Огромный исторический интерес представляют для нас русские народные сказки, в которых врагом русского богатыря является Баба-Яга, ездящая верхом на коне во главе своего воинства. Баба-Яга располагает «ратной силой несметной». Её многочисленное войско «как бы оболок катится по краю неба». Русские богатыри побеждают несметное войско Бабы-Яги, и она проваливается в подземелье, куда за ней следует и герой сказки.
Б.А. Рыбаков, в книге «Язычество древних славян», (глава 10. Мифы, предания, сказки. Баба-Яга-всадница) пишет:
«В подземелье кузнецы, швеи и ткачихи готовят войско для Бабы-Яги. Богатырь убивает всех изготовителей воинов Бабы-Яги и побеждает саму Бабу-Ягу, которая иногда обороняется кузнечным молотом. (Новиков Н. В. Образы…, с. 159 – 161.) В своём подземном царстве Баба-Яга обладает стадами скота и враждует с каким-то старым богатырем, которого она ослепила за потраву её полей.
Слепой богатырь по имени Тарх Тарахович живёт во дворце на высокой Сиянской горе. (Новиков Н. В. Образы…, с. 161) Совместно с Бабой-Ягой действуют и её дочери. Мужских враждебных персонажей сказки с участием Бабы-Яги не знают. Сама Яга ездит верхом на коне.»
Эти описания «подземного» царства, среди которого нередко возвышаются горы, очевидно, в каких-то областях за горами, с которых нужно спуститься, вниз в долину, как в подземелье. Долины эти населены воинственными и многочисленными женщинами-всадницами, образ которых нередко замещает традиционный образ Змея-Горыныча. Связь Бабы-Яги с конями прослеживается в ряде сказок, где герою необходимо найти себе волшебного коня.
Баба-Яга гонится за богатырем, но ему удаётся задержать её, бросая ей в огромную пасть то пять пудов соли, то стог сена, то поленницу дров.
Конная Баба-Яга, или Яга-кобылица, мать оборотней-кобылиц, живёт за степной рекой среди шелковых трав, у криничной воды возле моря, что неизбежно наводит на мысль об амазонках, живших у Меотиды (Азовское море).
Традиционная русская Баба-Яга живёт в избушке на курьих ножках в дремучем непроходимом лесу, «за тридевять земель в тридесятом царстве», «за степной [огненной] рекой», которую она не может перейти, преследуя богатыря.
Дворец Яги огорожен тыном, на котором торчат человеческие головы. (Новиков Н. В. Образы…, с. 166.)
Причудливые образы русских народных сказок порой ввергают современного читателя в полное непонимание. Что такое избушка на курьих ножках — порождение буйной фантазии наших предков или плод измененного состояния сознания?
Избушка на курьих ножках — прямое отражение древних языческих погребальных обрядов, которые были уничтожены и забылись после принятия христианства .
Изба и её хозяйка
Описания жилища Бабы-Яги из русских народных сказок собрали первые отечественные фольклористы. Одна из странностей избушки бабы-Яги состоит в том, что избушка эта очень мала, в ней совсем мало места. Хозяйка избушки лежит на печи, занимающей «из угла в угол» всё пространство тесного жилища.
В русских народных сказках Баба-Яга—«костяная нога» — это вековечная старушка, живущая отшельницей в маленькой избушке посреди непроходимого леса, далеко-далёко «за три-девять земель» (в потустороннем мире), она слепа, но «слышит и знает» обо всём, что происходит на свете. Бабе-Яге в своём домике негде развернуться, да она, судя по всему, особо и не шевелится, недаром же её «нос в потолок врос». Всё это наводит на мысль, что речь идёт о мертвеце. Этот мертвец, если его «разбудить», вроде бы говорит (прорицает) и даёт советы Ивану-дураку и стремится съесть маленького братца Аленушки. Однако, как правило, Баба-Яга не покидает своего жилья.
Почему избушке на курьих ножках можно сказать — «повернись к лесу задом, а ко мне передом» или «к лесу глазами, ко мне воротами»? Зачем вообще избушке нужны ноги, да ещё куриные, если она никуда не ходит? Да и далеко ли избушка может уйти, если её окружает тын из человеческих костей с насаженными черепами?
Связь с языческим погребальным обрядом
Объяснение этим загадкам нашли этнографы и археологи. Оказывается, изба-домовина — древняя форма гроба у славян-язычников. Внутри помещался не только покойник, но и погребальная утварь, которая, по мысли наших предков, могла бы пригодиться умершему в загробной жизни. Такую избу-домовину часто устанавливали на двух высоких пнях деревьев, чтобы внутрь не проникали дикие звери.
Сама мысль хоронить мёртвых таким образом могла возникнуть зимой, когда закапывать трупы в мерзлую землю было невозможно. Древнему человеку расставание с умершим близким давалось непросто, а дверь в избушке создавала иллюзию, что с покойным ещё можно поговорить. Самые храбрые при этом заглядывали внутрь «избы-домовины».
Подобные постройки по сей день можно встретить на старообрядческом русском Севере, в Карелии и Архангельской области. Ныне «избушки-домовины» увенчаны крестами и стоят не отдельно в лесу, а на кладбище — но форма её остаётся почти той же самой. У русских этот похоронный обычай переняли аборигены Аляски, которые добавили свою традицию красить домовины в родовые цвета.
Весьма непонятно происхождение сказочных «курьих ножек». С одной стороны, лесные пни с обнаженными корнями действительно похожи на куриные ноги. С другой стороны, исследователь, Владимир Пропп, посвятивший избушке Бабы-Яги целую главу книги «Исторические корни волшебной сказки», допускает, что в сознании древних славян гроб сохранял зооморфные черты — избушка с «курьими ножками»
«Птичьи ноги есть не что иное, как остаток зооморфных столбов, на которых некогда стояли подобного рода сооружения», — утверждает Пропп.
Существует и альтернативная этимология слова «курьи» — утверждают, что столпы обкуривали дымом во время погребального обряда.
Древние славяне воспринимали «избушку на курьих ножках», как некую «сторожевую заставу» на границе мира мёртвых и живых, и войти в потусторонний мир просто так не получалось — следовало произнести ритуальные слова — языческие заклинания.
В образе Бабы-Яги, вероятно, совместились черты типичного похороненного предка и, возможно, языческой жрицы, совершавшей погребальный обряд. После обряда кремации из погребального костра собирали не сгоревшие кости умершего и языческая жрица складывала в ступу и дробила, смешивая с золой. Как доказывают археологические раскопки в землях балтийских славян, два способа погребения — и сожжение, и трупоположение в домовинах — существовали одновременно.
В «Риг-Веде» записаны слова: Agha — богиня греха; яга, яджна – jaga, yajñá – «жертва, жертвоприношение, поедающий жертву«. Слово «яджна» связано с русским словом «язык», «язычник», то есть человек, приносящий «язу» — «жертву» и говорящий с потусторонним миром на «языке заклинаний».
Итак, можно сделать вывод, что Баба-Яга — языческая жрица, связанная с потусторонним, подземным миром, выполнявшая важную роль в погребальном обряде, знающая магические заклинания. Домовина — избушка на курьих ножках была её Вечной обителью, принадлежала её спящему Духу, способному на пророчества. Её можно было разбудить с помощью языческих заклинаний и попросить о предсказании.
В древние времена на Руси существовали и женщины‑волховы, ведуньи (от древнеславянского слова со значением «ведать» — «ведьмы», «знать», «колдовать»).
Из русских народных сказок образ вековечной бабы Яги вместе со словами перебрался в английский язык.
Hægtessan — Яг-тиссан — ведьма; считается родственным с др.верхненемецким hazissa, hazussa — (язысца, язусса) = «ведьма», слово восходящее к временам до того, как англосаксы мигрировали на Британские острова. Некоторые исследователи связывают слово tessan с норвежским диалектическим словом tysja — фея.
Современное английское слово witch — ведьма-ВЕЩУНЬЯ, происходит от англо-саксонского слова Wicce/wicca — (виче/вицца = провидица) "ВЕДАТЬ, ВИДЕТЬ, знать, понимать", Wiccan (виккан = вековая, древняя) — ведьма-вещунья, wiccung = вещунство, колдовство, связанное (см. таблицу) с древнеанглийским: witan — знать, понимать; witen — знать (тайны), мудрость; и современным английским: wise, wit, witty = знать. В средневерхненемецком языке было слово wicken, означало «предВЕЩАТЬ будущее, ворожить, плясать, творить магию, предсказывать ».