Может ли легенда о крысолове намекнуть на настоящую трагедию, которая постигла город Гамельн более 700 лет назад?
Если вы посмотрите достаточно фильмов ужасов, то рано или поздно услышите, как персонаж произносит вариацию фразы: "У каждой легенды есть основания". Независимо от того, верно это утверждение или нет, фактом является то, что многие из наших самых нелепых сказок и вымыслов уходят корнями (по крайней мере отчасти) в настоящую историю, и что истина часто является более странной, чем вымысел.
Скорее всего, большинство из нас сталкивалось с некоторыми вариациями сказки о гамельнском крысолове. Это одна из многих народных сказок, записанных братьями Гримм, и она появилась в произведениях Роберта Браунинга и Иоганна Вольфганга фон Гете, не говоря уже о том, что она проникла в массовую культуру.
История такая...
История обычно гласит, что город Гамельн был поражен необычно огромным количеством крыс, и появился незнакомец из другого города, одетый в разноцветную (или "пеструю") одежду, и предложил избавиться от крыс в обмен на плату.
Затем герой достал флейту или свирель и начал наигрывать мелодию, после чего все крысы в городе последовали за ним через городские ворота и либо на близлежащую гору, либо в реку, в зависимости от того, с какой версией вы столкнетесь.
После горожане увидели, как легко дудочник избавил город от крыс, они пожалели о сумме, которую предложили ему, и отказались от своей сделки. На что тот в свою очередь поклялся отомстить, а позже — согласно одному из рассказов братьев Гримм, это было 26 июня 1284 года — он вернулся и снова прошелся по городу, играя на своей свирели. На этот раз все городские дети — 130 человек, согласно одному из самых ранних письменных свидетельств об этом событии, — последовали за ним через восточные городские ворота и поднялись на близлежащую гору, которая, по большинству свидетельств, широко разверзлась, чтобы поглотить их, и они исчезли, чтобы их больше никогда не видели.
Подробности истории варьируются в зависимости от рассказа, как это обычно бывает, и учитывая, что история Крысолова пересказывалась сотни раз с 1284 года (так много, на самом деле, что есть две разные страницы Википедии, посвященные адаптации легенды) существуют многочисленные вариации, не говоря уже о многочисленных разногласиях относительно значения фигуры Крысолова.
Одна вещь, с которой, кажется, сходятся все варианты, заключается в том, что наш загадочный персонаж почти всегда является тем, кто приманивает людей — обычно крыс (по крайней мере с 1559 года), а затем детей, но иногда и других людей, в зависимости от использования метафоры.
История знакома, но чего большинство из нас, вероятно, не знает, так это того, что она, по крайней мере, отчасти связана с очевидным событием, которое произошло в реальном городе Хамельн, Германия, в 1284 году. В самых ранних рассказах об этом событии нет крыс, которые появились примерно в 1559 году, но в них есть дудочник, одетый в свою "разноцветную одежду".
Вымысел сливается с явью
Наша первая подсказка о том, что на самом деле произошло в городе Хамельн, исходит из витража, который стоял в городской рыночной церкви, пока она не была разрушена в 1660 году.
Воссоздание витрины показало дудочника в его красочной одежде и нескольких детей, одетых в белое. Дата установлена записью в городской хронике Гамельна, которая датирована 1384 годом, и вовсе просто гласит: "Прошло 100 лет с тех пор, как наши дети уехали".
Хотя исторических данных недостаточно, чтобы с точностью установить, что произошло в городе Гамельн в 1284 году, нет никаких сомнений в том, что там произошло нечто, что оставило тяжелый след в городе и в мировом фольклоре.
Согласно многочисленным теориям, дети в городе умерли в этом году по естественным причинам или, возможно, утонули в близлежащей реке; или были убиты в оползне, что объясняет повторяющиеся мотивы крыс, которых загнали в воду, или виноваты горы, открывающиеся и поглощающие детей. Сам Крысолов считается символической фигурой смерти.
Еще одно объяснение заключается в том, что дети, возможно, погибли от черной чумы, из-за чего крысы могли быть позже добавлены в историю, Хотя хворь не посещала Германию до 1300-х годов, что не синхронизируется с событием.
Другие теоретики считают, что история о крысолове на самом деле относится к массовой эмиграции или даже к другому детскому крестовому походу, подобному тому, который, возможно, произошел в 1212 году.
Многие полагают, что дети могли эмигрировать — или даже быть проданы — в восточную Европу, включая Трансильванию или Польшу. Лингвист, Юрген Удольф, провел исследование, согласно которому, фамилии из Гамелина, возможно, попали в современные польские телефонные книги.
Современный веб-сайт города Гамельн ссылается на эту интерпретацию, утверждая, что "дети" в легенде на самом деле были жителями города, которые были готовы эмигрировать. В конце концов, разве не все жители города — дети этого города?
В таком случае, крысолов — это не отдельный человек, а "призыв" территориальных правителей, которые вербовали жителей города для переселения в Моравию, Восточную Пруссию, Померанию и другие места.
Какими бы ни были факты этой истории, она по сей день не забыта в городе. В 16 веке, когда в стене вокруг города были построены новые ворота, на них была выведена следующая надпись: "В 1556 году, через 272 года после того, как волшебник вывел 130 детей из города, был возведен этот портал".
Сегодня город Гамельн известный уже как Хамельн, в котором сейчас проживает около 57 000 человек, хранит информацию о легенде о крысолове на своем веб-сайте, а в летние месяцы актеры исполняют интерпретации этой истории на городской площади. А на дороге, по которой предположительно прошли дети, и на сегодняшний день запрещено играть музыку и танцевать.
Понравилась история? Подписывайся на канал! У нас еще будет много интересного!
Теперь мы есть не только на Дзене!)
Тик Ток: tiktok.com/@8_neon_axe_8