"Мимино" воспринимался советским зрителем сквозь призму реалий того времени/дефицита и скрытого неравенства/, смысл этой грустной комедии был, казалось бы очевиден. Современному зрителю реалии эти неизвестны или малоизвестны, поэтому настало время вскрыть "дремлющий" смысл, а точнее ту концепцию фильма, которую заложил в него режиссер. В увертюре фильма есть сцена, которая задает проекцию дальнейшего сюжетно-смыслового структурного построения фильма: герой показывает индийскую или иную восточную киноленнту-драму, где жених в несколько гротескной форме был отвергнут отцом невесты из-за "низкого происхождения", в результате герой мелодрамы стреляется. То есть в социальном и личном, витальном смысле герой терпит неудачу. И вот этот паттерн воспроизводится в различных образах неоднократно в фильме: Мимино недостает .... происхождения и положения, то есть тех примет социальной успешности советского общества, которые определяют часто весь жизненный путь героя. Вспомним эти сцены: милиционер отбирает у Мимино права и автомобиль, не признавая за ним право на привилегии и не признавая его равным; из большой авиации он выбыл из-за скандала, вызванного безнравственными действиями представителя советской торговой элиты; из гостиницы его выселяют, т.к.он не входит в группу привилегированных постояльцев; на работу его не берут без случайной протекции, сама протекция вызвана лишь стечением обстоятельств и наличием некоторого процента совести у конфидентов, т.к. их троих все же обьединяет память о войне, да и то в плане выхода из неловкой ситуации, с целью сохранить лицо; буфетчица не желает принимать его "чаевые", отказывая ему в подтверждении его статуса превосходства. И обратите внимание, что на протяжении всего фильма звучит заливистая песня "птичка, птичка-невеличка", то есть это аллегория главного героя, который как эта птичка-невеличка пытается куда-пробиться, отыскать свое место.На обложке моего поста изображен кадр из фильма, где Мимино едет после освобождения из тюрьмы, и тут он с горечью вспоминает/лицо его мрачнеет/ поединок двух баранов, когда победитель наддает другому, промгравшему, рогами под зад, вот также в тот момент Мимино ощущает себя. А дальше социальный паттерн меняется на психологический-фильм заканчивается тем, что герой возвращается на свое место, где у него есть и происхождение и положение. Вот такую проекцию на социальную структуру советского общества бросает режиссер в своих микросюжетах...