Род Зотиковых берёт своё начало с Верхнего Лешуконья Архангельской губернии. Верхнее в отличие от Нижнего считалось бедным районом.
Мой прадед Павел Егорович в поисках лучшей жизни отправился сначала в Архангельск за 430 километров, а затем в Петербург. Устроился работать на завод. Жизнь и работа на заводе были тяжёлой. Павел был грамотным, это тогда было редкостью. Читал запрещённые книги, пел революционные песни, выступал против царского режима. Таких, как он, считали неблагонадёжными и старались отправить подальше от центра. Дорога на Север лежала через родное Лешуконье.
Взял с собой граммофон, гармонь, книги. Дорога была долгой. Остановился в деревне Вижас, которая стояла на Мезенском зимнем тракте. Ещё в начале XVIII в. сюда, скрываясь от преследований властей, бежали старообрядцы с Мезени и Пинеги. Здесь повстречал и полюбил девушку, на которой вскоре женился - Качегову Матрёну Мартыновну.
Первой появилась на свет дочь Ульяна, но жила она недолго, неизвестная тогда болезнь – испанка, скосила девочку. Вторая дочь, Анастасия, прожила долгую жизнь. Через 10 лет после Насти, в 1911 году, родился долгожданный сын – Фатин. Но вырастить наследника Павел уже не мог. Когда мальчику был всего год, отец умер.
В деревне Павла считали чужаком, т.к. он пришёл с других мест и не по своей воле. «Северная сторона – беглому держава, от беглого и разорится», - говорил мой дед Фатин, вспоминая своего отца. Много бежало сюда людей от произвола царского. Набеглые (так называл их дед) селились на северных просторах. Появлялись маленькие деревушки по 2 дома. И хотя прадед Павел НАБЕГЛЫМ не был, он был ссыльным, на общем кладбище ему места не дали. Место захоронения теперь уже никто не может показать.
#реальные истории из жизни #дореволюционная россия #заполярье