В последней части разбора мы поговорим о главных персонажах мира игры и подведем некоторые итоги об игре в целом.
Фрэджайл.
Каждый мало-мальски заметный персонаж Death stranding имеет свою сюжетную арку и место в общей концепции мира игры. Не исключение и Фрэджайл, еще один женский персонаж игры. Вообще линейка женских образов в мире игры – это в первую очередь сильные женские образы, история которых, так или иначе, связана с глобалистикой, будь то Амелия или же союз Молинген-Локни. Фрэджайл, в отличие от них, больше приземлена, хоть и играет ключевую роль в показанной истории.
Первое противопоставление Фрэджайл остальным женским персонажам заключается в ее независимости от Бриджес, как от организации. Фрэджайл – независимый курьер, но не фрилансер, как Сэм, она обладает своей собственной компанией курьеров, которые заслужили у населения определенную репутацию. В первую очередь из-за недоверия к государственной структуре, конечно. Но если Бриджес работала с убежищами крупными, то Фреджайл и ее курьеры – по большей части, с выживальщиками, то есть с местами, куда не так легко добраться и конечно, на Западе. В первую встречу Фрэджайл и Сэма мы видим спокойную, кокетливую женщину, которая не лишена красоты, но при этом закована в костюм до шеи, она помогает Сэму спрятаться от тварей и в целом выглядит положительным легким персонажем. Ее ДУМ-способность – через берега, путешествовать по миру, фактически телепортироваться, что конечно, помогает ей осуществлять доставку грузов. Но со временем мы видим, что за всей внешней хрупкостью и женственностью скрывается глубокий характер и внутренняя борьба. Фраза «меня зовут Фрэджайл, но я не хрупкая» - это своего рода, кредо девушки, которое позволяет ей аккумулировать внутренние силы и принимать сложные решения. Подобный микродуализм внутренней твердости и внешней хрупкость позволяет нам еще больше присматриваться к Фрэджайл, как к персонажу.
Что же сформировало Фрэджайл, как личность? В первую очередь отец, который вложил в нее идеалистические взгляды, важность курьерского дела для мира, и даже назвал дочь Фрэджайл (хрупкая, либо хрупкость), напоминая ей о важности целостности груза, да и о целостности мира и тому, насколько все хрупко в реалиях мира. Поэтому девушка начала работу с Хиксом именно из-за идеалов помощи людям, от него же она узнала, на сколько люди могут быть жестокими.
Потеряв всю свою репутацию из-за деятельности Хикса, который взрывал города, пользуясь ресурсами «Фрэджайл Экспресс», девушка продолжила заниматься доставкой, даже если ей плевали в лицо в ответ. Фрэджайл потеряла свою женственность и красоту, но спасла город от ядерного взрыва, после чего закрылась от окружающих. Эта сцена довольно символична в изображении силы и героизма девушки, но и ее внутренней смерти и потери эмоций, и лишь общение с Сэмом и ее дальнейшая социализация своего рода возвращает в ней ту самую Фрэджайл, которой она была когда-то.
Ее эволюция как персонажа противопоставлена эволюции Сэма. Мы начинаем игру за Сэма со знакомства с Фрэджайл, и заканчиваем игру диалогом с ней. По сути это зеркальные диалоги, только уровень у них более личный, и видно, как сблизились персонажи, и как изменилась сама Фрэджайл. В отличие от Сэма, девушка принимает свою роль в мире, и теперь она больше открыта ему и готова помочь в его созидании, хоть и остается независимой от остальных.
Фрэджайл, как Хартмен и многие другие, персонаж более человечный, нежели Амелия, например. Через нее нам показывают ту прослойку мира, которая лежит вне государственных структур – люди, разбросанные по всей Америке, живущие более приземленными желаниями и вещами. Глобалистика воспринимается ими с недоверием, мысль об объединении Америки кажется им утопией. Фрэджайл олицетворяет собой силу этих простых людей, способность выживать несмотря ни на что, аккумулируя в себе внутренние силы. И если спасение мира требует ее участия, то она приложит все силы для этого, вплоть до почти смерти. Закрытость и одиночество Фрэджайл говорит о ее хрупкости, страхе снова испытать боль, но поступки Фрэджайл – о силе характера.
Если Амелия – Фактор Вымирания, союз Молинген-Локни – фактор жизни, то Фрэджайл – фактор силы, противопоставленный во многом Хиксу, которого можно условно назвать фактором Хаоса. Наблюдая за Фрэджайл понимаешь, что сила человека ни сколько в словах, сколько в поступках, готовности к самопожертвованию. При этом Фрэджайл, став частью СГА, сохранила свою индивидуальность, оставшись независимым подрядчиком.
Отдельно стоит поговорить об отношениях девушки и Сэма, которые эволюционировали от недоверия и холодности, до, практически, некой формы любви, по крайней мере, любви Фрэджайл к Сэму. Взаимовлияние сделало персонажей мягче и человечнее, и фактически, Фрэджайл – одна из немногих, кого Сэм допустил до прикосновений к себе. Диалог в конце отдает приятной горечью, герои все прекрасно понимают. Как понимают и конец диалога – Сэм уйдет, а Фрэджайл останется, и хоть и нет сцен, где бы нам намекнули на романтическую составляющую их отношений, но видно, что Сэм для Фрэджайл – единственный человек, кому она бы доверилась до конца и доверила себя. И Сэм это понимает, но у него свой путь, и об этом мы еще поговорим. Фрэджайл принимает его выбор с пониманием и все с тем же «я не хрупкая».
По итогу, Фрэджайл – самый человечный персонаж в игре, несмотря на ДУМ-способности, показанный без фантастики происхождения Дэдмена, или болезни Хартмана. Дуализм Фрэджайл – сила и хрупкость одновременно, сила в поступках, хрупкость – внутри, соединение девушки с Объединенными Городами Америки и при этом – собственная независимость как личности и как независимого курьера. По мере развития персонажа человеческого в ней все больше и недоверие к людям, в итоге, сменяется готовностью пожертвовать собой ради них, или же довериться полностью другому человеку, пусть и конкретному.
Хикс.
По сути Хикс – это своего рода карманный террорист, одновременно радикал, одновременно человеческий антагонист. Дуализм мира в игре просматривается и в антагоничности, поэтому антагонистов два: непосредственно Фактор Вымирания, и человек, которого она использует, усиливая ДУМ-способности Хикса, Амелия описывает ему Выход Смерти, как своего рода переход к новым этапам эволюции человека, что там за Берегом в Антимире Ка наконец обретает покой, и все люди должны присоединиться к Антимиру, чтобы познать этот покой. И Хикс принимает эту мысль и становится верным солдатом Амелии, при этом уверенный, что он все делает правильно. Неся за собой смерть и разрушение, Хикс добивается обратного эффекта, человечество все более сплачивается, многие подключают хиральную сеть, веря, что таким образом защитятся от террористов. По сути, Хикс – ведомый Амелией, он играет по ее указке, но при этом не лишенный собственного садизма, что мы видим в сцене с Фреджайл. Он верит до последнего в свою миссию, и даже в конце, когда он практически лишен своих сил, он ждет конца спокойно. Но Фреджайл оставляет его на берегу.
Условный Фактор Хаоса – Хикс уничтожает города и поселения, но при этом действует не открыто, а скрытно, у него не так много последователей, чтобы открыто воевать с Бриджес, его война – это партизанская скрытая деятельность, что нагоняет на людей еще больше страха, и это играет на руку Амелии.
От смерти не уйти, так чего же тянуть, тем более, что мир почти разрушен, лишь единицы, такие, как Хикс, чувствуют себя в нем комфортно, люди еще сопротивляются, но это выглядит больше агонией умирающего животного, нежели сопротивлением. Хикс понимает, насколько опасна хиральная сеть, одновременно не понимая ее истинного назначения. Сражаясь против Бриджес, он по сути, укрепляет организацию.
Хикс был идеальным кандидатом в помощники, для Амелии: он доставлял посылки на Западе, скрытый до первой экспедиции практически ото всех, но потом, уже получив силы и некую философию, Хикс, через Фреджайл, начал свою деятельность, что было на руку именно Бриджес, ведь независимый подрядчик «Фреджайл Экспресс» потерял свою репутацию, что сделало Бриджес монополистами, способными продвигать свою идею объединения всем, кому захотят. Маска на лице Хикса – золотая, из хиралия, своего рода, противопоставление маски Дайхартена, из металла. Символизм тут очевиден: Хикс ближе к мертвым, Дайхартмен – к живыми, но не будем забывать, что изначально маска принадлежали Бриджет Стрэнд. Таким образом, в игре Хикс символически связывается с Дайхартменом = террористы связываются с Бриджес = и те и другие – две стороны одной монеты, две части одного единого плана Фактора Вымирания. Судя по всему ДУМ-способности Хикса максимально прокачены: он управляет мертвыми, вызывает существ из Антимира, он путешествует по берегам как Фреджайл, левитирует, пользуется телепатией, с помощью которой общается с Амелией. Хоть его борьба и срежиссирована, видно, что Хикс наслаждается своей ролью, но все же только своими силами он не сможет вызвать Выход Смерти, его деятельность как террориста направлена больше на объединение людей, нежели на разрушение мира.
Человеческий антагонист был, конечно, необходим. Простые выживальщики и люди в убежищах для объединения должны видеть реальную опасность, а не мнимую, возможную. Радикал, взрывающий города – тут все понятно каждому, и защиту можно искать только под крылом Бриджес.
Трагедия Хикса в его слабости. Внешне почти совершенный человек, но внутренне – ведомый и полностью подчиняющийся плану Фактора Вымирания. Если Сэм всегда сохраняет свое мнение, и не имеет авторитетов, то Хикс в этом плане, противоположен ему. Будучи полностью зависимым от своих способностей, которые по большей части ему даны Амелией, и она же может их забрать назад, тогда потеряется вся его власть, и люди уже не будут видеть в Хиксе всесильного маньяка верящего в Вымирание.
Унгер.
История Унгера выглядит атавизмом в мире после Выхода Смерти. Подобно Дайхартмену, Унгер солдат, который верно служил своей стране, пока не встретил свою будущую жену, которая будучи беременной, впала в кому, и он согласился участвовать в программе ББ, желая спасти хотя бы ребенка. Подобная человеческая концепция отношений в мире игры – немного забытая форма тех самых отношений. Понимая, что его обманули, Унгер убивает жену и вскрывает капсулу, в надежде, что ребенок выживет.
Берег Унгера – бесконечный ад войны, вызванный мыслью вернуть ребенка, присовокупленную к воспоминаниям о войне и смерти. Ка Унгера мечется в невозможности простить себя и поэтому не уходит. Конец этих метаний символичен, видя уже взрослого сына, понимая, кто он, Унгер прощает себя и, наконец, покидает берег.
С помощью Унгера ужас придуманный пересекается с ужасом реальным: нам живописно показывают все атрибуты самых страшных войн в новейшей истории человечества, и это выглядит не менее страшно, чем Выход Смерти. Через него же мы видим мысль о персональном Аде каждого, да, берег у каждого свой, но берег может быть разным, у кого то – пляж, а у кого то – бесконечное сражение и убийство. Кроме того, тут прослеживается риторика о мире и войне, об объединении человечества, налаживании связей.
Смерть Унгера символична, он умирает и открывает капсулу с ББ, тем самым как бы открывая новую жизнь, новую историю человечества, которое поменяло старый мир на новый. Последние представители старого мира: Унгер и Дайхартмен с помощью Бриджет Стренд начинают новую историю человечества.
Амелия-Бриджет Стренд.
Ключевой персонаж игры наряду с Сэмом – Амелия. Изначально она нам видится, как сестра Сэма – спасительница человечества, которая ушла на запад налаживать хиральную сеть и плененную террористами. Но в дальнейшем мы узнаем, что не все так однозначно.
Итак, в игре реализована концепция Ка и Га. У путешественников по берегу с ДУМ-способностям Ка отделяется от тела, как у Хартмана например, что подчеркивает дуальную природу мира и человека, но с Амелией все иначе. Фактор вымирания – отдельное Ка, которое принадлежит Бриджет Стренд со своим собственным Ка, получается Союз Амелия-Бриджет, подобно союзу Молинген-Локни.
Амелия, как самостоятельная сущность, существующая на берегу, рожденная Фактором вымирания, была обречена ждать этого вымирания, как естественного хода вещей, ведь дисбаланс Жизнь-Смерть, Мир-Антимир, стремится к равновесию и процесс вымирания естественен, и таких вымираний было уже пять, но всякий раз жизнь находила способ пробиться и снова развиться. В том числе и из-за предыдущих факторов вымирания. Но тут произошел первый выход смерти, случайный, но он привлек внимание Амелии-Бриджет. Нужно понимать, что Фактор Вымирания, привязанный к человеческому телу не может не испытывать человеческие эмоции, в силу взаимодействия с Ка и Га Бриджет Стренд. План по ускорению выхода смерти возник отчасти из-за человеческих эмоций Амелии, если человечество так или иначе обречено, и это естественный процесс, то зачем ждать долгие тысячи лет на берегу, если можно все ускорить?
Бриджет Стрэнд становится видным политиком, Амелия все больше взаимодействует с ней, все больше проникаясь человеческими эмоциями, в то время как Бриджет все больше узнавала про берега, силу Антимира, Хиралий и тд. После первого выхода смерти, Амелия поняла, что возможна лазейка, с помощью которой Антимир может проникнуть в наш и тогда аннигиляция неизбежна. Тут начинаются эксперименты с ББ, которые одновременно пребывают в обоих мирах, являясь связующим звеном и одновременно проводником Антимира в мир живых. Если объединить все поселения земли между собой через единую сеть, используя ББ в качестве связи, и соединить их с берегом Амелии, по выход смерти произойдет везде разом, и это будет тот самый конец света. Тогда рождается легенда о больной дочери Бриждет Стренд, которую никто не видел, начинаются активные эксперименты с ББ, объясненные чисто человеческими причинами: ради изучения потустороннего мира, традиционного использования Антимира как оружия и тд. План был всем хорош, но тут сыграла свое опять же чисто человеческое чувство: сострадание. Человек способен любить, не просто другого человека, но и явления, даже машины и приборы. Человек способен наделять что угодно качествами, так например, безделушка может нести в себе огромное значение для какого-то человека, как память о другом, или надгробные памятники, которые, по факту – лишь камни, не несущие в себе Ка, но ассоциирующиеся у человека с другим человеком. Так и верный своей стране солдат Унгер любил свою жену и своего ребенка, хоть она была фактически мертва, а ребенок фактически не жил. Но Унгер похитил ББ и поставил под угрозу весь проект, а значит весь план Фактора вымирания, и Бриджет Стренд ликвидировала угрозу, но Унгер успел вскрыть капсулу с ББ, что привело ББ к смерти. Перед своей смертью Унгер не стремился спасти себя, но стремился спасти ребенка, подобное самопожертвование и любовь повлияли на Амелию, и тут мы видим, насколько Фактор вымирания очеловечился и, наоборот, насколько Бриджет стала нечувствительной к человеческой жизни, совершая убийство. Амелия находит на берегу младенца и возвращает его к жизни, тем самым создав первого возвращенца, которого Бриджет забирает себе и воспитывает как сына, а Амелия в дальнейшем общается с ним, как сестра. Но этот шаг создает дисбаланс в дуальности Жизнь-Смерть, и твари из Антимира перебираются в мир живых через этот проход, вызывая череду аннигиляций, что приводит к разрушению страны и всего мира, и мы видим уже последствия выхода смерти. Но подобный сценарий лишь помогает Амелии: разрушенное и разрозненное общество стремится к объединению, стремится к какой-то общей идее, структуре, так как человек – социализированное существо. Так появляется «Бриджес» - как идея об объединении, кроме того «Бриджес» - государственная структура, что напоминает людям о старой доброй Америке. «Бриджес» - не имеющая аналогов структура по технологическому развитию и людскому ресурсу, но почему-то человечество не спешит вступать в ОГА, ведь трагедия выхода смерти произошла в прошлом из-за действия именно государственных экспериментов, и логично, что государственным структурам никто не доверяет. План Амелии по объединению берегов всех людей через объединение убежищ с помощью хиральной сети под угрозой – Фактор вымирания должен аннигилировать жизнь полностью. Тогда возникает идея дуального воздействия на общество: первое – нужна идея, надежда на восстановление, этой надеждой становится сама Амелия и ее экспедиция на запад с продвижением хиральной сети, постройкой узлов, помощи убежищам. Людям показывают возможности сети, как будет всем удобно и хорошо, Америка возрождена, и все такое. Второе, что необходимо для воздействия и подталкивания людей к объединению – страх. Необходим внешний враг, реальная угроза людям, и тогда Амелия создает такого врага в лице Хикса и его террористов. Под воздействием этих факторов человечество должно объединиться под флагом Бриджет Стренд и «Бриджес». Но все больше Амелию разрывает ее внутренняя дуальность – судьба Фактора вымирания и человеческих эмоций. Она все больше задает себе вопрос: дать человечеству шанс, ведь оно по-своему прекрасно, или же избавить его от страданий? Этот вопрос будет для нее решен только в конце, с помощью Сэма. Человеческий фактор все же рушит ее планы отчасти, ведь Бриджет Стренд умирает, и тогда она создает легенду для Сэма, который способен протянуть хиральную сеть, но его нужно подтолкнуть к этому, тогда рождается легенда о том, как Амелию пленили террористы с Хиксом во главе.
Итак: образ Амелии, как и все в игре, обладает дуальностью: антимировое предназначение Фактора вымирания, и его человеческой сущности в силу взаимодействия с миром через человеческое Ка Бриджет Стренд. Она сублимирует свои человеческие чувства через общение с Сэмом, что еще больше укрепляет в ней человеческую роль сестры, взращивая человеческое начало в ней. Активная фаза ее плана началась именно тогда, когда Сэм ушел из «Бриджес» и оборвал прежние контакты, то есть человеческое внутри нее лишилось подпитки, и Фактор вымирания все больше брал верх. Возвращение Сэма в жизнь Амелии снова пробуждает в ней человеческое, что приводит в итоге к появлению морального выбора, который Фактор вымирания ставит сам себе. Побеждает ли в итоге человеческое? Скорее да, но человечество не спасено, а лишь получило немного времени.
Интересным в образе Амелии является как раз ее подача, как человека. Мы привык ли к тому, что сила, которая приводит к Апокалипсису – это некая однозначно плохая сущность: эпидемия, или внешняя угроза, типа астероида, или действия искусственного интеллекта. Но Амелия – другой образ, смерть человечества реализована в человеке, причем именно в Ка, то есть в человеческой идентичности, что достаточно символично, поневоле закрадывается мысль о том, что человечество погубит сам человек с его человеческими стремлениями к познанию, уничтожению социальности и тд. Но концепция взаимодействия миров и дисбаланса между антимиром и миров, наводит на мысль о том, что смерть человечества – своего рода закономерный процесс, но ускорить или предотвратить этот процесс может только сам человек.
Сэм Стренд.
Если Амелия – это Фактор вымирания, то Сэма можно назвать фактором выживания. Протагонист игры, суровый курьер – фрилансер с ДУМ-способностями, Сэм, как мы знаем, является тем самым спасенным Амелией ребенком, которого воспитала Бриджет Стренд. Человеческая часть Ка Амелии нуждалась в некой сублимации, поэтому Сэм рос, часто посещая берега, и общаясь с ней. После смерти близких Сэм покидает «Бриджес» и становится курьером-затворником с боязнью прикосновений, хотя все его тело испещрено прикосновениями тварей во время его многочисленных возвращений. По факту, Сэм бессмертен, но это не значит, что он лишен инстинкта самосохранения, несмотря на свою отчужденность, он не лишен человечности.
Сэм берется за любую работу, что не делает из него фаталиста, в силу его способностей, скорее курьерство для него, это способ не думать о своих потерях, с большим количеством путешествий больше стиралась острота чувств, что больше превращало Сэма в безэмоционального, но сильного и крепкого как камень.
Почему же Сэм пошел по зову Амелии? По тем же причинам, по каким Амелия общалась с Сэмом – сублимация человеческого. Сэм прекрасно понимает, что он не такой, как окружающие и общение с Амелией – это способ быть откровенным с кем-то, кто не осудит. В дальнейшем, после смерти жены, воспоминания об общении с Амелией стали одним из немногих мостов от безэмоциональности к человечности, и конечно Сэм проникается к Амелии сразу, не зная еще ничего, и в дальнейшем это становится полноценной братской любовью. Отправляясь на запад за первой экспидицией, Сэм в разговоре с Дайхартменом и Дэдменом подчеркивает, что он не возвращается в «Бриджес», и ему вообще плевать на их планы, но он идет помочь Амелии.
За все повествование Сэм проходит некоторый эволюционный путь, то есть меняется, на это влияют, конечно, люди, которых он встречает. Сэм, так или иначе, сам того не желая, социализируется, смягчается, что в итоге видно по его отношениям с Фреджайл, и, в меньшей степени с остальными. Но самым важным катализатором изменений становится ББ, который в дальнейшем получает имя Лу. Сэм проникается к ББ, подсознательно ассоциируя его со своим погибшим ребенком. Кроме того ББ спасает ему жизнь, что намного больше, чем для него сделали окружающие, поэтому благодарность ББ и общий совместный путь сплачивают его с ребенком. Он воспринимает ББ именно как ребенка, как живого: он с ним разговаривает, укачивает, заботится о нем. Сэм все больше примеряет на себя роль отца, и его забота ярко проявляется не только на отношениях с ББ, и к концу повествования – на окружающих его людей, которые помогали ему в его пути.
Сэм лишен гордыни, не смотря на то, как меняется его репутация по ходу игры. Он очень практичен в своих действиях, эмоциональные поступки он совершает только ради ББ, Амелии и Фреджайл. Даже с Дайхартменом и его признанием Сэм спокоен и холоден.
Но все больше по мере повествования он чувствует свою оторванность от этого мира не только в силу своих способностей, но и от осознания, что он по факту, ошибка, аномалия для естественного порядка вещей, несмотря на то, что локально он сближается с людьми, глобально, он все дальше от ОГА и идей «Бриджес». Да, Сэм становится героем, но совсем не хочет этого и не стремится к этому, его взаимодействие с Амелией больше объясняется именно его локальными с ней отношениями, нежели какой либо глобалистикой.
Сэм понимает Амелию, он понимает ее, потому что сам очень на нее похож, ее судьба Фактора вымирания, своего рода крест, который она несет, параллелизируется с судьбой Сэма, как возвращенца, участь, которую он не просил. Именно перед Сэмом встает тот самый нравственный выбор: спасти человечество, или же отправить все в Антимир, и Сэм принимает решение спасти человечество, тем самым приняв решение за Амелию, становясь сильнее ее в этот момент, Фактор выживания, который сильнее Фактора вымирания, как было уже раньше до этого 5 раз. Самопожертвование – то, что делает Сэм, отсекая берег Амелии от других и оставаясь на своем берегу навсегда. Человек, который не является частью человечества и его социальной структуры, спасает то самое человечество.
Сомневаясь в себе, своей естественности, лишенный всяких чувств эмпатии и пытающийся скрыться ото всех, Сэм неожиданно становится дорог совершенно разным людям, которые и спасают его с берега, находя его через пистолет Дайхартмена. Сэм зарабатывает это отношение своими поступками, твердостью, целеустремленностью, несмотря на свою нелюдимость. Сэм узнает историю своей жизни, и подобно Унгеру, который раскрыл его капсулу, Сэм открывает капсулу своего ББ, не желая мириться со смертью ребенка, который был с ним и спасал ему жизнь множество раз. Да, Сэм смягчился, но с немногими, разрешая например Фреджайл прикасаться к себе, а это значит, что он полностью ей доверяет. Но настоящий катарсис происходит, именно когда Сэм вскрывает капсулу, и тут мы видим всю его эмоциональность, все то, что Сэм прятал под многими пластами нелюдимости. Сэм так и не осознал себя частью общества, но перестал быть одиноким, став отцом, и появление подобной жизни символично отражает зарождение нового государства под эгидой «Бриджес», и, глобальнее, зарождение нового витка развития человечества.
Сэм Стренд – пример персонажа с развитием без развития, если обычный путь становления героя отличается его видимой эволюцией, например, как Нео, или Симба, то Сэм - внешне статичный персонаж, не меняющий своего отношения к миру, но меняющий отношение к человеческому, он меняется внутренне, но это не делает его частью социальной структуры человечества. Сэм чувствует свою инородность, потом узнает о своей инородности, он ближе к Антимиру, чем к миру живых, как и Лу. Если вспомнить дуальность мира со стремлением к балансу, то Сэм – своего рода сила, рожденная Амелией в противоборство себе же самой, именно Сэм в итоге обеспечивает баланс между Антимиром и миром живых: Амелия жива, но отрезана от берегов, что исключает глобальный выход смерти, но не отметает вымирание в дальнейшем, Сэм же остается жив, но сам себя отрезает от остального человечества, и по факту не спасает его в дальнейшем, а лишь дает ему еще время – полный баланс. Сам Сэм всячески отрицает свою уникальность и избранность, понимая, что спасение человечества не вернет ему его погибшую семью. Поэтому, несмотря на общее спасение жизни и предотвращение апокалипсиса, смерть для Сэма наступила уже давно, и его близость с Антимиром заставляет его уйти в затворничество, взяв с собой в дорогу Лу. Она так же оторвана от мира живых, как и Сэм, и даже теплые отношения с Фреджайл и зарождение неких чувств не останавливает его от ухода. Сэм – герой момента, который появляется в нужное время и уходит, когда его миссия выполнена. Рожденный от мертвой матери, воскрешенный Фактором вымирания, потерявший семью и связь с миром живых, Сэм Стренд человечнее многих людей, его окружающих, и в этом есть еще один кусочек того самого дуализма, которым пропитан мир игры.
Итог.
Death stranding несет в себе много необычных идей, непривычных для рядового геймера. Хорошая это игра или плохая – это зависит от сугубо субъективного восприятия игр в целом, но именно эта особняковость делает игру уникальной. Количество кад-сцен приближает происходящее к интерактивному кино, придает происходящему больший реализм.
Но не этим сильна игра. Сильна она своей идейной наполненностью, уникальной концепцией мира, и его логичному построению. Выглядит она, как высказывание гуманиста о важности связей между людьми, так же – как высказывание футуриста о наказании человечества за всепоглощающую жажду познания, можно было бы сюда добавить множество «или» и перечислять дальше разного рода идеи и концепции. Несомненно одно: Death stranding – одно из самых интересных произведений искусства от разработчиков видеоигр, по крайней мере, за последнее время, и чтобы понять все многообразие концепций, которые переплетены тут в тугой канат, нужно окунуться в этот мир с головой и не торопиться пробежать ее от кад-сцены до кад-сцены, а принять неторопливость повествования и вместе с Сэмом отправиться в долгий поход на Запад для объединения человечества