Кто такие коренные мусульмане Европы? Османская империя пришла в Европу в 15 веке, дважды осадив Вену, однако ее территориальные завоевания со временем уменьшились, ускорившись в 19 веке, когда на Балканах начали возникать христианские государства. В 1878 году Берлинский договор («Об урегулировании дел Востока») определил будущие отношения между османами, недавно потерпевшими поражение в русско-турецкой войне, и европейскими державами. Договор признал Сербию, Черногорию и Румынию независимыми государствами и предоставил мусульманам в них полные политические, экономические и гражданские права, даже несмотря на то, что риторика национального строительства называла их козлами отпущения как отсталые остатки устаревшей, побежденной империи. Мусульмане могли голосовать, а их представители входили в национальные собрания,
Эти тенденции также имели место в Греции, Болгарии и на Кипре, но внимание Гребле сосредоточено на бывших югославских землях. Положительным моментом для мусульман в этой части Европы было то, что они сохранили контроль над исламскими (шариатскими) судами, которые регулировали семейное право, и благочестивыми пожертвованиями, которые финансировали исламское образование, позволяя исламским юристам действовать в качестве посредников с государственной бюрократией. Из-за важности исламских судей мусульмане начали превращаться в юридически признанное меньшинство в глазах как национальной администрации, так и населения в целом. К 1900 году лояльность мусульман оставалась разделенной, поскольку османские представления о субъектности, планы панисламской солидарности и европейские конституционные идеи столкнулись при формировании многогранного мусульманского мировоззрения.
Балканские войны 1912 и 1913 годов, в которых христианские балканские народы победили османов (первая), но затем объединились с ними против бывшего союзника Болгарии (вторая), и Первая мировая война стали водоразделом. Мусульман жестоко убивали или изгоняли, беженцам отказывали в репатриации, а оставшихся лишали имущества, избирательных прав и работы. Мусульмане Европы мобилизовались, чтобы предложить друг другу помощь, и некоторые из них обратились к исламу более строгим образом, чем раньше. Некоторые мусульмане активно работали с органами государственной власти; другие устраивали вооруженные восстания или обращались с петициями к иностранным правительствам. Поскольку архитекторы послевоенного международного порядка, зарождавшегося в Париже, отдавали приоритет самоопределению и правам меньшинств, после создания Королевства сербов, хорватов и словенцев в 1918 г. Мусульманские лидеры добивались официального признания своих единоверцев меньшинством. Конституция королевства 1920 года предусматривала право мусульман ссылаться на законы шариата в семейных и наследственных делах.
Королевство сербов, хорватов и словенцев стало Югославией в 1929 году. Белградское правительство проводило различие между «космополитами» говорящими на славянском языке в Боснии и Сербии и «дикими» говорящими на албанском и турецком языках в Косово и Македонии. Исламские институты продолжали играть ключевую роль, несмотря на яростные попытки диктатора короля Александра I («Объединителя») подчинить мусульман югославам. Мусульманские реформисты и традиционалисты столкнулись в своих взглядах на исламские институты, особенно в отношении образования и места женщин. Разнообразие политических образований, газетные статьи и беседы с коллегами из других стран показали, насколько разнообразны мнения мусульман перед лицом гомогенизирующего государственного давления. Реформы Александра подтолкнули многих к исламскому возрождению; немногие мусульмане оплакивали исчезновение Югославии в 1941 году.
Во время Второй мировой войны мусульмане Европы разделились на сторонников Оси и сопротивления. Сторонники исламского возрождения надеялись, что страны Оси усилят их политическое влияние; в Боснии было создано мусульманское подразделение Ваффен СС, 23-я горнострелковая дивизия СС Кама ( кама - кинжал, которым пользовались балканские пастухи). Другие присоединились к партизанам или четникам, сражавшимся с немцами, итальянцами и болгарами. Когда в 1945 году Тито начал строить социалистическое государство, основанное на единстве и братстве, мусульмане договорились о своем месте в этой второй Югославии. Некоторые прогрессисты считали социализм путем к освобождению от консервативного ислама, в то время как другие оказали сопротивление, предстали перед судом и были казнены.
Социалистическая конституция Югославии 1946 года упразднила шариатскую судебную систему, радикально изменив отношения между мусульманами и государством, которое взяло на себя исламские институты. Мусульманское население теперь рассматривалось как часть югославского целого, даже несмотря на то, что мусульмане оставались разделенными по местам проживания, языкам, религиозной принадлежности и политическим взглядам (хотя то же самое можно было сказать и о немусульманском населении Югославии).
Мусульманские население этих стран стоит определять как европейское. События в Черногории происходили в Европе, сотрудники медресе в Тузле или сторонники исламского возрождения в Сараево были европейцами, а распространенные дискурсы либерализма и самоопределения с самого начала были исключающими. Читатели должны насладиться ее триумфальным восстановлением мусульманской свободы воли: деревенские лидеры пытаются вернуть захваченное имущество, требуют репатриации или автономии; Исламские ученые, настаивающие на уважении религиозных традиций. В конце концов, мы обнаруживаем европейскую историю, включающую ислам, и в процессе, возможно, потребуется переосмыслить, что такое «Европа».
Лайки и подписка помогают развитию канала!
#история #ислам #география