Найти тему
Русский слог

Баба Яга и дом на курьих ножках

Огромный исторический интерес представляют для нас русские народные сказки, в которых врагом русского богатыря является Баба-Яга, ездящая верхом на коне во главе своего воинства. Баба-Яга располагает «ратной силой несметной». Её многочисленное войско «как бы оболок катится по краю неба». Русские богатыри побеждают несметное войско Бабы-Яги, и она проваливается в подземелье, куда за ней следует и герой сказки.

Б.А. Рыбаков, в книге «Язычество древних славян», (глава 10. Мифы, предания, сказки. Баба-Яга-всадница) пишет:

«В подземелье кузнецы, швеи и ткачихи готовят войско для Бабы-Яги. Богатырь убивает всех изготовителей воинов Бабы-Яги и побеждает саму Бабу-Ягу, которая иногда обороняется кузнечным молотом. (Новиков Н. В. Образы…, с. 159 – 161.) В своём подземном царстве Баба-Яга обладает стадами скота и враждует с каким-то старым богатырем, которого она ослепила за потраву её полей.
Слепой богатырь по имени Тарх Тарахович живёт во дворце на высокой Сиянской горе. (Новиков Н. В. Образы…, с. 161) Совместно с Бабой-Ягой действуют и её дочери. Мужских враждебных персонажей сказки с участием Бабы-Яги не знают. Сама Яга ездит верхом на коне.»

Эти описания «подземного» царства, среди которого нередко возвышаются горы, очевидно, в каких-то областях за горами, с которых нужно спуститься, вниз в долину, как в подземелье. Долины эти населены воинственными и многочисленными женщинами-всадницами, образ которых нередко замещает традиционный образ Змея-Горыныча. Связь Бабы-Яги с конями прослеживается в ряде сказок, где герою необходимо найти себе волшебного коня.

Баба-Яга гонится за богатырем, но ему удаётся задержать её, бросая ей в огромную пасть то пять пудов соли, то стог сена, то поленницу дров.

Конная Баба-Яга, или Яга-кобылица, мать оборотней-кобылиц, живёт за степной рекой среди шелковых трав, у криничной воды возле моря, что неизбежно наводит на мысль об амазонках, живших у Меотиды (Азовское море).

Традиционная русская Баба-Яга живёт в избушке на курьих ножках в дремучем непроходимом лесу, «за тридевять земель в тридесятом царстве», «за степной [огненной] рекой», которую она не может перейти, преследуя богатыря.

-2

Дворец Яги огорожен тыном, на котором торчат человеческие головы. (Новиков Н. В. Образы…, с. 166.)

Причудливые образы русских народных сказок порой ввергают современного читателя в полное непонимание. Что такое избушка на курьих ножках — порождение буйной фантазии наших предков или плод измененного состояния сознания?

Избушка на курьих ножках — прямое отражение древних языческих погребальных обрядов, которые были уничтожены и забылись после принятия христианства .

-3

Изба и её хозяйка

Описания жилища Бабы-Яги из русских народных сказок собрали первые отечественные фольклористы. Одна из странностей избушки бабы-Яги состоит в том, что избушка эта очень мала, в ней совсем мало места. Хозяйка избушки лежит на печи, занимающей «из угла в угол» всё пространство тесного жилища.

В русских народных сказках Баба-Яга«костяная нога» — это вековечная старушка, живущая отшельницей в маленькой избушке посреди непроходимого леса, далеко-далёко «за три-девять земель» (в потустороннем мире), она слепа, но «слышит и знает» обо всём, что происходит на свете. Бабе-Яге в своём домике негде развернуться, да она, судя по всему, особо и не шевелится, недаром же её «нос в потолок врос». Всё это наводит на мысль, что речь идёт о мертвеце.  Этот мертвец, если его «разбудить», вроде бы говорит (прорицает) и даёт советы Ивану-дураку и стремится съесть маленького братца Аленушки. Однако, как правило, Баба-Яга не покидает своего жилья.

Почему избушке на курьих ножках можно сказать — «повернись к лесу задом, а ко мне передом» или «к лесу глазами, ко мне воротами»? Зачем вообще избушке нужны ноги, да ещё куриные, если она никуда не ходит?  Да и далеко ли избушка может уйти, если её окружает тын из человеческих костей с насаженными черепами?

-4

Связь с языческим погребальным обрядом

Объяснение этим загадкам нашли этнографы и археологи. Оказывается, изба-домовина — древняя форма гроба у славян-язычников. Внутри помещался не только покойник, но и погребальная утварь, которая, по мысли наших предков, могла бы пригодиться умершему в загробной жизни. Такую избу-домовину часто устанавливали на двух высоких пнях деревьев, чтобы внутрь не проникали дикие звери.

Сама мысль хоронить мёртвых таким образом могла возникнуть зимой, когда закапывать трупы в мерзлую землю было невозможно. Древнему человеку расставание с умершим близким давалось непросто, а дверь в избушке создавала иллюзию, что с покойным ещё можно поговорить. Самые храбрые при этом заглядывали внутрь «избы-домовины».

Подобные постройки по сей день можно встретить на старообрядческом русском Севере, в Карелии и Архангельской области. Ныне «избушки-домовины» увенчаны крестами и стоят не отдельно в лесу, а на кладбище — но форма её остаётся почти той же самой. У русских этот похоронный обычай переняли аборигены Аляски, которые добавили  свою традицию красить домовины в родовые цвета.

Весьма непонятно происхождение сказочных «курьих ножек». С одной стороны, лесные пни с обнаженными корнями действительно похожи на куриные ноги. С другой стороны, исследователь, Владимир Пропп, посвятивший избушке Бабы-Яги целую главу книги «Исторические корни волшебной сказки», допускает, что в сознании древних славян гроб сохранял зооморфные черты — избушка с «курьими ножками»

«Птичьи ноги есть не что иное, как остаток зооморфных столбов, на которых некогда стояли подобного рода сооружения», — утверждает Пропп.

Существует и альтернативная этимология слова «курьи» утверждают, что столпы обкуривали дымом во время погребального обряда.

Древние славяне воспринимали «избушку на курьих ножках», как некую «сторожевую заставу» на границе мира мёртвых и живых, и войти в потусторонний мир просто так не получалось — следовало произнести ритуальные слова языческие заклинания.

В образе Бабы-Яги, вероятно, совместились черты типичного похороненного предка и, возможно, языческой жрицы, совершавшей погребальный обряд. После обряда кремации из погребального костра собирали не сгоревшие кости умершего и языческая жрица складывала в ступу и дробила, смешивая с золой. Как доказывают археологические раскопки в землях балтийских славян, два способа погребения — и сожжение, и трупоположение в домовинах — существовали одновременно.

-5

В «Риг-Веде» записаны слова: Agha — богиня греха;  яга, яджна – jaga, yajñá – «жертва, жертвоприношение, поедающий жертву«. Слово «яджна» связано с русским словом «язык», «язычник», то есть человек, приносящий «язу» — «жертву» и говорящий с потусторонним миром на «языке заклинаний».

Итак, можно сделать вывод, что Баба-Яга — языческая жрица, связанная с потусторонним, подземным миром, выполнявшая важную роль в погребальном обряде, знающая магические заклинания. Домовина — избушка на курьих ножках была её Вечной обителью, принадлежала её спящему Духу, способному на пророчества. Её  можно было разбудить с помощью языческих заклинаний и попросить о предсказании.

В древние времена на Руси существовали и женщины‑волховы,  ведуньи (от древнеславянского слова со значением «ведать» — «ведьмы», «знать», «колдовать»).

-6

Из русских народных сказок образ вековечной бабы Яги вместе со словами перебрался в английский язык.

Hægtessan — Яг-тиссан — ведьма; считается родственным с др.верхненемецким hazissa, hazussa — (язысца, язусса) = «ведьма», слово восходящее к временам до того, как англосаксы мигрировали на Британские острова. Некоторые исследователи связывают слово tessan с норвежским диалектическим словом tysja — фея.

Современное английское слово witch — ведьма-ВЕЩУНЬЯ, происходит от англо-саксонского слова Wicce/wicca — (виче/вицца = провидица) "ВЕДАТЬ, ВИДЕТЬ, знать, понимать", Wiccan (виккан = вековая, древняя) — ведьма-вещунья, wiccung = вещунство, колдовство, связанное (см. таблицу) с древнеанглийским: witan — знать, понимать; witen — знать (тайны), мудрость; и современным английским: wise, wit, witty = знать. В средневерхненемецком языке было слово wicken, означало «предВЕЩАТЬ будущее, ворожить, плясать, творить магию, предсказывать ».

Баба Яга и дом на курьих ножках