Найти тему

Влиятельная "дурнушка". Варвара Арсеньева

Варвара Михайловна Арсеньева
Варвара Михайловна Арсеньева

Младшая дочь стольника и якутского воеводы Михаила Афанасьевича Арсеньева Варвара родилась в 1676 году.

Жизнь её получилась яркой и насыщенной.

Фрейлина Екатерины I, любовница Петра I, свояченица Александра Меншикова, вместе с ним попавшая в опалу при новом правлении и сосланная в монастырь.

Документы Российского архива древних актов отмечают, что у якутского воеводы было три дочери - Аксинья, Дарья и Варвара. Свою службу при дворе начинали у вдовой царицы Натальи Кирилловны, а затем у любимой сестры Петра I Натальи Алексеевны. Там и произошло удачное знакомство Дарьи Михайловны с влиятельным Меньшиковым. В 1701 году Дарья и Варвара Арсеньевы значились среди служащих «царевича Алексея Петровича комнат».

Дарья Михайловна Арсеньева
Дарья Михайловна Арсеньева

Аксинья Арсеньева вскоре вышла замуж за одного из представителей дворянского рода Колычовых. Варвара, не обладавшая красивой наружностью, к тому же горбатая, понимала, что на женское счастье рассчитывать не приходится. Поэтому, заметив «склонность» Меньшикова к сестре Дарье, и прекрасно понимая какое будущее, ждёт ближайшего друга Петра, Варвара постаралась держаться как можно ближе к супружеской паре. Дарья в 1706 году вышла замуж за Меншикова. Очень скоро и Варвара была представлена Петру I. Она была пикантная женщина: не красавица, но остроумная и желчная. Да и сам Меншиков надеялся стать зятем царя и убеждал жену Дарью, чтобы та приучала сестру к чтению и самообразованию: мол, царь любит интересных женщин. Как ни парадоксально Меньшиков надеялся, что Пётр не просто заинтересуется Варварой, но и женится, тогда Меньшиков через свою жену породнился бы с царской фамилией. Однако этого не случилось, избранницей Петра стала Марта Самуиловна Скавронская, ставшая Екатериной I. А Варвара стала фрейлиною императрицы Екатерины, которая была довольно привязанной к ней. Эти дамы стоили друг друга. Распутная и любвеобильная Екатерина предпочитала иметь рядом пусть и не красивую, но соперницу по постелям. Да и врождённый ум Варвары был всегда полезен. Варвара же не сумев завести собственной семьи, верой и правдой служила семье своей сестры. А присутствие при Екатерине всегда позволяло ей отслеживать всю подковёрную игру в высшем свете.

Меньшиков и Пётр I
Меньшиков и Пётр I

Согласно утверждениям современников Пётр I и Меншиков делили между собой благосклонность обеих сестёр.

Валишевский пишет об этом:

Петр в это время избрал другую сестру Арсеньеву, Варвару, которую Меншиков надеялся сделать царицею, чтобы стать зятем царя. С этою целью он заботился об образовании новой фаворитки: «Для Бога Дарья Михайловна», — писал он Дарье Арсеньевой, — «принуждай сестру, чтобы она училась непрестанно, как русскому, так и немецкому ученью, чтобы даром время не проходило».

Вот что он рассказывает о первых шагах её победы Вильбуа: «Петр любил все необыкновенное. За обедом он сказал Варваре: „Не думаю, чтобы кто-нибудь пленился тобою, бедная Варя, ты слишком дурна; но я не дам тебе умереть, не испытавши любви“. И тут же при всех повалил её на диван и исполнил своё обещание». Нравы тогдашнего общества допускали правдоподобие этого рассказа. Дикое извращение чувств и смешение связей, довольно распространённое явление высшего света в петровское время. В Меншиковском дворце имела свои комнаты, называемые Варвариными палатами.

В доме князя она пользовалась непререкаемым уважением. На ней, по-видимому, держался и дом, и воспитание детей. Это была личность приметная и влиятельная. Недаром ей после падения Меншикова была уготована келья, в то время как братья Дарьи Михайловны ущемлены не были...

Имя Варвары Михайловны в документах семьи встречается так же часто, как и имя сестры. Редко какое письмо Александра Даниловича не содержит просьбы передать поклон Варваре Михайловне. Равным образом, в ответных письмах Дарья Михайловна не забывала поклониться супругу от имени своей сестры. Из этих сведений можно сделать единственный вывод: в доме Варвару Михайловну чтили и княгиня, и князь..

А самое примечательное в положении Варвары Михайловны - она, в отличие от княгини, вмешивалась в дела вельможи и не чуралась роли ходатая. К ней постоянно обращались с просьбами о предстательстве перед князем, в числе просителей выступала иногда и императрица Екатерина I.

Н.И. Павленко пишет: «В отличие от своей сестры, женщины мягкой и сердобольной, с нежной и чувствительной душой, горбунья Варвара Михайловна была умной, начитанной, властной и желчной. Современники отмечали, что светлейший часто пользовался советами свояченицы и даже без ее благословения не принимал ни одного серьезного решения».

После кончины Петра она при обручении своей племянницы Марии Меншиковой с императором Петром II 22 мая 1727года, была пожалована в обер-гофмейстерины двора царской невесты с ежегодным окладом в 2000 руб. и с предоставлением права «брать шаг после жен генерал-фельдмаршалов»; кроме того, ей было подарено несколько деревень.

С появлением в Москве подмётного письма (24 марта 1728), положение Меншиковых ухудшилось: решено было Меньшикова с семьей отправить в Берёзов, а Варвару Михайловну «послать в Белозерский уезд, в Горицкий девичий монастырь и там её постричь при унтер-офицере, который её повезёт, и велеть ей там по тому же быть несходно, а игуменье смотреть над нею, чтобы никто, ни к ней, ни от неё не ездил и писем она не писала». Обряд пострижения видел унтер-офицер Верёвкин, и Варвара Михайловна была наречена Варсонофией.

В Горицком монастыре за ней зорко следили. Она не смогла справиться с обрушившимся несчастьем и скончалась в 1729 году.

Судьба В.М. Арсеньевой оказалась очень типичной для XVIII в.. Воспитанная в духе перемен петровского времени, всем своим образом жизни связанная с новыми традициями и новыми веяниями, она, тем не менее, закончила свои дни, как и ярая противница этих нововведений царевна Марфа Алексеевна, сосланная до конца жизни в Успенский девичий монастырь в Александровой слободе. На протяжении всего XVIII в. для женщин из знатного сословия заключение в монастырь, пострижение оставалось фактически единственным средством длительного наказания.