и в глубине своей национальной души шведы трогательно единогласны в том, как этот праздник следует отмечать. Поэтому после ужина — как это бывало и в прежние времена — многих тянет потанцевать. Желательно где-нибудь на берегу озера, в окружении березок, когда на землю медленно опускается вечерний туман, а звуки музыки, доносящиеся с танцплощадки, эхом отдаются где-то далеко в горах на другом берегу озера.
Возвращаясь домой, девушки, согласно древнему поверью, должны были собрать семь сортов цветов и положить их под подушку. Считалось, что тогда им во сне явится суженый.
Иванова ночь, канун праздника Мидсоммар, считается, по народному преданию, волшебной ночью под знаком любви. До какой-то степени, она осталась таковой и для наших современников: в эту ночь, самую короткую в году, шведы подвергают испытанию свои отношения. Под парами алкоголя выходит наружу правда, а это может привести как браку, так и к разводу. Мидсоммар, как и Троица, являются очень популярными праздниками для венчаний и крестин. Несмотря на то, что шведы не самые усердные прихожане, именно эти церемонии чаще всего проходят под звуки псалмов где-нибудь в сельской церкви, украшенной свежими цветами и зеленой листвой.
Юханнус
Иванов день, по-фински Juhannus («Юханнус»), – по-настоящему финский праздник. Это праздник летнего солнцестояния – время тепла и пробуждения жизни. Лето в Финляндии короткое, поэтому жители этой северной страны с нетерпением ждут Иванова дня, и с него обычно начинают свой отпуск. Юханнус отмечается в субботу, выпадающую между 20 и 26 числами июня, кроме того, это еще и День национального флага страны.
Юханнус призывает увидеть в обычном прекрасное, и его принято проводить на природе. Дача, цветы, костер и баня по-чёрному – это и есть волшебные инструменты слияния с таинствами финского лета.
Взрослые, молодёжь и семьи с детьми по-разному проводят самую короткую ночь года. Семьи обычно ездят на дачу, где собираются большой компанией, несколько поколений вместе. А подростки старше 15 лет, не желающие уже проводить праздник с родителями, часто ездят на фестивали под открытым небом.
А если остаться в городе, то там царит совершенно специфическая атмосфера. В Хельсинки самым известным местом традиционного празднования Юханнуса всей семьей является остров Сеурасаари, где публика танцует, поет, участвует в финских народных потешных играх, разжигается несколько огромных костров, по-фински «кокко». Среди молодежи популярностью пользуется остров Пихлаясаари.
На Юханнус мало спят и много едят. Праздничный стол украшает молодой картофель, сельдь, мясо, сосиски и овощи, приготовленные на гриле. Пьют на Юханнус больше обычного, и, думается, вот почему: в прежние времена, по поверью, обильное испитие алкоголя на Иванов день приносило хороший урожай.
Истоки праздника
У древних народов Северной Европы существовал языческий ритуальный праздник, связанный с природным явлением – летним солнцестоянием, когда солнце лишь на мгновение опускается за горизонт. Люди поклонялись Солнцу и Земле, совершали обряды, чтобы притянуть тем самым хороший урожай, недюжинное здоровье и всяческое благополучие в дом.
По преданию, самая короткая ночь в году считалась бесовской, и отпугнуть всяческую нечисть можно было только громким шумом и огнём. Народ надевал нарядную одежду и собирался вокруг костра. А старики, глядя на костёр, предсказывали, каким будет продолжение лета и осенний урожай.
Издавна в этот день спускали на воду суда. Вода в это время года была уже довольно тёплой, поэтому в Иванов день открывался купальный сезон, и происходили массовые заплывы людей.
В языческой Финляндии этот праздник назывался в честь Бога Огня – «Укон юхла» (Ukon juhla), a современное название Иваного дня Юханнус (Juhannus) – устаревшая форма произношения имени Иоанна Крестителя.
Юханнус считается так же благоприятным временем для нахождения своей второй половинки. В старину большинство обрядов было связано с поисками будущего мужа: девушки собирали в лесу семь видов трав и, положив их под подушку, просили суженого явиться во сне.
В народе Иванов день так же называли Иоанном Травником. Много столетий назад лесные цветы, травы и ветки берёзы вывешивали гирляндами по комнатам, чтобы сильный и здоровый дух леса охранял от болезней всё живое в домах
Предания преданиями, но большинство финнов до сих пор верят, что если в ночь на Иванов день искупаться в росе, то непременно сбудутся самые заветные мечты.
Лита
У неоязычников, придерживающихся германо-скандинавских традиций, а также виккан, праздник летнего солнцестояния носит имя «лита» (англ. Litha). Данное название — часть реконструированного германского календаря, происходящая от англо-саксонских названий месяцев (ǣrra līþa — июнь, буквально «ранняя лита» и æfterra līþa — июль, буквально «поздняя лита»)
Лита с англосаксонского наречия переводится как «самый длинный день в году». У кельтских народов Британии само время праздника Летнего солнцестояния говорит о его прошлой связи с культом солнца. Потому и основные обряды и ритуалы сходны с таким же комплексом обрядов дня зимнего солнцестояния.
У кельтов с обоими днями связано много поверий о якобы особенно могущественной в ночь на дни солнцестояний нечистой силе. Центральное место в праздновании этих дней занимают различные формы ритуальных огней.
Большую роль в обрядах, приуроченных к этим двум датам, играет зелень — зеленые ветки, цветы, даже деревья, в некоторых обрядах зимнего и летнего праздника имеются мотивы брака, семейного благополучия.
Связь с культом солнца имел и распространенный среди шотландцев обычай катать с гор или крутых обрывов рек колеса, обвитые соломой и зажженные. Иногда при этом гадали: если колесо горело все время, пока катилось, то считали, что урожай будет хорошим.
По представлениям кельтов, таинственное магическое значение в этот период полного расцвета всей природы имел и папоротник: в полночь он будто бы расцветал на короткое мгновение. Смельчаки отправлялись в полночь в лес, чтобы увидеть цветок папоротника и собрать его семена. Такие походы считались очень опасными, так как это растение зорко охраняли феи и разная нечистая сила. Тот, кому все же удавалось заполучить семена, мог якобы стать невидимым и наблюдать танцы и игры фей в эту волшебную ночь.
Шотландцы к тому же считали семена папоротника самыми действенными против нечистой силы. От нечистой же силы помогали собранные в эту ночь ягоды бузины и прибитые над дверьми и над воротами веточки березы. Береза играла существенную роль в обрядах дня летнего солнцестояния у всех кельтских народов.
В обычаи празднования дня летнего солнцестояния вплетено много семейно-брачных мотивов, а также гадания. Гадали и девушки, и парни, часто используя для этой цели различные цветы и растения (чаще всего зверобой), иногда и какие-нибудь предметы. В Шотландии в эту ночь возлюбленные давали друг другу клятву верности, нарушение которой считалось преступлением. Такую клятву произносили либо возле камня-мегалита, либо возле почитаемого источника и скрепляли ее рукопожатием.
Большинство таких обычаев дня летнего солнцестояния уже утрачено, но и в наши дни во многих местах Британских островов июнь считается наиболее подходящим месяцем для заключения браков.
Купало
Иван Купала — отголосок древнейшего языческого праздника летнего солнцестояния, восхваляющего цветение и плодородие. Языческий праздник Купало, по всей видимости, отмечали задолго до появления христианства. Он был посвящен славянскому богу Яриле, покровителю солнца и всего живого на земле. Поэтому еще одно название даты - Ярилин день
Языческий Иван Купала выпадает на дату летнего солнцестояния, когда ночь в году самая короткая. По астрономическим расчетам, каждый год она приходится на период между 19 июня и 10 июля. Наши предки о подобных нюансах, конечно, не знали, поэтому праздник отмечали в условную дату 24 июня (по старому стилю). По григорианскому календарю это 7 июля. На самом деле, в этот день отмечается не один, а два праздника. Первый – языческий Иван Купала, или Иванов день. Второй – церковный.
История же языческого праздника Ивана Купалы довольно туманна. Современные последователи древних славянских верований утверждают, что вторая часть названия праздника "Купала" – изначальная, а вот имя "Иван" стали добавлять к ней после крещения Руси. Ведь народный вариант имени Иоанн – Иван.
"Купала – это имя божества: корень "куп" означает "соединение". Отсюда слова "совокупить", "купность", – объясняет верховный жрец Союза общин славянской родной веры Вадим Казаков.
По мнению советских исследователей имя русского праздника летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы берёт своё название: так как имя Иоанна — Креститель, с греческого буквально переводится купатель, погружатель в воду. Дохристианское название праздника неизвестно. Название Иван Купала имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель. В народном сознании сохранились следующие название:
древне русское Кресъ; русское Иванов день, Купала, Колосок, Ярилин день, Ярило, Кокуй, Праздник летнего солнцеворота, Иван-травник, Иван добрый, любовный, цветной, чистоплотный, Ярилино гулянь; в Полесье. Иван петров, Иван петровный; украинское. Сонцекрес, Купайло, Купайлица, Копальний Іван, Варфоломій і Варвара; белорусское. Купалле, Ян Купальны, Іван Вядзьмацкі, Іван Калдунскі; у русин. Лада.
Для тех, кто отмечает языческого Купалу, праздник, в первую очередь, связан с природой и продолжением рода. Один из главных элементов празднования – цветы и травы. Девушки плетут из них венки. Травами украшают и дома. Отсюда еще одно название праздника – Иван Травник.
Кроме того, в этот день молодые люди ищут себе пару. Во время хороводов девушки присматривают себе юношей. А затем хватают их за руку, чтобы прыгнуть через костер. Если прыгнули и не расцепили рук – быть скоро свадьбе.
Иван Купала – пожалуй, единственный славянский праздник, обряды которого сейчас хорошо известны. Даже с принятием христианства на Руси народная традиция не утратила своей силы. Дату отмечали в деревнях даже в советское время. Празднуют ее и сегодня, причем традиционные обряды остались прежними:
- Купание в озерах и реках. До сих пор это считается целебным для организма. Вода "обладает живительными свойствами. Если же не искупаться на Иванов день, то, как считается, можно навлечь себя на горе и одиночество.
- Очищающий огонь. В "купальскую ночь" принято жечь ритуальные костры. В дохристианские времена верили, что такой огонь обладал очищающими свойствами. Кроме того, костры разводили для того, чтобы отпугивать нечисть.
- Сбор трав. Народная традиция сохранила название Ивановские, или Купальские, травы. Это были цветы, травы, ветки деревьев и коренья. Их собирали в ночь на Ивана Купалу. Считалось, что эти растения обладают волшебными свойствами. Их использовали затем в медицинских целях и во время гаданий.
В народной культуре Иван Купала имел важное значение. Обычаи праздника стали особо популярными после повести Николая Гоголя "Вечер накануне Ивана Купала". Писатель мастерски передал главное поверье праздника: на Ивана Купалу вся нечисть вылезает наружу. Поэтому осторожность этой ночью, как считается, не помешает.
В народе верили, что в этот день открывается дверь между двумя мирами – земным и потусторонним. Поэтому людям различные духи могли дать совет или, например, сказать, что их ждет в будущем.
Также считалось, что в ночь на Ивана Купала расцветает папоротник. Цветок этого растения имел магическую силу: открывал все тайны мира. Согласно славянским поверьям, папоротник цветёт лишь один миг. Сорвать его чрезвычайно сложно. Этому старается помешать и нечистая сила. Она лишает искателя рассудка, речи и памяти. Но тот, кто преодолеет все испытания и станет счастливым обладателем заветного цветка, приобретет необычные возможности. Он станет прозорливым, сможет понимать язык животных, видеть все клады и повелевать злыми духами.
Со временем магические свойства цветка папоротника "перешли" на Ивана-да-Марью. Это растение начинает цвести как раз в начале июля.
На Купалу принято умываться колодезной водой, а лучше – росой. Считалось, что именно в этот день она обладает целебными свойствами.
С разгулом нечистой силы в ночь на Ивана Купалы связаны некоторые запреты. Например, нельзя было далеко уходить от деревни – иначе "леший уведет". Опасно было заплывать слишком далеко, потому что "русалки могут утянуть за собой под воду".
Есть еще одна традиция праздника, популярная до сих пор – гадание. Будущее можно было узнать по венкам. Вечером, перед заходом солнца, девушки плели их из цветов. А с закатом солнца опускали в воду, загадав желание. Если венок плыл, то все обязательно сбудется. Если же тонул или его прибивало к берегу – то нет.
Девушки также опускали венки в воду, чтобы узнать судьбу. Если венок сразу тонул, значит любовь будет несчастливая: возлюбленный обманет или изменит. Если венок в воде расплетался, значит свадьбы в этом году ждать не придется. Но если венок уплывал далеко, значит пора готовиться к торжественному событию.
Также в этот день смотрели на поведение животных. Например, если слышно кукушку - быть холодной осени. Раздается стрекот сверчка - зима будет мягкой. Если наткнулся на змею - жди беды.