Жюльен Ришар
Мы привыкли к историям о праведниках мира, которые в годы Второй мировой спасли сотни и даже тысячи евреев. Эти истории на слуху, имена их героев хорошо известны: Оскар Шиндлер (в последнее время его вклад в спасение жертв Холокоста подвергается сомнению), Анхель Сан Брис, Ирена Сендлер и другие.
Но есть в этом списке люди, которые спасли всего одну или несколько жизней. Их заслуги в сохранении еврейской нации не стоит преуменьшать. Недаром на израильской медали, которую присуждает сайт "Яд Вашем", выгравированы следующие слова: "Тот, кто спас одну жизнь, будто спас целый мир". Это особенно справедливо, если речь идет о жизни ребенка…
***
Бельгия была оккупирована фашистской Германией с 1940 года. Казалось, что жизнь в маленькой стране шла своим чередом. Как и везде, люди боялись бомбежек и самоуправства новых "хозяев", как и везде им не хватало еды, а их мужчины уходили в ополчение.
Однако фашисты не были бы фашистами, если бы не устроили Холокост и в этой стране. Преследования этнических евреев в Бельгии были не менее жестокими, чем в других частях Европы. А все потому, что ранее на территорию этого государства проникли еврейские беженцы из Германии, Чехословакии, Польши и Австрии. В общей сложности на территории маленького государства оказалось около 56 тысяч евреев.
До 1942 года многие из них были уничтожены в концлагерях. По предварительным данным, это более 24 тысяч человек. Многие дети остались сиротами. Таковым несчастным ребенком был паренек, который поступил в брюссельский интернат для мальчиков как раз в 1942 году. Это заведение следило за моральным обликом подрастающего поколения, в нем преподавали католические священники и пасторы.
Директора интерната звали Леоном ван ден Брюэном. Мужчина подвел новенького мальчика к священнику Жюльену Ришару и тихонько промолвил:
"В твоем классе будет учиться еврей. Живому или мертвому, никому ни слова".
Священник не задавал лишних вопросов. Он итак все понял. Ришар понял, что парнишка этот остался сиротой, и что теперь он вынужден скрываться от нацистских "зачисток". К счастью, детей легче спрятать от вездесущего ока гестапо. В их внешности еще не так выражены еврейские черты. А еще дети охотнее принимают правила игры.
Чтобы у гестповцев не возникало вопросов, Жюльен Ришар придумал целый план. Каждые каникулы он отвозил еврейского мальчика к родственникам на ферму.Так не возникнет подозрения, что новенький ученик является сиротой.
Ришар научил своего протеже католическим обрядам. Позже он узнал, что на территории интерната есть еще два таких же еврейских "подкидыша". Все эти дети очень хотели спрятаться и выжить, поэтому старались быть "как все". Они ходили на католические мессы, учили Закон Божий и даже получали причастие. Это было большим плюсом на случай облавы или вызова на допрос к полицаям.
Еврейские дети принимали правила игры, но сам Жюльен Ришар понимал, что это неправильно. Однажды между ним и его маленьким протеже состоялся серьезный разговор. Случилось это тогда, когда во время прогулки еврейский мальчик попросил священника окрестить его. "Это могло бы стать самым весомым доказательством".
На что Ришар ответил, что крестит только верующих: "Оставайся тем, кто ты есть. После войны посмотрим".
Все бельгийские священники, укрывавшие в своих классах еврейских детей, смогли выполнить свою благую миссию. Более полусотни из них были удостоены почетного звания Праведника народов мира.
Получил свою медаль за спасения жизни еврейского мальчика и двух его собратьев по несчастью и Жюльен Ришар. Было это в 1995 году.
Директор того самого интерната ван ден Брюэн был удостоен этой чести годом позже. Его интернат приютил трех еврейских сирот и воспитал их хорошими людьми.
И хотя священники уже были почтенными старцами, в 1998 году Ришар смог приехать в Израиль по приглашению "Яд Вашем". В тот год с размахом отпраздновали 50-летие образования еврейского государства.