Найти тему

Жан Бодрийяр. Общество потребления.

То, что в последние полвека с европейской цивилизацией творится что-то не то, для современных философов – очевидность. События последних месяцев сделали это очевидным для всех.

Это «не то» определяют по-разному. Наиболее распространенные наименования – «либерализм» и «общество потребления». Первая часть – политическая составляющая недуга, вторая – экономическая.

Феномен общества потребления, общества, в котором все базовые потребности удовлетворены, но рост потребления на этом не заканчивается, а наоборот, происходит его ускорение, исследуется уже не один десяток лет.

Одним из первых, кто обратил внимание на парадоксальные процессы в современном обществе, был французский социолог, культуролог и философ Жан Бодрийяр.

Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.

Расходы на потребление в передовых странах Европы за период с 60-х по 80-е годы выросли не менее чем в три раза. Это при том, что к середине 60-х основные потребности европейцев были удовлетворены «с запасом». Почему-то в социалистических странах, даже в тех, где уровень жизни был основательно выше среднемирового, как в той же ГДР, ничего подобного не наблюдалось.

Теперь мы знаем, что причиной тому является экономически вынужденный для данного типа организации общества нарастающий процесс создания, навязывания и удовлетворения всё новых и новых искусственных (т.н. невынужденных) потребностей.

Механизм навязывания довольно бесхитростный, но Бодрийяр творчески подходит к его описанию.

Наверное, все слышали про карго-культы? Да-да, это та история с меланезийскими туземцами, на острове которых во время войны был построен американский аэродром и которые успели привыкнуть к изобилию, исходящему от щедрых гостей. Да так, что после того, как аэродром был покинут за ненадобностью, принялись сооружать из веток и сухой травы подобия самолетов, думая таким путем привлечь самолеты настоящие и обрести снова счастье потребления.

Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.

Аналогичные мотивы Бодрийяр видит и в стремлении к обладанию всё более новыми и более статусными вещами. Они как те самолеты, призваны в воображении потребителя стать гарантами его дальнейшего процветания, что «удача» не оставит его:

«Существует, разумеется, различие между меланезийским туземцем и сегодняшним европейцем. Но в обоих случаях изобилие благ, будучи отрезано от своих объективных причин, воспринимается как милость природы, как манна и благодеяние небес.
Ведь даже если изобилие делается повседневным и банальным, оно переживается как повседневное чудо в той мере, в какой оно проявляется не как произведенное, вырванное, завоеванное в результате исторического и общественного усилия, а как розданное благодетельной мифологической инстанцией»

Отчужденный от результатов своего труда современный европеец, таким образом, психологически вполне готов стать «гением потребления». Система лишь помогает ему осуществить это с максимальным комфортом:

«Мы находимся на той стадии, когда «потребление» охватывает всю жизнь, когда все роды деятельности комбинируются одним и тем же способом, когда русло удовольствий прочерчено заранее, когда «среда» целостна, имеет свой микроклимат, устроена, культурализована.
Новое искусство жить, новый способ жить, современная повседневность, заключается в умении сделать из шопинга приятное, в одном и том же месте с кондиционированным воздухом покупать за один раз провизию, предметы для квартиры и для деревенского дома, одежду, цветы, последний роман и последнюю техническую новинку, между тем как муж и дети смотрят фильм, пообедать всем на месте и т. д.».
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.

Но одного увеличения числа выдуманных потребностей и роста производства предметов их удовлетворения для функционирования общества потребления недостаточно. Необходимо еще и ускорение «смерти» предметов»

«Общество потребления реализует стремление к вещам, но еще более оно нуждается в их разрушении. «Использование» вещей ведет только к их медленному отмиранию. Созданная ценность гораздо более значительна, если в нее заложено ее быстрое отмирание. Вот почему разрушение является необходимой «составляющей» производства. Потребление только промежуточное звено между обоими»

Расточительство становится необходимостью наших «обществ изобилия», представляя при этом собой вред, интегрированный в экономическую систему – подчеркивает Бодрийяр.

«Произведенное сегодня произведено не с целью получить потребительную стоимость или иметь по возможности прочный продукт, оно произведено с целью его смерти, ускорение которой равно только инфляции цен. Система производства живет только ценой этого уничтожения, этого подсчитанного постоянного «самоубийства» совокупности объектов, и вся эта операция покоится на технологическом «саботаже» или на организованной устареваемости в силу моды.
Современная реклама реализует чудо значительного увеличения потребления, стремясь не добавить, а лишить товары потребительской ценности, лишить их ценности времени, подчиняя ценности моды и ускоренного обновления».

И всё бы это ничего, но за всё приходится платить. Первая составляющая негативных последствий всеобщего расточительства очевидна – это пустое расходование невозобновляемых природных ресурсов, деградация окружающей среды, прогрессирующее загрязнение воды и воздуха, горы отходов, требующих либо изъятия у природы огромных площадей для захоронения, либо опять таки промышленной переработки, сопряженной с новыми выбросами и появлением еще более короткоживущих предметов потребления.

Одного этого в принципе достаточно для утверждения иррациональности и конечной обречённости гонки потребления.

Менее заметным, но не менее важным и уж точно неустранимым является вред, наносимый обществом потребления человеку.

Вот, казалось бы, современный человек живет сегодня в неизмеримо лучших условиях чем когда либо в истории, практически как в раю. Соответственно и сам он должен представлять из себя нечто исключительно совершенное. Однако прогресса не наблюдается. Более того, современный человек по своим качествам в среднем уступает не только человеку эпохи модерна, но и первым европейцам времен Ренессанса.

Ненормальность ритма вещей, в котором вынужден жить человек, лишает его возможности полноценно пользоваться предоставляемыми возможностями, и соответственно, реализовывать свой потенциал, расти как личность. Как говорил златоуст Черномырдин – «Красивую женщину я только успеваю увидеть. Ничего больше».

Так и современный человек успевает только увидеть. И то не всегда.

Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
«В ситуации ускоренного роста... которая неизбежно порождает инфляционные трудности... немалая часть населения не способна поддерживать требуемый ритм. Они оказываются людьми «всеми забытыми». А те, кто удерживается в ритме и достигает предложенного в качестве модели образа жизни, делают это ценой усилий, которые их истощают.
Всё более тяжелым для всех делается психологическое и социальное давление текучести, статуса, конкуренции на всех уровнях (дохода, престижа, культуры и т. д.). Требуется более продолжительное время, чтобы отдохнуть, получить новую специальность, чтобы восстановить свои силы и компенсировать психологическое и нервное истощение, причиненное многочисленными формами вреда: поездками из дома на работу и обратно, перенаселенностью, постоянными проявлениями агрессии и стрессами. В конечном счете главной ценой за общество потребления является порождаемое им чувство всеобщей неуверенности...»

Ну а где неуверенность, там и неудовлетворенность, важная составляющая революционной ситуации. А значит, Система вынуждена производить всё больше, выдумывать всё более изощренные «гаджеты», с головой заваливать человека, ставшего «гением потребления», всё большим избытком предметов социального подкупа…

Всё большему и большему количеству людей становится очевидно, что пошедший в разнос маховик потребления неизбежно сорвется с оси. Отсюда и рост популизма, ментальный хаос, перебиваемый потоком мусорной информации, отвлечение человеческого сознания от попыток осмыслить и изменить происходящее.

И то, что мы сегодня наблюдаем в Европе, есть результат коллективного паралича воли. Скажете, это лидеры виноваты? Да, правда, сегодня на кого ни посмотри – от США и далее везде, лидерами являются на удивление мелкие личности. Мелкие даже на фоне предшественников 80-х годов, не говоря уже о титанах начала-середины прошлого века. Но ведь лидеров выбирают люди. Вот эти вот травмированные европейцы. И как сто тысяч дураков не смогут придумать ничего умного, так и сто тысяч (или миллионов) вынужденных вырожденцев не могут не избрать только себе подобного.

Это уже про либерализм и представительную демократию.

Бодрийяр не дает рецептов преодоления или трансформации общества потребления. Он только открывает людям глаза на творимое над ними.

Дальше уже надо как-то самим…