Когда я начал заниматься сторителлингом, как наукой “создания своей аудитории и работы с этой и вообще любой аудиторией” не только в смысле выступления перед ней, но вовлечения ее в единую с рассказчиком историю. Созданию единой истории на основе общих внутренних ценностей каждого и смыслов (со-мыслия) всех. Тогда же я имел в основном зарубежные примеры использования сторителлинга политиками, бизнесменами, благотворителями, учителями, спортсменами и артистами. И много еще кем. От чего сетовал по поводу того, что таких примеров нет в российской социальной, культурной жизни. Точнее они были, но, скорее, как не очень научные и совсем не системные исключения.
Особенно я переживал за нашего Президента, к которому я на тот момент (2007 - 2008 год) стал испытывать не только искренний интерес, но и такое же искреннее преклонение. Почему американские президенты пользуются сторителлингом и не боятся представлять свои истории на суд американского народа, а у нас этим мощнейшим инструментом власти не пользуются. Надо сказать, я ошибался. Позже я узнал, что вхождению Путина во власть предшествовала его книга “Владимир Путин. Разговоры от первого лица”. Да… это было большое интервью данное Владимиром Владимировичем трем автором Андрею Колесникову, Наталье Тимаковой и Наталье Геворкян, но это было абсолютное вспоминание, воссоздание и представление своей Истории от корней до сегодняшнего дня. И ошибка пресс-службы Путина, что о ней до сих пор мало кто знает. Хотя в ней (и сейчас это все более очевидно) все ключи к тому, что было сделано им вместе со страной и народом позже. Мало того, именно в этой книге Президент превращался из государственной функции в небезразличного и ответственного за страну и народ человека.
Дальше использование сторителлинга было все очевиднее и очевиднее. Каждое его выступление превращалось именно в “представление Истории, со-бытия”. Это были ритуалы, за которыми следовали “жертвоприношения,” выводящие страну на новый уровень развития. Все двадцать с лишним лет. И еще раз хочу подчеркнуть, это не были только лишь выступления на публике, весьма профессиональные с точки зрения науки сторителлинга. Это было ВОССОЗДАНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Это было непрерывное делание Истории “рассказчиком” вместе со своей “аудиторией”. Путин, как настоящий сторителлер или даос расширял понятие “здесь и сейчас” как можно глубже в прошлое и как можно дальше в будущее. Он обращался к истории и прошлому нашей страны, нашего народа, не просто, чтобы создавать иконы для поклонения. Он тем самым делал героев из сегодняшних людей. Сегодняшних военных, управленцев, предпринимателей, спортсменов, учителей, актеров, художников и музыкантов. Из каждого из нас. Отвечая на вопросы (за нас и с нами) “Кто мы?” “Зачем мы здесь?” “Куда мы идем?” “Каковы наши ценности?”
Настоящий рассказчик, сторителлер помогает сегодняшним героям вспомнить, что они ГЕРОИ. Наполнить их энергией их же предков. Показать то, что ВЫ ЖЕ МОЖЕТЕ! Потому что вы и ваши предки так делали и не раз! Не раз вам и им приходилось преодолевать! И мы… МЫ… ПРЕОДОЛЕВАЛИ и ПОБЕЖДАЛИ. Что это, если не сторителлинг чистой воды и высшей пробы? Вот и на Петербургском Международном Экономическом Форуме его речь это погружение в Историю, в со-бытие. Совместное наше бытие. Ради дления общей жизни. Высшей и вечной жизни. Тогда любое преодоление, всего лишь глава. Все в его выступлении было пронизано именно этими смыслами. Оно, как и любая красивая и правильная История не началось с его первых слов на трибуне форума и не закончилось через полтора часа. Оно длилось и будет длиться в наших общих делах. Формально же последними словами были примерно следующие… Сегодня либо ты сохраняешь свой суверенитет, либо превращаешься в колонию. Что-то похожее сказал один сторителлер, слова которого я приводил не раз: “Сегодня, если ты сам не представляешь СВОЮ ИСТОРИЮ, о тебе, в лучшем случае, молчат…” Примеров тому уже тысячи. А мы больше не откажемся от своего суверенитета рассказчика.
Вместе с Президентом!