Серебряный век - образное название периода в истории русской культуры, относящегося к концу XIX — началу XX вв. Особенно ярко это явление отразилось в развитии поэзии. В это время наблюдался взлёт целой плеяды гениальных авторов совершенно разных направлений, шёл поиск новых стилистических приёмов, методов изложения и т.д.
Античность занимала умы "гениев от поэзии" этого времени. Валерий Брюсов - один из основоположников символизма уделял особое внимание этому историческому времени.
«С явным опозданием мы открываем для себя Брюсова-историка, создателя оригинальной культурно-исторической концепции…, Брюсова-геополитика, чьи идеи и искания соответствовали передовому уровню европейской мысли его времени».
В.Э. Молодяков.
Валерий Яковлевич Брюсов (1 [13] декабря 1873, Москва — 9 октября 1924, там же) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк.
Изображение картин античности в творчестве В. Брюсова занимает особое место. Античные образы проходят красной нитью через весь творческий путь поэта: то непосредственно воплощаясь в том или ином стихотворении, то играя роль художественных средств выразительности (например, сравнения). Интересна оценка, которую дает Д. Е. Максимов творчеству В. Брюсова: он охарактеризовал его как экстенсивное и «растекающееся». Действительно, даже беря во внимание только связанные с античностью стихотворения автора, становится очевидной широта их территориального и временного охвата.
Близость В. Брюсова к античной эпохе хорошо отражена самим автором в стихотворении «На форуме», в котором он написал:
Не как пришлец на римский форум
Я приходил – в страну могил,
Но как в знакомый мир, с которым
Одной душой когда-то жил.
Интерес В. Брюсова к античности был вызван многими факторами:
- Учеба в гимназиях Ф. И. Креймана (1884-1889) и Л. И. Поливанова (1890-1892), в которых Валерий Брюсов увлекался античной историей, зачитывался Цезарем (по программе изучался в IV кл.).
- Учеба на филологическом и историческом факультетах. Преподавателями В. Брюсова были знаменитые историки В. Ключевский, П. Виноградов, В. Герье. Естественно, не без их участия у В. Брюсова формировался «глобальный взгляд на события как прошлого, так и настоящего»;
- Обширный кругозор, сформировавшийся на основе страсти В. Брюсова к знаниям и обращенный в т. ч. на далекое историческое прошлое.
- Изучение творчества французских символистов, которые широко освящали тему античности.
Кроме того, сам дух времени способствовал тому, что люди творческие искали утешение и вдохновении в истории и исторических образах.
Открытие новых археологических памятников в Северном Причерноморье
В стихотворениях «Скифы» (написано в 1899 г. и вошло в состав цикла «Любимцы веков») и «Мы – скифы» (написано в 1916 г. и вошло в состав цикла «Меж прошлым и будущим») автор передал атмосферу жизни скифских племен, которых он называл «вольными волками» и народом, «взлюбившим буйство и войну».
В. Брюсов воссоздал образ скифа: на его плечи накинута «барсова шкура», в руках находится «гибкий лук», он чувствует себя свободно «в раздолье степей», его лелеют «вьюги да мороз». Быт скифов полнее всего характеризуют следующие строки из стихотворения «Мы – скифы»:
Дни битв, охот и буйственных пиров,
Сменяясь, облик создавали жизни…;
а также:
Что были мы? – Щит, нож, колчан, копье,
Лук, стрелы, панцирь да коня удила!
Не обошёл внимание В.Я. Брбсов и скифское искусство, отличающееся особым «звериным стилем»:
Но, в стороне от очага присев,
Порой, когда хмелели гости,
Наш юноша выделывал для дев
Коней и львов из серебра и кости.
«Мы – скифы»
Как отметила Е. М. Созина, особенностью «скифской» темы В. Брюсова становится «поэтизация стихии разрушения как пути к обновлению мира». Данная особенность прослеживается и в стихотворении «Грядущие гунны», в котором поэт призывает:
На нас ордой опьянелой
Рухните с темных становий –
Оживить одряхлевшее тело
Волной пылающей крови.
События Троянской войны
В.Я. Брюсов неоднократно обращается в стихах к событиям Троянской войны и непосредственно последующим за ней:
«Кассандра»,
«Жалоба героя»,
«Клитемнестра»,
«Одиссей»,
«Плач Лаодамии»,
«Одиссей у Калипсо»,
«Одиссей у берегов феаков».
Александр Македонский
Не могла не заинтересовать В. Брюсова личность Александра Македонского, что выразилось в стихотворениях «Александр Великий» и «Смерть Александра» . В Александре Македонском В. Брюсову нравится его «неустанное стремленье от судьбы к иной судьбе», однако автор восхищается им не только за то, что Александр стал победителем многочисленных сражений, но и за то, что он сумел подавить бунт в своем войске и восстановить порядок:
Я люблю тебя, Великий, в час иного торжества.
Были буйственные крики, ропот против божества.
И к войскам ты стал, как солнце: ослепил их грозный взгляд,
И безвольно македонцы вдруг отпрянули назад.
«Александр Великий»
Александр Македонский привлекал Валерия Брюсова именно силой своего характера, целеустремленностью. Поэт видел в нем идеал правителя, создавшего огромную державу:
То, что было невозможно, он замыслил, он свершил,
Блеск фаланги македонской видел Ганг и видел Нил.
«Смерть Александра»
События римской истории I в. до н. э.
Предметом особого интереса В. Брюсова становились и события римской истории I в. до н. э., которые автор не мог оставить без внимания:
1. завоевание Греции римлянами. В стихотворении В. Брюсова «Сулла» римский полководец и государственный деятель Луций Корнелий Сулла выступает как человек, «принявший Греции последний вздох». Автор имеет в виду войну, которую Сулла вел на территории Греции против понтийского царя Митридата VI и которая привела в 86 г. до н. э. к взятию и опустошению Афин;
2. приход Цезаря к власти в Риме. Причины развязывания Цезарем военных действий и начала гражданской войны («Довольно споров. Брошен жребий. / Плыви, мой конь, чрез Рубикон!») В. Брюсов обосновывает в стихотворении «Юлий Цезарь»:
Они кричат: за нами право!
Они клянут: ты бунтовщик,
Ты поднял стяг войны кровавой,
На брата брата ты воздвиг!
В ответ на обвинения такого рода Гай Юлий Цезарь восклицает:
Но вы, что сделали вы с Римом,
Вы, консулы, и ты, сенат!
О вашем гнете нестерпимом
И камни улиц говорят!
«Юлий Цезарь»
Так В. Брюсов подчеркивает вынужденность мер, предпринятых Цезарем, их обусловленность самой политикой консулов и сената, всем ходом внутреннего развития Рима. Автор констатировал несостоятельность как внутренней, так и внешней политики Рима, что и вылилось в гражданскую войну.
Падение Рима
В 1890 г. (в шестнадцатилетнем возрасте) В. Брюсов написал стихотворение «Было время, погибающий…», в котором продемонстрировал свое видение причин падения Рима:
Было время, погибающий
Над могилой Рим стоял.
Тщетно голос ободряющий
Рим, в разврате погибающий,
Славу предков забывающий,
Среди стен своих искал.
и далее:
И явилися суровые
Стран полуночных сыны,
Обновить весь мир готовые…
Таким образом, автор показывает глубокий внутренний и внешний кризис Рима в V в. н. э., который предопределил его падение под напором варварских народов, причем на первом месте обозначено именно внутреннее разложение империи. В. Брюсов признает объективность такого результата, поскольку Рим уже прошел все стадии своего исторического развития, он «до конца исполнил труд владыки»:
Он был свершен, когда под вопль и крики,
Сонм варваров Империю свалил
«Переселение народов».
Быт населения Древней Греции и Древнего Рима
К малоимущей прослойке афинского общества (фетам) относились поденщики, устами одного из которых высказывается В. Брюсов в стихотворении «Афинский поденщик говорит». Поденщики выполняли тяжелую работу («Даже во сне – тот же тягостный труд»), жили впроголодь (в их рацион питания входили «горстка оливок да хлебная корка»). Но, что самое главное, автор подчеркивает смиренность фетов своим положением, и герой стихотворения, как само собой разумеющееся, в конце изрекает:
Верно, на бреге Кокита опять
Буду работать и буду страдать
И, засыпая в обители Ада,
Думать, что встать до рассвета мне надо!
Эта смиренность абсолютно бесправных групп населения обнаруживает себя и в стихотворении «Гребцы триремы», а также «На песке» (II,c.183). Поэтическое слово дает возможность передать чувства человека. Так, автор противопоставляет рабство людей («Тесно во мгле мы сидим, / Люди, над ярусом ярус») свободной стихии, вкладывая огромное значение в строки: «Зыблются ветром живым / Где-то и стяги и парус!». Кто такие гребцы триремы? Как правило, пленные, рабы – «…сумрачный ряд тел, наклоненных у весел», каждое из которых может констатировать следующее:
Цепи жестоки. Навек
К месту прикованы все мы.
Где теперь радостный бег
Нами влекомой триремы?
В стихотворении «На песке» описан рядовой случай исхода гладиаторской битвы, когда от воли зрителей зависело, останется проигравший сражение в живых или нет:
На песке пред дверью бестиария,
На потеху яростных людей,
Быть простертым в сетке сполиария,
Слыша дикий вопль толпы: «Добей!»
Античный пласт поэзии В. Брюсова формировался в течение всей творческой жизни автора. Перечислены не все темы и сюжеты, которые затрагивал известный поэт-символист в своём творчестве. Но даже небольшой обзор приводит к выводу, что В.Я. Брюсов уделял особое внимание этому периоду, который позволял ему не только осмыслить историческую эпоху во всех её красках, проследить особенности культурно-исторического процесса, но и осмыслить через эти символы - чаяния и надежды сложной переходной эпохи, которой принадлежал сам В.Я. Брюсов - переходного времени в истории России конца XIX - начала XX вв.
#поэзия
#культура
#история рима
#история греции