Найти в Дзене
машина

Послесловие про конструктора Крещука, который пытался спроектировать на ГАЗе чудо-амфибию МАВ-3

Друзья, если вы являетесь нашим постоянным читателем, то наверняка помните одну неприятную историю, связанную с амфибиями, которая случилась семь десятков лет тому назад на ГАЗ им. Молотова. Сейчас очень кратенько напомню ее суть. В институте НАМИ на рубеже 1940-х и 1950-х по заданию военных была разработана малая амфибия МАВ модели НАМИ-011 на агрегатах ГАЗ-67Б. Ее создатели даже получили Сталинскую премию. Осваивать машину, разумеется, поручили ГАЗу. Но в Горьком отнеслись к задаче без энтузиазма: "ноль одиннадцатая" машина была, во-первых, откровенно сырой. Во-вторых, представляла собой технику вчерашнего дня, а не завтрашнего. А в-третьих, базовая модель внедорожника ГАЗ-67Б готовилась вот-вот навсегда покинуть конвейер. В этой связи на ГАЗе ринулись срочно разрабатывать альтернативную амфибию МАВ-69 (ГАЗ-46) на агрегатах ГАЗ-69. Внешне почти такую же, как московский МАВ (неспециалист с трудом различит их внешне), но значительно более совершенную - по всем статьям! И разработали е

Друзья, если вы являетесь нашим постоянным читателем, то наверняка помните одну неприятную историю, связанную с амфибиями, которая случилась семь десятков лет тому назад на ГАЗ им. Молотова. Сейчас очень кратенько напомню ее суть. В институте НАМИ на рубеже 1940-х и 1950-х по заданию военных была разработана малая амфибия МАВ модели НАМИ-011 на агрегатах ГАЗ-67Б. Ее создатели даже получили Сталинскую премию. Осваивать машину, разумеется, поручили ГАЗу. Но в Горьком отнеслись к задаче без энтузиазма: "ноль одиннадцатая" машина была, во-первых, откровенно сырой. Во-вторых, представляла собой технику вчерашнего дня, а не завтрашнего. А в-третьих, базовая модель внедорожника ГАЗ-67Б готовилась вот-вот навсегда покинуть конвейер.

Та самая амфибия НАМИ-011
Та самая амфибия НАМИ-011

В этой связи на ГАЗе ринулись срочно разрабатывать альтернативную амфибию МАВ-69 (ГАЗ-46) на агрегатах ГАЗ-69. Внешне почти такую же, как московский МАВ (неспециалист с трудом различит их внешне), но значительно более совершенную - по всем статьям! И разработали ее чрезвычайно быстро. Но поскольку просто отказаться от госзадания по освоению НАМИ-011 было нельзя, эту машину тоже взяли в проработку - по-честному! - и модернизировали, насколько было возможно. План, полностью поддержанный основным заказчиком (военными), был простой: подготовить обе модели к испытаниям, сравнить и ставить на производство МАВ-69 который объективно не оставит и шанса оппоненту в очной "дуэли".

А вот и ГАЗ-46, он же МАВ-69
А вот и ГАЗ-46, он же МАВ-69

Тут-то на горизонте и возникла фигура Витольда Крещука - ведущего конструктора той самой амфибии модели 011 на ГАЗе, назначенного на эту должность только по той причине, что никто другой заниматься тупиковой "ноль одиннадцатой" машиной не хотел. Более того, у Крещука не было даже специального технического образования! Зато имелись иные "качества"... В общем, чтобы проложить дорогу в жизнь "своему" проекту ГАЗ-011, он написал парочку доносов куда следует и скинул со своих должностей троих ключевых специалистов на ГАЗе (главного конструктора Косткина, его заместителя Липгарта и директора Веденяпина) и заместителя министра автотракторной промышленности Гарбузова. Попутно под раздачу попали и конструкторы НАМИ, у которых отобрали премию за "ноль одиннадцатую" машину. В письме, адресованном Сталину, помимо доводки модели ГАЗ-011, Крещук взялся спроектировать новую амфибию МАВ-3, равных которой еще не было в мире, с поистине фантастическими характеристиками. И ему дали карт-бланш: повысили до должности заместителя главного конструктора и параллельно назначили начальником специально созданного на ГАЗе специального конструкторского бюро по плавающим автомобилям.

Самоходный макет чудо-амфибии МАВ-3 (она же ГАЗ-48)
Самоходный макет чудо-амфибии МАВ-3 (она же ГАЗ-48)

В общем, ничего из этого, конечно, не вышло. Были выброшены на ветер большие средства на попытку доводки неудачной машины ГАЗ-011 МАВ и подготовку ее производства. Дело ограничилось выпуском небольшой партии машин, которые все равно разваливались на ходу, не выдерживая нагрузок. Еще больше средств съела - совершенно впустую! - эпопея с попытками прыгнуть выше головы, разрабатывая изначально фантастическую машину МАВ-3. Сто конструкторов завода и десятки видных специалистов из других серьезных структур вынуждены были более года тратить драгоценное время на участие в этом прожекте. Кому интересны подробности, максимально подробные статьи обо всей этой эпопее, с показом найденных в последние годы документов на эту тему, мы недавно передали на сайт Drom.ru: про ГАЗ-011 и ГАЗ-46 - ВОТ ЗДЕСЬ, а детальный разбор полетов по ГАЗ-48 (МАВ-3) - ВОТ ЗДЕСЬ.

Собственно, а почему вообще мы решили об этом сейчас вспомнить? Всё очень просто, открылось еще одно новое интересное обстоятельство. В "дромовской" статье у нас написано, что после провала с МАВ-3 Крещука, как ни странно, не посадили, а сначала разжаловали из начальников обратно в число рядовых конструкторов. А поскольку в коллективе к нему отношение было очень специфическое (легко можете догадаться, какое), то при первой же возможности от него постарались избавиться - элегантно, путем перевода с повышением на другой завод, в другой город. Нам было известно, что Крещук во второй половине 1950-х работал главным конструктором Львовского велосипедного завода. Теперь же, буквально на днях, нашелся еще один новый фрагмент в этот пазл. Оказывается, между работой на ГАЗе и ЛВЗ в биографии Крещука был еще один короткий эпизод, когда он... был заместителем главного конструктора КАЗа в Кутаиси! Где от него взвыли уже через два месяца... Впрочем, просто прочитайте следующий документ.

-4

В общем, как говорится, парочка таких друзей - и уже никаких врагов не нужно...