Замечаю такую тенденцию, что в большинстве вакансий менеджеров маркетплейсов, указана функциональная задача "поиск нового товара". На мой взгляд это настоящее безумие и проще потратить деньги на благотворительность, чем выкинуть их на подобные идеи.
Давайте для начала разберём, то, почему вообще такие идеи зародились и прижились. Первой причиной зарождения этих идей стали — сервисы аналитики для маркетплейсов. Именно они начали продвигать мифы и легенды древней Греции, что с помощью их сервисов, можно подобрать идеальный товар, который будет продаваться и разлетаться как горячие пирожки. Только успевай закупай товар и конечно же не забывай оплачивать дорогостоящий сервис аналитики.
Думаю не нужно объяснять в чём здесь профит этих ушлых ребят? Но для тех кто совсем не выкупает, поясняю, эти ребята таким образом продвигают свой софт и пытаются его продавать, с помощью рассказов о том, как их программы сделают из вас миллионеров. Спойлер — не сделают.
Далее эти идеи по выбору товара, подхватили инфоцыгане, которые по сути занимаются тем же самым, только продают уже не сервисы, а свое обучение. Они уже продают супермегаэффективные и супермегаденежные методики работы с этими самыми сервисами.
Но, если провести анализ и посмотреть, а как же работают все эти сервисы, как они помогают найти выгодный товар, в чем их секрет? То там всего два основных способа:
1) Поиск трендового товара. То есть тот который вырос в выручке за короткий промежуток времени.
Чем он плох? Эта информация может быть ложной. Допустим. Какой-то селлер торгует по фбс и загружает сегодня на остатки 10 штук трусов. За сегодня он продал ровно ноль трусов. А завтра этот селлер, просто от скуки или по ошибке загружает на остатки 100 трусов. Сервис аналитики покажет вам, что у селлера было 90 продаж за день и это тот самый товар, который нужно брать. А по факту у него вообще ноль продаж, но уже поздно, ведь вы купили фуру трусов.
2) Анализ категории где якобы спрос превышает предложение.
Это абсолютнейший бред, потому что даже если вы реально найдете такую категорию, где спрос больше, чем количества товаров, то это совершенно не означает, что люди будут покупать ваш товар. Потому что данный анализ означает то, что в категории отсутствуют товары, которые удовлетворяют потребности клиентов.
Приведу пример. Буквально вчера, я искал хорошую джинсовую рубашку черного цвета, хотелось бы известной фирмы, типа Левис. Но, к сожалению я не нашел нужную мне рубашку, хотя они там есть и можно даже сказать, что их много. Но они не подходят мне по качеству, дизайну и т.д., потому что это китайский ширпотреб. И если вы загрузите в эту категорию еще одну китайскую рубашку, то я и вашу рубашку тоже НЕ КУПЛЮ. Вот так это и работает. То есть вроде бы в категории есть дефицит, вроде бы спрос превышает предложение, но ваш товар все равно никто не будет покупать, потому что он не соответствует ожиданиям клиента.
И вот тут мы подходим к тому, как нужно выбирать товар. А нужно его выбирать, исходя из потребностей клиента. Нужно знать, либо уметь распознать, что же хочет получить клиент от покупки того или иного товара. Какую боль он хочет закрыть. Дешево ему надо или дорого. Со всякими прибамбасами или в стиле минимализма. С карманами или без. И т.д.
А знать это можно, либо обладая интуитивными талантами и даром предпринимателя, либо имея опыт работы в определенной нише и понимая своего клиента как открытую книгу. Допустим, если вы 15 лет продаете кондиционеры, не важно, как владелец или как обычный продавец-консультант, то вы полюбому волей не волей, будете знать все хотелки своих клиентов. Какие кондиционеры им нравятся, а какие они не покупают. И вот у вас в этом случае, есть отличный шанс подобрать те кондиционеры, которые будут хорошо продаваться на маркетплейсах.
Так что мой совет заключается в том, чтобы вы выбрали одну или парочку ниш и копали в глубину. Изучали их досконально, вдоль и поперек и стали в этих нишах экспертом. И тогда вы будете знать, как, что и где покупать.
То есть как вы поняли, выбор товара для маркетплейса — это непростая задачка, даже для матерого предпринимателя. А что уж говорить, про менеджеров, которые прошли двухнедельные курсы от какого нибудь Лео Вафленко. А до этого всю жизнь работали библиотекарями в сельской детской библиотеке и о продажах слышали только по телевизору. Вы всерьез считаете, что они смогут вам чем-то помочь и подобрать идеальный товар? Если да, то вы очень глупый буратино. И очень незрелый. Потому что вы пытаетесь свою ответственность предпринимателя, переложить на плечи этой бедной девочки. Чтобы в случаи неудачи (а она будет 100%), винить в этом не себя, а её. Это некая психологическая защита, когда вокруг все дураки, а вы один красивый в белом пальто.
И тут кто-то может возразить, но как же так! Ведь существуют специальные люди по закупкам во многих компаниях! Конечно существуют, их называют байерами и они имеют огромную экспертизу в закупках и оценке товаров и их зарплаты превышают ваш доход. Но даже они выполняют не совсем те функции. Потому что их задача закупить себе в сеть, уже востребованные на рынке бренды. А селлеру это не подходит, потому что для селлера идеальный вариант, это когда товар уникален и не имеет точно таких же брендов на маркетплейсе. Ведь если точно такой же товар есть на маркетплейсе, то это будет соревновательная гонка в демпинге цен.
Ну и в концовке подытожим. Волшебных таблеток не существует. Сервисы аналитики при выборе товара — вам не помогут. Менеджеры — тем более. Вы должны знать своего клиента — лучше, чем самого себя. Что он ест на завтрак и каким запахом он пукает в обед. Только таким образом можно осознанно подбирать товары для продажи на маркетах, да и вообще в любом другом бизнесе. Всё остальное — это гадание на кофейной гуще.