Про философа Спинозу большинству известно только шутливое выражение: «тоже мне, Спиноза нашёлся!», - так говорят про тех, кто умничает. А про жизнь великого мыслителя мало кто знает. Например, про то, что Спинозу прокляли коллективным проклятием его же единоверцы.
Про то, что сестра старалась отнять у Спинозы наследство; он ей сам все отдал... Он не очень долго прожил, этот учёный. Но сама жизнь Бенедикта Спинозы – пример того, как слабый, больной, бедный человек может преодолеть проклятие, изгнание, предательство родных и ненависть общества. И остаться человеком.
О проклятии и его убийственном влиянии много писали великие антропологи и этнологи. Они собственными глазами на общались гибель туземцев после того, как на них «наводили порчу». У антрополога Мосса, изучавшего влияние коллективных проклятий, есть история о том, как шаман проклял трех членов племени.
И два моментально легли в своих хижинах и умерли. Такова сила проклятия! А третий не стал ложиться в хижине; он с друзьями пошел на охоту. Вернулся обратно с богатой добычей и поделился с друзьями и своими женщинами – и не умер, к изумлению соплеменников.
У этого человека была воля. Свободная воля и внутренняя сила, которые помогли ему противостоять злому колдовству. Он сопротивлялся и хотел быть полезным своим близким – и остался в живых.
И мой рассказ не о сложной метафизической системе философии Спинозы, он о том, как человек преодолевает удары судьбы и людскую ненависть силой духа и мысли.
Родители Спинозы были евреями-сефардами и бежали из Португалии в Амстердам. Там свирепствовала инквизиция, а евреев попросту убивали. Король Карлос просто выразил свои взгляды: «пусть лучше у меня вовсе не будет подданных, чем будут подданные-еретики!». И евреи спешно покинули родину, отправившись в страну с более гуманным климатом.
Здесь отец Спинозы стал торговать фруктами и растить детей. Маленький Барух, так звали Спинозу, был умным и добрым мальчиком, с большими карими глазами и вьющимися волосами. В шесть лет он потерял мать – она умерла от туберкулеза.
Кроткий ребенок был всем мил и приятен; он отлично учился, был послушным и внимательным. Вскоре он стал посещать религиозную школу «Эц Хаим», где делал большие успехи, изучая Тору, Талмуд, риторику… И Аристотеля, и Аверроэса – в переложении еврейских мудрецов.
Юный Спиноза знал португальский, испанский, нидерландский языки; немного говорил на французском и испанском, прекрасно писал на литературном иврите. В многом знании многая печаль; со Спинозой случилось самое страшное, что только может случиться с умным и образованным человеком. Он начал мыслить самостоятельно! Он принялся строить свою философскую систему и рассуждать о познании Бога… И даже писать статьи и книги.
Тучи сгустились и вдалеке раздались глухие раскаты грома – но Спиноза не внимал предостережениям. И продолжал мыслить. И высказывать свои мысли. Религиозная община не сразу наказала вольнодумца и еретика; сначала ему предложили тысячу флоринов в год – большую сумму! – чтобы он замолчал и продолжал посещать синагогу, исполнять обряды, вести себя примерно.
Хрупкий юноша отказался от денег; он не хотел продавать свою свободу. И продолжил писать свои книжки, размышлять о человеческой душе.
Умер отец Спинозы, оставив двадцатидвухлетнему Баруху все свое состояние. Он был богатым человеком. Родная сестра Ребекка стала судиться с братом, чтобы обобрать его; она проклинала брата и желала ему смерти, требуя свою часть имущества.Спиноза посчитал это несправедливым и нанял адвокатов – они в два счета доказали несправедливость притязании алчной Ребекки. Спиноза отстоял свое имущество законно, добился справедливости.
А потом отдал все, абсолютно все, алчным сестрам – берите, раз уж вам это так нужно. Он попросил отдать ему только кровать – он к ней привык. Но и кровать получить не удалось – дома-то не было, куда можно было бы эту кровать поставить…
Спиноза стал бедным. И его как раз прокляли еще раз, всей общиной. За его богопротивные размышления и атеизм – хотя ровным счетом ничего атеистического нет в сочинениях Спинозы. Напротив, он был верующим человеком и не сменил религию, даже когда его подвергли «херему», отлучению и проклятию. Кантор жег черные свечи и говорил страшные слова, желая юноше смерти и мучений. И вся община принимала в этом участие, в этом страшном обряде.
Теперь Спиноза стал проклятым нищим изгоем – вернее, должен быть стать таким. Его жизнь была кончена. Или следовало лечь на пороге синагоги и позволить себя топтать ногами и бить плетьми – может быть, тогда проклятие снимут? Этот страшный ритуал восьмилетний Барух виде своими глазами, так «прощали» вольнодумца-философа Уриэля да Косту, которого тоже признали «угрозой благочестия и морали», как юного Спинозу.
А вскоре на Спинозу напал с ножом фанатик – юноша успел защититься, подняв плащ; нож прорезал одежду. И все это – за то, что Спиноза смел мыслить вслух и писать свои мысли на бумаге! Он поступил также в колледж бывшего иезуита, «веселого доктора» Ван ден Эндена, где продолжил изучение философии. Он сменил свое имя на «Бенедикт», что значит «благословенный»; тогда философы брали себе латинские имена, это было в порядке вещей.
Он сменил имя, но никогда не сменил свою веру; это было бы непорядочно и некрасиво… Он не отрекался от веры; это люди его изгнали и прокляли. Имя «Бенедикт» напоминает об одной формуле средневековых богословов: «маледиктус лечится бенедиктусом», проклятие лечится благословением.
Спиноза изучал труды богословов, он не мог не знать это «правило лечения проклятия». Молодой философ изучает и искусство шлифовки стекол – это ремесло будет кормить его до конца жизни. И пишет «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье». Хотя у самого Бенедикта счастья так мало… Он полюбил дочь «веселого доктора» Ван ден Эндена. Но девушка предпочла другого – тот, другой, преподнес ей жемчужное ожерелье…
Бенедикт тихо отошел в сторону и написал о том, что разум лучше любви. И ругать объект своей страсти не следует; следует избавиться от страсти, предпочесть ей разум…Спиноза так никогда и не женился. Гонения усилились, и он переехал в Гаагу, где снял скромную комнату, в которой и жил до самой смерти. И продолжа писать свои книги, зарабатывая шлифовкой стекол – ремесло спасало его от голода. Впрочем, он мало ел: довольствовался тарелкой каши и ломтиком поджаренного хлеба.
Он сильно кашлял, начался туберкулез, от которого умерла его мать. Развитию болезни способствовала тонкая стеклянная пыль, которой все было покрыто в мрачной комнатке. И непрерывное курение – врачи считали курение отличным средством от чахотки и порекомендовали Бенедикту курить как можно больше! И табак выбирать покрепче! Спиноза курил; он верил врачам, он вообще доверял науке. И подолгу не выходил из своей комнатки, где лежал слой стеклянной пыли и по углам сидели пауки в паутине.
Иногда философ играл с пауками: смотрел, как они дерутся друг с другом и смеялся. Можно догадаться, о чем он думал в эти минуты. Окно выходило на бесконечные каналы и занесенные снегом картофельные поля. Однажды философ три месяца не покидал свою комнату – ему попросту некуда было идти. Он шлифовал стекла, варил кашу и писал свои книги о Боге, счастье, судьбе и познании. Наверное, это была очень печальная жизнь – как вид из его окна.
Однако у философов своя внутренняя жизнь, богатая событиями и прозрениями. Ей и жил Бенедикт. Его книги издавались под псевдонимами, их проклинали, ругали, называли «адскими» и «дьявольскими» - хотя ровным счетом ничего «адского» в них нет. Спинозу непременно сожгли бы или замучили в застенках, но времена были либеральные, демократические. Людей почти перестали сжигать.
Одного философа обвинили в ереси за его сочинения, в которых он упоминал и Спинозу, как источник. Судьи предлагали гуманно наказать этого ученого, проткнув язык раскаленной кочергой, отрубив пальцы и причинив еще какие-то небольшие повреждения. Это же не варвары были, а образованные европейцы!
Но наказали еще более гуманно – отправили на каторгу на десять лет и отобрали имущество; дело все же было в свободной Гааге, где даже к вольнодумцам относились человечно, как видите. Вот в какой европейской обстановке жил и работал Бенедикт Спиноза. И немного понятнее становится, почему он месяцами не выходил из комнаты, предпочитая забавы с пауками – они куда безобиднее и понятнее иных людей.
Впрочем, из комнаты Спиноза однажды не мог выйти не по своей воле – хозяин схватил хрупкого жильца и посадил под замок. Франция нарушила договоренности и напала на Нидерланды; произошли волнения, а на площади разъяренная толпа разорвала друга и покровителя Спинозы Яна де Витта.
В необычайном волнении Спиноза написал на плакатике: «Подлые, подлые варвары!» - и попытался броситься на площадь с этой прокламацией в руках. Хозяину удалось схватить постояльца и запереть в комнате.
Так хозяин спас Спинозу еще один раз. Принц Конде вызвал к себе философа для встречи; тогда принцы интересовались философией. Спиноза поехал, но Конде отправился по важным государственным делам, забыв о своем приглашении. И несколько недель Бенедикту пришлось провести в ожидании государственного деятеля во враждебном французском лагере.
Спиноза простодушно – а мудрецы бывают простодушны, - ждал аудиенции, но пришлось возвращаться домой, в Гаагу. Там его обвинили в шпионаже; Спиозу постоянно обвиняли в преступлениях, которых он не совершал. И к дому, где жил философ, стала подтягиваться толпа сограждан, выкрикивавших обвинения. Спиноза решил выйти к толпе и прямо, искренне, просто сказать: «Я никакой не шпион. Вы ошибаетесь!».
Хорошо, что хозяин снова схватил Спинозу и запер в комнате – иначе он закончил бы жизнь как его покровитель, растерзанный на площади…
У Спинозы были друзья и богатые покровители; таково свойство великих умов и искренних сердец – привлекать к себе доброе внимание.
Философу предлагали возглавить кафедру в университете, но он отказался – не хотел потерять свободу. Свободу мыслить и говорить то, что он считает верным. Покровители собрали для Спинозы крупную сумму денег и предложили годовое содержание – философ поблагодарил и отказался, взял немножко денег, ровно столько, чтобы не обидеть друзей.
Он кашлял все сильнее, терял силы и понимал, что скоро умрет, но его больше заботила судьба его сочинений, которые он передал на хранение друзьям. В страшной нищете, в убогой комнатке с пауками, Спиноза производил странное впечатление – он был чрезвычайно опрятно одет. Одет в старые, ветхие, но чистые и отглаженные вещи, костюм его всегда был аккуратен; он даже уделил этому вопросу особое внимание в своих сочинениях, указав, что ученый должен быть примером опрятности.
В комнатку приезжали гости; приезжал и философ Лейбниц, и они часами вели философские беседы со Спинозой – о Боге, смысле жизни, о счастье человека, о судьбе. Искрилась стеклянная пыль на книгах, - только книги и остались от философа Бенедикта Спинозы.
Когда он умер, аптекарь арестовал тело за несколько гульденов – Спиноза не успел рассчитаться. И друзьям пришлось выкупать тело для похорон у аптекаря. Наследство было таким мизерным, то даже алчная Ребекка отказалась его принимать; зачем ей дрянные книги, которые вот до чего доводят? Бенедкиту было всего 44 года – как нашему Чехову…
Имя Спинозы в Европе было проклято и забыто. Чтение его книг приравнивалось к богохульству. Его называли «исчадием ада», «еретиком», «угрозой морали», - не перечислить всех оскорблений, выпавших на его долю после смерти.
И только со временем личность и мысли философа стали ясны и понятны. И великий Гете был потрясен словами Спинозы: «кто истинно любит Бога, тот не будет стремиться к тому, чтобы Бог в свою очередь любил его». Вот об этом и писал Спиноза – о Боге, о Природе, о Любви и понимании. О человеческом предназначении и счастье.
И жизнь философа может показаться трагичной и унылой – это не так. Он жил в темные времена. Он был проклят, изгнан, обобран, предан; но он сохранил себя и свою личность. Он говорил и делал то, что считал нужным. У него было много друзей; он просто считал низким пользоваться связями и деньгами добрых людей.
Его ненавидели, но не смогли погубить и заставить лечь на порог, чтобы топтать. Он жил так, как хотел и как было угодно Богу – веру в которого философ не терял ни на миг. Он писал свои книги и шлифовал стекла, чтобы люди могли лучше видеть. Такова была его миссия – а когда у человека есть миссия, погубить его проклятием невозможно.
Анна Кирьянова